5 перемен в эпоху пандемии. Личный опыт руководителя

5 перемен в эпоху пандемии. Личный опыт руководителя

Информационное пространство перегружено тревожными новостями. Любой кризис для руководителя – своего рода вызов, проверка на прочность и… шанс пересмотреть текущие стратегии развития и управления персоналом. О том, что значит нынешняя ситуация для современного руководителя и какие меры он может предпринять для выхода из пике.

1. Уйти, чтобы остаться. Удаленная работа как возможность выжить

Следуя мировой стратегии замедления распространения коронавируса, перевела сотрудников компании на удаленную работу.
Не всякий бизнес может по щелчку пальцев трансформироваться в дистанционный формат. И это уже вызов для руководителя – поддерживать эффективную коммуникацию на расстоянии. Отдаю себе отчет, что переход в «цифровой формат» может вызывать у сотрудников эмоциональные проблемы. Это стопроцентный выход из пресловутой зоны комфорта, когда люди вынуждены обустраивать рабочие процессы в новых реалиях. Задача осознанного руководителя — дать понять, что он всегда на связи и готов оказать посильную помощь. Сейчас, несмотря на возросшую нагрузку руководителя, как никогда важны индивидуальные созвоны с членами команды. Это позволяет держать руку на пульсе и отслеживать ресурсное состояние людей в новых реалиях. Проявление эмпатии и эмоционального интеллекта для руководителя в новых условиях особенно, даже жизненно важно.
Кроме того, конечно же должны быть регулярные планерки в формате конференц-колл. Мозговой штурм, обмен идеями в режиме онлайн не менее эффективен, плюс дает тот самый дополнительный инструмент контроля над процессами в бизнесе и опять же мотивирует сотрудников не «отсиживаться в норке», а использоваться весь свой креатив в полном объеме.

  1. Черный лебедь приносит новых звезд

В бизнесе есть яркое понятие «черного лебедя» – это беспрецедентное, принципиально непрогнозируемое событие, которое жестко меняет правила игры. Так вот, в рамках появления того самого «лебедя», а проще говоря форс-мажора, некоторые люди ведут себя достаточно специфически. Изучение практики MBTI (типология личности Майерс–Бриггс) дало мне возможность превентивно определить, как члены моей команды реагируют на стресс и какие поведенческие стереотипы демонстрируют. В эпоху кризиса, вызванного пандемией, особенно важно дать возможности для реализации «антикризисных» талантов правильным людям.

  1. Стресс-серфинг. Быть на волне!

Эволюция создала стресс для нашего выживания – это важно вспомнить и как следует осознать именно сейчас. Психологи образно сравнивают нашу жизнь с океаном, где стресс подобен волне, поднимающейся при столкновении с чем-то угрожающим. Так вот, стресс-серфинг – это использование энергии волны, чтобы вознестись над горизонтом и увидеть новые бизнес-возможности. Главное – скорость реакции на изменения! Любой кризис нарушает равновесие спроса и предложения и создает новые запросы, которые с высоты той самой «стрессовой волны» легче увидеть. В штиль такое невозможно.

Сохранять мотивацию и дисциплинированность сотрудникам компании помогает корпоративная приверженность ЗОЖ. В условиях карантина мы не забываем про активное времяпровождение, используя домашние тренажеры (подвесные петли, балансировочные подушки, стрейч-платформы и т.п). Упражнения для стоп и всего опорно-двигательного аппарата, растяжка и функциональный тренинг – то, что позволяет сохранять привычный уровень энергичности, а заодно неплохо снижает градус тревожности.

  1. Дели на… Антикризисная арифметика

Любая работа в условиях турбулентности начинается с работы «антикризисного штаба». Первое, что должен понять руководитель, выстраивая стратегию противостояния и иерархию приоритетов, в какой отправной точке находится сейчас его бизнес. Затем следует проанализировать затраты, выделить долгосрочные вложения и обязательные траты, от которых нельзя отказаться (заработная плата, арендные платежи и т.д.). Анализируя затраты на рекламу, мы сейчас стараемся выстроить верный вектор корпоративной коммуникации с целевыми аудиториями с поправкой на «ветер перемен». Клиенты и партнеры сейчас особенно чувствительны, так как процесс адаптации к новой реальности у всех проходит одновременно.

К сожалению, сегодня невозможно предсказать ни продолжительность пандемии, ни ее последствия. Но сценарное планирование позволяет хоть как-то подготовиться к разным вариантам развития событий.

  1. Мы это уже проходили! Используйте свой позитивный опыт для преодоления трудностей и устранения негатива

Важнейшая роль руководителя в период многофакторного стресса – снижение чувства страха у сотрудников. Уверенность лидера – «твердая почва под ногами» для всей компании. На уровне физиологии у человека есть привычка сосредотачиваться на негативе. Это заложено эволюцией – люди изначально должны были плотно концентрироваться на угрозе, чтобы выжить. Нейробиологи называют это «негативной предвзятостью». А физики могли бы назвать «психологической индукцией» тот факт, что одни тревожные сотрудники, «напитавшись» в тяжелом эмоциональном поле, «заряжают» других. Важнейшая роль лидера в кризис остановить этот процесс. В нашем случае справиться с паникой помогает позитивный долгосрочный опыт компании и наличие «безусловного капитала» – проверенных временем партнеров.

Наша компания работает на российском рынке уже 15 лет и, соответственно, пережила не один кризис. Невероятный плюс для нас в нынешней ситуации – долгосрочная работа с ключевыми партнерами. С некоторыми из них мы сотрудничаем уже 10, а с некоторыми и все 15 лет. Отдавая себе отчет, что этот кризис – абсолютно новая, непохожая на прочие ситуация, я верю, что опыт плодотворного сотрудничества, партнерства и честности в отношениях сейчас - самый главный капитал, который мы имеем.

Сегодня в бизнес-среде можно услышать пессимистичные высказывания, дескать «все упало до нуля!». Считаю, что любой бизнес, где есть капитал доверия, капитал известности, устойчивости команды и партнеров – уже нельзя приравнивать к нулю. Все это дорогого стоит!

Ольга Чижевская, директор ООО "Подиатр"

Поделиться: