Инфоцыгане: инструкция по опознанию

Инфоцыгане: инструкция по опознанию

Солнцева Анастасия

Все сталкивались с курсами, которые обещают прокачать продажников до уровня «бог», научить вести бизнес как надо и зарабатывать в пятнадцать раз больше, чем сейчас. Подумали про нас? Ха! Сейчас расскажем про настоящих инфоцыган.

Начнем с терминов. То, что у нас принято называть инфобизнесом, на Западе всегда называли инфомаркетингом. В конце девяностых – начале нулевых оттуда сюда хлынул поток литературы, который предприимчивые товарищи стали переводить, присваивать ценные идеи и продавать под видом собственных. Потом появились самобытные продукты от реальных бизнесменов — карусель инфомаркетинга закрутилась.

Книги, курсы, email-рассылки и прочие обучающие программы оказались довольно популярными, поэтому к их производству подключились не самые честные люди. Они продавали — и продают до сих пор — абсолютный шлак, который никоим образом ничью жизнь не меняет. Но упакован красиво: приличный сайт, отзывы довольных клиентов и преподаватель, который делает паузы во время выступления. Полезной информации при этом ноль.

Вот вы и познакомились с инфоцыганами. Беда в том, что некоторые из них чертовски убедительны и обман можно раскрыть только на курсах. То есть когда вы уже заплатили, пришли на лекцию или запустили ее онлайн — и поняли, что никакой полезноты тут нет. К счастью, есть признаки, по которым можно заподозрить их с самого начала. Итак.

 

#1 атрибуты красивой жизни

На личных страничках инфоцыган вечный карнавал: море, пальмы, виллы на Бали, бассейны с фламинго и коктейли с зонтиками. При этом они пишут, что заработали на все за пару месяцев и готовы рассказать вам, как. Ну, чтобы вы тоже так жили, только купите вебинар за 2 999 рублей. Не странно, нет?


Настоящие бизнес-тренеры если и выкладывают фоточки из какой-нибудь Греции, то только потому, что полетели туда на конференцию или встречаться с партнерами. При этом вряд ли станут демонстративно совать в камеру руку с ролексом (на руле ламборгини, конечно). Нет, они тоже отдыхают, но не по полгода — как утверждают некоторые.

Инфоцыгане, признак 1

#2 темы для широкой публики

Инфоцыгане не могут предложить знания, поэтому темы в основном выбирают обширные — чтобы захватить аудиторию побольше. Короче, в основном это саморазвитие, моментальное обогащение и заработок в интернете. Но коли уж мы говорим о продажах, еще пара слов про ЦА.

У них вы не найдете какие-то узконаправленные курсы для менеджеров по продажам, торговых представителей, продавцов-консультантов, сотрудников колл-центра, руководителей отделов и так далее. Инфоцыгане предложат знания для всех и сразу — удобно же. Нет, здесь тоже могут быть нюансы: например, на тренинги для улучшения взаимоотношений внутри команды естественно надо звать всю команду. Но продать «все, всем, прямо сейчас»? Не-а.

#3 очень подробно о проблемах

Чтобы продать любой, в смысле даже настоящий, курс, надо пройтись по болям аудитории. Но одно дело, когда дело обходится парой фраз, и совсем другое, когда вам в красках начинают расписывать, как падают продажи, менеджеры занимаются непонятно чем, а CRM работает неправильно.

Если видите целенаправленное нагнетание, бегите. Профессионалы, как правило, предлагают решение проблем без долгой эмоциональной раскачки. Например: «Расскажем, где взять клиентов и как с ними подружиться» — и сразу понятно, какие две боли тут подразумеваются.

#4 быстрый результат с минимумом затрат

Вам предлагают волшебную пилюлю, которая мигом решит копившиеся годами проблемы. Инфоцыгане создают у своих клиентов ощущение, что от них никаких усилий не потребуется. Ну, знаете, просто пейте перед сном стакан… — это вот всё.

Возьмем тренинги по автоматизации отдела продаж, хотя для инфоцыган тема достаточно узкая. Но допустим. Вам три занятия подряд будут рассказывать, что та же CRM может и как продажи с ней взлетят, но о том, как настраивать ее под конкретный бизнес и обучать сотрудников — нет.

Инфоцыгане, признак 2

 

#5 нет примера продукта

Покупатели курсов тоже хотят знать, за что отдают деньги, поэтому авторы должны показать трейлер, программу или фрагмент какого-то урока. Иначе может оказаться, что преподаватели записали уроки у себя на кухне под аккомпанемент соседского перфоратора.

Так вот у инфоцыган ничего подобного нет. Максимум — фотки счастливых студентов. Стоковых, скорее всего. Но их легко отличить. В общем, перед покупкой курса целесообразно поискать выступления спикера где-нибудь еще. Если он действительно специалист, на ютубе точно будет.


Инфоцыгане, признак 3
Пример стоковой фотки от Эмилии Кларк.

Конечно, есть и другие приемы вроде обратного отсчета времени и трех курсов по цене двух: «твоя скидка 20% сгорит через 12 часов», «осталось всего пять мест, успей зарегистрироваться» — но такое создание ажиотажа характерно и для вполне себе настоящих бизнес-тренеров. Чего не сделаешь для конверсии.

А теперь — портрет настоящего бизнес-тренера.

Что должно быть у бизнес-тренера

  1. Прежде всего фирма или ИП. Это вы легко можете проверить на сайте зачестныйбизнес.рф. Дальше — оплата через эквайринг плюс электронные чеки. Если вас вдруг просят перевести деньги на карту, тут явно нечего ловить.

    Еще подобные услуги можно оказывать только на основании договора-оферты или обычного бумажного. Последнее могут себе позволить тренинги и курсы, у которых не очень много студентов. Если говорить о сайте, то на нем должны быть реквизиты: ИП, ИНН, ЕГРИП, адрес, контакты, политика конфиденциальности и ссылка на договор-оферту.

  2. Важный момент — история. Все мы оставляем информационный след в интернете, а публичные люди — и подавно. Если о человеке невозможно найти никаких упоминаний, кроме как в том самом гиперуспешном аккаунте Instagram с красотками на сказочном Бали, перед вами сомнительный субъект. О настоящем бизнес-тренере пишут СМИ (публикуя интервью и анонсы выступлений), на него ссылаются, его цитируют. В общем, ищите и расследуйте.
  3. Третий фактор, подтверждающий профессионализм тренера — это то, насколько он известен сообществу. Бизнес-тренеры, как и любые нормальные люди, занятые общим делом, общаются, встречаются на профильных ивентах, поддерживают друг друга (или, наоборот, соперничают). Так или иначе, стоит поспрашивать у тех, кто ведет тренинги, или хотя бы их регулярно посещает, кто перед вами.
  4. Продукты, кроме тренингов. Это могут быть книги или другие артефакты — например, как наши настольные игры. Если бизнес-тренер родился не вчера и уже заработал репутацию, он стремится продавать больше, находить новые форматы «упаковки» контента.
  5. Ну и никто не отменял чужое мнение в интернете. Имеются в виду не отзывы на сайте тренера (или инфоцыгана), а независимые отзывы в остальном интернете. Конечно, их тоже стоит пропускать через мелкое сито, ведь даже приличный тренер кому-нибудь может быть лично неприятен. Попробуйте найти контрастные мнения и вывести среднее значение. Получается скорее «минус», чем «плюс» — отправляйте такого короля инфобиза в черный список.

Резюмируем

Инфобизнесмены говорят о развитии определенных навыков и не предлагают легких путей, секретов успеха и тому подобного. Инфоцыгане обещают тайное знание, золотые горы через пару месяцев и простое решение сложных проблем. А еще на корню пресекают критическое мышление. Они его, правда, называют негативным.

Помните: когда вам очень сильно пытаются что-то продать, это уже повод насторожиться. Но если очень хочется, хотя бы поищите отзывы на сторонних ресурсах. Ну и ни в коем случае не ведитесь на ламборгини под пальмами на Бали.

 

Поделиться: