Если вы не юрист, но вам должны

ДолгиГомзиков Игорь

Для начала, хочется заметить, что в случае, когда ваши права нарушены контрагентом и вам не возвращают долг, государство стоит на вашей стороне. Это нужно усвоить раз и навсегда. Это аксиома.

Итак, контрагент нарушил свои обязательства. «Что делать?» - Этот вопрос одолевает, как я понял, довольно широкую часть управленческого персонала. Опираясь на жизненный опыт, могу привести несколько простых, но действенных правил.

1) Вам должны - морально готовьтесь идти в суд.

Суд - дело хлопотное, долгое, требующее знания норм права, потому большинство пугается данных обстоятельств, оценивая стоимость госпошлины, стоимость юридических услуг и размер долга, многие просто опускают руки, не забывая грызть локти. Это неверный подход. Нужно быть готовым отстаивать свои две тысячи в суде. «Быть готовым» – это значит знать все нормы права, которые регулируют отношения между контрагентами в случае возникновения хозяйственных споров. В нашем случае нужно знать, что, помимо денежных средств, государство позволяет взимать с должника «проценты за пользование чужими денежными средствами». Нужно знать, что стоимость госпошлин оплачивает проигравшая сторона. Но главная причина необходимости моральной готовности к борьбе в суде – это необходимость убедить должника в серьезности ваших намерений. Шаман, который не верит – плохой шаман, ему посетители не поверят, что духи жаждут жертвы.

2) Предъявляете должнику претензию.

Под претензией понимается не бумажка с перечнем ваших обид, а инструмент досудебного урегулирования споров. У вас может не быть ни времени, ни ресурсов, ни юриста, но должник, скорее всего, не знает об этом, да и на коротенькое послание на пол-листа формата A4 найти время можно. Потом, управленец, чаще всего отвечает за определенный сектор деятельности предприятия, потому будет полезно знать правовые основы, регулирующие ваши отношения с контрагентами. Проще говоря, можно составить типовую претензию и пулять ей во всех должников, меняя лишь адрес, наименование контрагента, и прочие атрибуты претензии. По большому счету, претензия – это сухое, математическое доказательство того, что должнику выгодно урегулировать спор до обращения в суд. Итак, ваша цель одной бумажкой вернуть деньги. Для правильного составления претензии ознакомьтесь с тем, как оформляется претензия и какие необходимые атрибуты должны в ней присутствовать. Перечислю некоторые обязательные атрибуты:

  • наименование организации-контрагента, которой будет адресована претензия;
  • наименование своей организации с указанием точного почтового адреса, платежных реквизитов, контактной информации;
  • номер претензии и дата документа.

В претензии необходимо указать все документальные обоснования своего требования, номер и пункты договора, акты приемки-сдачи и прочее. Укажите всю законодательную базу, на которую опирается ваша претензия, статьи законодательства, пункты договора, правовые последствия для должника. Помните, что оптимальный способ доставки претензии – это не факс, а ценное письмо, с описанием содержимого, либо курьерская доставка с регистрацией претензии в журнале входящих документов. Даже если вы не собираетесь судиться, форма доставки будет говорить о серьезности ваших намерений. Если же вы собираетесь идти в суд, то при такой форме доставки должнику трудно будет доказать, что вы имеете в виду разное содержимое претензий. Обязательно сохраните копию претензии у себя. Претензия должна быть подписана руководителем предприятия.

Содержание претензии, как показывает опыт, должно быть максимально сжатым и кратким. Помните, претензия – это в первую очередь документ, а не рукопись Маршака. Претензия должна содержать суть договора, по которому нарушены обязательства, суть нарушения обязательств, ваши требования, сроки выполнения требований, санкции за неисполнение требований. Далее необходимо указать, в какие органы вы обратитесь и с какими требованиями, в случае невыполнении должником обязательств. Такая форма претензии говорит о том, что вы не собираетесь перепираться и «жевать сопли», а намерены действовать жестко и решительно, согласно вашей правовой информированности.

Стиль написания претензии должен быть требовательным, сухим, полным юридических терминов. Не стоит писать «прошу вернуть сто рублей». Нужно писать «требую погашения задолженности в размере ста рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере двух рублей» . Не стоит смущаться суммы в два рубля, должник должен осознать, что через месяц два рубля превратятся в 30.

Для заметки могу сказать, что не все правовые споры регулируются в досудебном порядке, однако возврат долга в чистом виде таким образом реализовать вполне возможно.

3) А вот если должник игнорирует ваши претензии, то стоит проверить, что это за фрукт. Не находится ли он в стадии банкротства и стоит ли с ним судится. Скорее всего, вы выиграете дело, но мало выиграть дело, нужно еще деньги получить. И тут нужно проверять, насколько состоятелен должник и стоит ли напрягать службу судебных приставов. Стоит ли нанимать юриста или можно пойти в суд самому. Поверьте, в случае большого интереса, вы сами можете выиграть дело даже у юристов с регалиями. Но это нервы и время.

Стоит отметить, что очень часто, предприятия не имеют в штате юристов, потому, если ваши требования законны, и у должника нет уверенности в том, что он победит, он может не нанимать юриста и просто не предоставить оного в суд. Также не стоит преувеличивать сложность юридического шаманства. Поищите в интернете, узнаете порядок подачи искового заявления. В суде будьте предельно вежливы, изучите порядок процесса и форму обращения с судьей. Не поленитесь встать, когда судья входит. Изучите порядок подачи ходатайства….

В заключении могу сказать, что наука юриспруденция - занимательна и полезна для управленца. Даже если у вас есть юрист, не поленитесь вникнуть в детали его деятельности, ибо полезно. И не верьте, что юрист – это шаман и наука сложна. Наука очень похожа на арифметику, потому она и скучна одновременно.

Удачи в возврате долгов!

Источник публикации: 

http://www.e-xecutive.ru/finance/financial_management/1411000/
Получено письменное разрешение редакции e-xecitive и автора материала на публикацию статьи в Клубе Продажников.
Дальнейшая републикация данного материала со страниц Клуба Продажников запрещена.

Поделиться: