Как мотивировать сотрудников миссией компании?

Аватар пользователя Алексей Фомин

Цели

Стимулирование сотрудников

Как это работает

Миссия…Может ли это красивое «западное» слово, быть реальным инструментом мотивирования сотрудников? Скептическое отношение к теме миссии компании, во многом, вызвано неверным применением этого явления на практике. Но давайте вначале разберемся: что такое миссия? Среди огромного количества определений, наиболее точным, на мой взгляд, является следующее. Миссия – это смысл существования компании, помимо зарабатывания денег. Главное  назначение миссии - направлять сотрудников организации, указывать им МЕГАЦЕЛЬ. Вокруг этой идеи консолидируются все усилия компании.

Почему же во многих компаниях, где прописана миссия, она не работает? Основные причины «мертвой» миссии следующие:

1. Сверхожидания от созданной миссии («сейчас напишем миссию и у нас все попрет!»).  Миссия - это призыв к действию, но не само действие. Как говорится в одном известном афоризме: «Хоть сто раз скажи «халва», во рту слаще не станет». Помимо создания миссии,  нужны конкретные (ежедневные) действия сотрудников в выбранном направлении;

2. Миссия содержит набор наукообразных  фраз, «непостижимых» для сотрудников («наше постоянное и непрерывное совершенствование…»,                     «мы создаем  унифицированные ценности посредством вертикальной интеграции…», «выстраивание отношений с клиентами на основе гибкого индивидуального подхода, квалифицированного и своевременного выполнения своих обязательств с неизменно безупречной и растущей репутацией» и т.п.);

3. Миссия не воспринимается сотрудниками как ориентир для свершений. Наоборот, миссия компании становится предметом для шуток или элементом повседневности. Я лично видел, как в бухгалтерии одной компании на табличке, где была написана миссия, пили чай. Хотя по идее, она должна была висеть у них на стене;

4. Еще более худший вариант, когда миссия не разделяется и высшим руководством. В том смысле, что миссию однажды создали, разместили на корпоративном сайте и благополучно забыли. Ни один сотрудник компании, (включая топ-менеджеров) не может вспомнить, что в ней написано. Естественно, никто не воспринимает ее как значимую цель.

Как избежать этих ошибок у себя в компании? Ниже, перечислены важнейшие этапы создания рабочей миссии.

Алгоритм создания миссии

  1. Осознание высшим руководством необходимости разработки миссии. Это шаг, обозначен «нулевым», поскольку без него все последующие действия не имеют смысла.
  2. Создание рабочей группы по написанию миссии. При разработке миссии обязательно должны присутствовать топ-менеджеры, т.к. в миссии должны отражаться не абстрактные идеи рабочей группы, а видение развитие фирмы на перспективу.
  3. После того, как рабочая группа создала «черновой вариант» миссии, его необходимо представить на коррекцию и дополнение сотрудникам компании. Вначале, нужно обязательно разъяснить сотрудникам смысл создания такого документа. После этого, можно сделать рассылку по электронной почте проекта миссии и попросить сотрудников внести замечания и предложения. Обязательно установить сроки принятия дополнений!
  4. После учета мнения сотрудников, создается окончательный вариант миссии.
  5. Рабочая группа создает план внедрения миссии в компании.
  6. Доведение до сотрудников утвержденного варианта миссии компании. Чтобы миссия начала мотивировать, руководству необходимо «выгодно продать» ее сотрудникам компании. Работники должны поверить в миссию компании, принять все связанные с ней нововведения.
  7. Внедрение миссии в работу компании (в соответствии с созданным планом, пункт 4). Здесь есть множество вариантов. Текст миссии можно разместить:

на корпоративном сайте, специальных табличках (в каждом подразделении компании), рекламной и сувенирной продукции компании, грамотах  и дипломах.

Но самым главным моментом рабочей миссии является, использование ее руководителями как инструмента  при оценке  действий сотрудников (что соответствует, а что не соответствует миссии). Например, если у вас одним из элементов миссии является «поиск новых возможностей», задайте сотрудникам вопрос: что было сделано ими за последнюю неделю в этом направлении?

Также, применение миссии важно при  составления еженедельных и месячных планов работы отдела, компании в целом.

 

Примеры миссий

Sony Corporation -«Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска».

Toyota -«Строительство автомобилей - это общественной дело, объединяющее работу многих людей».

McDonald’s: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».

MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».

Международный Красный Крест: «Защищать беззащитных».

 

Советы

Не делайте громоздких миссий. Для формулирования главной идеи миссии хватает одного предложения («Будущее создается сегодня», «»Быть лучшими» и т.п.). Расшифровка миссии не должна быть больше 10 предложений;

Избегайте красивых «заумных» штампов.  Миссия должна быть конкретной, простой и понятной;

Одна из распространенных ошибок создание «констатирующей» миссии, которая не вдохновляет, а просто констатирует: Например: «мы занимаемся продажей мужской одежды и хотим стать лидерами в своей области». Лучше написать «мотивирующий» вариант: «Мы стремимся одевать мужчин так, чтобы они были стильными и солидными, чтобы ими восхищались»».

В миссии не должно быть формулировок, связанных с финансовыми показателями  и получением прибыли.

Сроки внедрения

1 – 3 месяца.

Юмор в тему

На швейной  фабрике создали миссию:

«Поднимем наши юбки выше мировых стандартов».

 

Поделиться: