Зарплата из общего котла

Зарплата из общего котла

Большая часть наемных работников – алчные чудовища, способные продать родную компанию за десятипроцентную прибавку к жалованию. Таковы издержки капитализма. Цинизм можно победить, признав взаимную зависимость сотрудника и компании. Валерий Митякин доказывает, почему эта система идеальна для малого бизнеса.

 

 

 

Раньше работодатель диктовал свою волю. Но времена изменились…

Сейчас господствуют независимость и требовательность сотрудников. «Мой талант должен быть высоко оплачен в любом случае, независимо от результатов организации!» - считает сегодня большинство наемных работников. Из этого проистекает масса техник, позволяющих «выбивать» у работодателя максимум возможного. Идет охота на высокую зарплату. Но работодателям становится все труднее удовлетворять запросы. Часто фирма, особенно в малом бизнесе, просто не в состоянии выполнить все требования о повышении зарплаты. 

Зарплата из общего котла

Большинство руководителей занимают позицию «заплатить минимум возможного, чтобы осталась хоть какая-то прибыль». Каждый тянет одеяло на себя, и отсюда проистекают конфликты в организациях. Классическое противоречие между трудом и капиталом никуда в России не делось, а сегодня лишь все больше обостряется. 

Но представьте себе, что существует система оплаты, которая точно распределяет результаты между всеми участниками процесса, справедливо учитывает текущий вклад каждого сотрудника в организацию, учитывает его талант, квалификацию, уровень ответственности, и в то же время связывает его оплату с результатами деятельности всей команды. При этом все материально заинтересованы в общем успехе и в успехе каждого коллеги. 

Почему я взялся за написание этой статьи? Я – не академический ученый, который не нюхал пороху в реальном бизнесе, но с апломбом рассказывает о теоретических моделях, не государственный служащий, паразитирующий на бюджете, а закаленный в боях за выживание сначала менеджер, потом руководитель, владелец и партнер малых бизнесов и франчайзинговой сети. У меня есть работающий инструмент, я хочу поделиться им со своими коллегами и представить материал для обсуждения. Грех удерживать эффективное, проверенное на личном опыте решение. А моя сверхзадача – внести свой вклад в повсеместный переход в нашей стране от эксплуатации к партнерству. 

Самая одиозная система оплаты основана на зависимости работника от работодателя – это окладная система. Фактически это рабская система. Мотивация здесь – страх перед наказанием или увольнением. 

Наиболее распространенная сегодня система оплаты основана на независимости работника и работодателя. В ней присутствует столкновение и конфликт интересов. Работник хочет как можно больше получить от работодателя за свою работу, а работодатель старается как можно эффективнее использовать талант и энергию работника за как можно более разумные деньги. Если они не смогут достичь взаимоприемлемого баланса, то легко прощаются друг с другом и ищут более подходящий вариант. В такой окладно-премиальной системе оплаты заключается причина текучки кадров в экономике. 

Третья система, наиболее справедливая, человечная и синергичная, основана на взаимозависимости и партнерстве: «Вместе справляемся с трудностями, вместе пожинаем плоды успеха». 

О варианте такой системы я хочу рассказать. Система проверена жизнью, тщательно обсчитана, переведена на язык программ и цифр, мы ее используем в наших компаниях уже много лет. С тех пор, как она была введена, никто ни разу не задал вопроса: «Почему я получил столько?» и никто ни разу не потребовал прибавки. В основе этой системы лежит философия партнерства, а не наемного труда. 

Зарплата из общего котла

Основная идея такова: мы партнеры, мы производим ценный для общества продукт или услугу и справедливо делим между собой полученные результаты. 

Еще один важный принцип: все открыто и прозрачно! Совершенно точно известен принцип распределения финансов. Все знают о результатах работы организации и каждого сотрудника в цифрах. Каждый сотрудник, обладая этими данными, с точностью до рубля может в любой момент подсчитать не только свою долю, но и вознаграждение каждого своего коллеги, от секретаря до директора. 

Весь полученный доход организации делится на фонды (средства, предназначенные на определенные цели). Для каждого типа фондов предназначены отдельные банковские счета, так что фонды не смешиваются и деньги тратятся строго по назначению. Так, например, определенный процент от общего дохода резервируется на предоставление услуг, обязательные платежи (налоги, арендную плату и др.), часть откладывается на фонд рекламы и продвижения, часть - на выплаты сотрудникам, отпуска и т.д. Существует много различных фондов: обучения, благотворительности, резерва, безопасности – я не буду перечислять все, чтобы не усложнять. 

Предположим, что на выплаты сотрудникам направляется 30% от общего дохода. Это и будет тот «Общий пирог», который предстоит по справедливости разделить между всеми участниками процесса производства товара или услуги. 

Допустим, что организация заработала за неделю 1 млн. рублей. Тогда 300 тыс. рублей пойдет на выплаты. Большинство людей согласны с тем, что уровень ответственности пропорционален оплате. Самая большая ответственность – у директора. Предположим, что это 100 единиц, тогда у его двух заместителей, например, – по 70 единиц, у пяти директоров отделений – по 50 единиц, у начальников отделов – по 35. А если сложить все эти условные единицы или, как мы еще называем их - базовые индексы зарплаты (БИЗ), у всех сотрудников, то получится, скажем, 1000 единиц. Тогда одна единица будет «стоить» 300000/1000=300 рублей. Это значит, что за неделю директор заработал 100*300=30000 рублей, его замы – по 70*300=21000, и так далее… 

Но таких расчетов недостаточно для справедливого распределения, так как не учитываются личные результаты работы каждого сотрудника. Для того, чтобы это учесть, нужно точно выяснить, а что ценного дает тот или иной сотрудник для организации и как это подсчитать в цифрах. Это можно сделать для любого поста в организации, и у нас это совершенно точно сформулировано и поддается исчислению. Так, например, сотрудник, отвечающий за продвижение, обеспечивает входящие запросы от потенциальных клиентов в виде запросов по электронной почте и телефонных звонков. Это можно подсчитать очень точно. И сравнить с тем уровнем, который был за предыдущий период. Если идет рост, то это поощряется повышающим коэффициентом, а если падение, то применяется понижающий коэффициент. После этого пересчитывается общая сумма БИЗов, рассчитывается стоимость одного БИЗа и вознаграждение каждого сотрудника.

Также при помощи коэффициентов можно учесть, к примеру, квалификацию и стаж работы в организации. 

Каждый сотрудник передает отчет о своей статистике в бухгалтерию для расчета его вознаграждения. Имеющаяся программа позволяет ввести данные и рассчитать оплату за 10 минут. Все объективно, никаких симпатий и антипатий руководителя, все определяет результат. Каждый заинтересован в максимальном успехе и эффективности своих коллег, потому что это увеличивает размер общего пирога. 

Окладов нет. Премий нет. Каждый зарабатывает для себя и для всех. Такова общая идея. Это – вариант партнерства. Такая организация очень стабильна, особенно в тяжелые времена кризиса, и прекрасно процветает в обычные времена, так как все нацелены на результат. 

Я убежден, что капитализм изжил себя, а эксплуатация не имеет будущего, так как присвоение результатов чужого труда вызывает у работодателей все больший стыд, а у работников – все большее несогласие.

Источник публикации: 

http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1239465/
Получено письменное разрешение редакции e-xecitive и автора материала на публикацию статьи в Клубе Продажников.
Дальнейшая републикация данного материала со страниц Клуба Продажников запрещена.

Поделиться: