Продавец, консультант, менеджер по продажам

Аватар пользователя Владислав Белоусов

Итак, у вас есть стартап, или уже работающий бизнес. Или вы хотите запустить новый проект. Или вы стоите во главе отдела/департамента предприятия, или владеете бизнесом с историей – в контексте сегодняшнего разговора, это не важно. 

У меня есть вопрос с подвохом - как думаете, нужны ли вам продавцы?

Логично предположить, что нужны. Только это не так.

Нет, безусловно необходимы люди, которые будут продавать продукт, который вы производите неважно товар это или услуга. Это очевидно. 

Только давайте определимся, кто работает у вас.

Итак, сотрудников отдела продаж, которые непосредственно коммуницируют с вашими потенциальными клиентами можно разделить на 3 категории:

·     Продавец

·     Продавец-консультант

·     Менеджер по продажам

Думаю, уже из классификации понятно, кто есть кто, но давайте повторим это на всякий случай

Продавец – человек, который оформляет сделку между вашей компанией и новым клиентом, т.е. буквально документально оформляет ее. Все. Больше он ничего не делает. Это такой человек, который сидит уткнувшись в монитор, или в телефон даже когда вы всем своим видом проявляете заинтересованность, до тех пор, пока вы его не окликнете. Тогда он с важным видом спрашивает вас, чего бы вы хотели и как будто делая одолжение проводит покупку. В лучшем случае может ответить на пару вопросов о сроке годности и производителе товаров. О свойствах лучше не спрашивать, скорее всего либо не скажет ничего, либо еще хуже – наврет. Про сервис лучше не упоминать – рискуете быть посланными. Кроме откровенных лентяев, продавцы бывают еще кассирами например, или приемщиками на СТО, или администраторами в салонах красоты, иногда продавцами в обувных магазинах и магазинах одежды, в этих случаях на них навешано очень много другого функционала, зачастую они просто не успевают хорошо выполнять роль консультанта.

Продавец-консультант– это человек, который отлично знает ассортимент продаваемого продукта, его потребительские свойства. В его функционал должны входить максимально полные консультации всем вашим клиентам, информирование клиента обо всех плюсах и минусах сделанного клиентом выбора, подобрать в зависимости от потребности клиента тот или иной продукт. Убедить клиента совершить покупку. 

Правда с последним обычно напряг и в 99% случаев этого не происходит поэтому правильнее будет назвать этих сотрудников просто консультантами. Таких ребят мы встречаем повсеместно от магазинов одежды, электроники, сумок и тд с их «подсказать что-нибудь», до интернет-магазинов и всевозможных предприятий оказывающих услуги. В какой-то степени даже официантов можно отнести к консультантам. 

Менеджер по продажам (salesmanager– управляющий продажами). И здесь надо разобраться, что значит «управлять». Управлять чем-либо это значит влиять на количественное и структурное изменение этого. Если проще, то вы управляете процессом, когда можете его ускорить, замедлить, расширить, сузить, начать или остановить. 

Прочитайте еще раз последнюю формулировку. 

Осознайте пропасть между консультантом и менеджером по продажам. 

Консультант не может влиять на величину и структуру продаж (если конечно сознательно или неосознанно не будет сливать клиентов определенного сегмента)

Менеджер по продажам не просто может, но и обязан это делать. Проще говоря, менеджер по продажам может и должен привлекать новых клиентов абсолютно различных сегментов вашей аудитории. Более того, именно этот человек определяет, с кем ваша компания будет работать, а с кем – нет. И безусловно, менеджер по продажам должен быть лучшим консультантом. 

А теперь честно – кто работает у вас?

Давайте представим себе бизнес. Хороший, работающий хотя бы 5-7 лет, маржинальный бизнес. В котором более-менее отлажены бизнес-процессы, как-то, возможно даже четко расписан функционал должностей. Вероятно, даже построена система мотивации. 

И в этом бизнесе есть отдел продаж. И в отделе продаж сидят продавцы. 

Думаете фантастика? 

А я вот часто встречаю такие бизнесы, например, когда звоню в интернет-магазин, а продавец на мои вопросы отвечает «я не знаю/я не могу посмотреть/я не могу подобрать/все на сайте написано», или когда я захожу в магазин одежды и не могу разобраться в ценниках, где висят те или иные модели, есть ли нужный размер и тд – за продавцами иногда приходится бегать по выставочному залу. Нет серьезно, в прямом смысле слова бегать – ловить их, пока они не скрылись из зоны видимости. Или из b2bсферы – когда я звоню одному из наших клиентов, как тайный покупатель и хочу сделать заказ на 100 000 рублей (для них это средний опт), а продавец мне отвечает, что не может дать мне спецификацию по товарам и предлагает мне перезвонить на следующий день. Клиенту перезвонить самому. На следующий день. 

И таких примеров на самом деле масса. 

И если с продавцами все в принципе понятно, то давайте разберемся кто же у вас продавцы-консультанты, просто консультанты, или же все таки менеджеры по продажам?

Более того, давайте разберемся, кто же вам необходим?

Давайте придумаем бизнес, в котором не нужны менеджеры по продажам. 

Любой человек прочитав это скажет – зачем мне просто консультант, если можно получить сотрудника, который еще и будет привлекать клиентов? И будет прав.

Есть одно «но» - бюджет вакансии. 

Так уж сложилось, что большинству из нас дискомфортно общаться с большим количеством новых людей. И профессиональные менеджеры по продажам этим пользуются. Профессиональный менеджер по продажам никогда не оценит себя наравне с консультантом. Хорошо если в 2 раза дороже. А зачастую и в 3. 

Получается, что за умение привлекать клиентов, вы будете переплачивать в 2-3 раза. 

А так ли оно вам надо?

Вот простой пример: у моей знакомой есть садовый центр, в котором продаются разные садовые деревья, кустарники от яблонь и цветов по 600 рублей, до огромных сосен-бонсаи по 200+ тысяч. 

Как думаете, нужны ли ей менеджеры по продажам?

Я думаю – нет. Потому что ей нужны сотрудники, которые будут четко понимать все плюсы и минусы ее товара, ориентироваться в структуре и маржинальности каждого направления, быстро считать и четко вести клиента от момента заинтересованности при входе в садовый центр до момента оплаты. 

При этом такие сотрудники совершенно не обязательно должны уметь знакомиться с новыми людьми, создавать и выявлять скрытые потребности, а также работать на длинном цикле сделки не отпуская клиента по несколько месяцев, а возможно и лет. Другими словами, они не должны управлять каналом продаж. Они должны качественно, четко и наиболее полно обслужить входящий поток клиентов, предлагая клиенту максимально выгодное для него и для нанимателя решение его проблемы.

Такая же логика и в офлайн магазинах одежды, обуви, электроники и тд

Теперь давайте рассмотрим другое направление, например, бухгалтерские услуги. Бесспорно, что настоящее УТП в таком высоко конкурентном бизнесе придумать сложно (не говорим сейчас про маркетинговые фишечки), вот здесь, когда маркетинговая стоимость привлечения клиента становится бесстыдно дорогой, нам и не обойтись без профессиональных менеджеров по продажам.

И сразу стоит оговориться, что активное привлечение клиентов абсолютно не равно холодному обзвону. 

Активное привлечение клиентов — это посещение тематических мероприятий, стимулирование сарафанного радио, работа с партнерами компании, обзвон базы с предложением (но не в формате классического «здрасте, а вам бухгалтерские услуги не нужны», а с состоявшимся кейсом и конкретной ценностью «добрый день, я представляю компанию xxxи у нас есть решение, которое позволит вам оптимизировать налоговую нагрузку до 20% в квартал. Интересно ли вам?»). 

Более подробно обо всех способах активного привлечения клиентов мы поговорим в других статьях.

При этом, менеджеры по продажам и продавцы консультанты абсолютно разные психотипы людей, эффективно решающие разные задачи. Плюс продавцы – консультанты и стоят в разы дешевле. 

Так кто вам нужен в отдел продаж?

Поделиться:

Не допонял цель статьи автора. Если PR, то с почином. Если крик души, то велкам. По сути, вы получите ровно того работника, кои задачи на него возложите. И не важно как его называть.

Мудрые руководители так говорят, что если хочешь сделать хорошо, сделай сам. А, вот если работа требует такой квалификации, которой руководитель не обладает, или его время уже стало дорогим, он покупает наёмный труд. Далее возникают трудовые и человеческие отношения. И, как мне кажется, искусство руководителя не в жестком администрировании, а в постоянной мотивации сотрудника. Постараться увидеть в человеке не биологическую оболочку, а обычного человека со всеми его тараканами и работать именно с этим. У автора сквозит жесткий прагматизм в отношении человеческих био ресурсов. Похоже, на рассуждение бывшего раба, теперь уже самого взявшего плетку....