Рефрейминг или как мотивировать сотрудников?

Аватар пользователя Алексей Фомин

Цель

Демонстрация сотрудникам преимуществ, которые несет в себя сложная задача или проблемная ситуация.

Притча

«У одного короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая случалась в его жизни, имел привычку говорить:

 «Это хорошо!»

Однажды король находился на охоте. Из-за неисправности ружья в момент выстрела, ему оторвало большой палец руки. Друг как обычно изрёк:

 «Это хорошо!»

На это король ответил:

 «Нет, это не хорошо!» -  и приказал отправить своего друга в тюрьму.

 Прошло около года, король охотился в дальних краях. Его схватили каннибалы и привели в свою деревню. Когда они подошли к нему ближе, то  заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.

Возвратившись домой, он вспомнил случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.

- Ты был прав, - сказал он, -  это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло.

- Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.

- Нет, - сказал его друг, -  это хорошо!

-  Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму? 
- Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».

 

Как это работает

Слово «рефрейминг» — производное  от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку», «по-новому формулировать». Технология рефрейминга была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х г. и успешно применяется в НЛП. Рефрейминг – это своеобразный  принцип, что в любой ситуации есть позитивный ресурс, только его нужно увидеть и постараться использовать. 

Как можно использовать технологию рефрейминга в управленческой работе?                         

Рефрейминг – это прием, позволяющий руководителю представить сотрудникам сложную задачу или болезненное изменение в компании с позитивной стороны. Здесь, лучше всего применимы три способа рефрейминга:

1.   Переформулирование проблемной ситуации с позитивной стороны.

Одну и ту же ситуацию, можно представить по - разному.

Сравните:

 

НЕГАТИВНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ

 

ПОЗИТИВНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ

«Перед нами встала проблема…»

«Перед нами поставлена задача…»

«У нас кризис….»

«У нас переходный период…»

«Нам нужно урезать бюджет…»

«Нам нужно оптимизировать бюджет…»

«Это-сложный клиент…»

«Это требовательный клиент…»

«Это - трудная задача…»

«Это важная задача…»

 

Переформулирование – это не обман, не простая замена негативных слов на позитивные. Это другое (часто более адекватное) восприятие ситуации. Причем, какое восприятие такими будут и дальнейшие действия сотрудников.

2.   Постановка ситуации выгодный для сравнения ряд.

Сравните:

- «У нас в компании жесткие требования к сотрудникам…»;

ИЛИ

- «Да, у нас жесткие требования к сотрудникам. Однако, если вы сравните с теми требованиями, которые есть в компании «N» получится другая картина: там требования жестче, но зарплата на порядок меньше…».

3.   Рефрейминг при помощи слова «зато…».

В этом способе рефрейминга, руководитель признает объективные трудности, но затем показывает выгоды, которые несет в себе эта ситуация:

- «Да, у нас жесткие требования, зато у нас люди становятся настоящими профессионалами…зато наши сотрудники получают хорошие премиальные…» и т.п.

Все  перечисленные способы рефрейминга можно использовать, как вместе, так и по отдельности при доведении информации до сотрудников.

 

Пример

Ситуация: в компании вводится тестирование профессиональных знаний сотрудников (периодичность проведения – 1 раз в квартал). Результаты тестирования влияют на переменную часть зарплаты.  Руководитель подразделения должен сообщить об этом нововведении сотрудникам.

Как это плохо сделать? Сказать сотрудникам, примерно следующее:

«У меня для вас плохие новости: руководство компании решило начать оценивать ваши профессиональные знания. Каждый квартал специальная комиссия будет проводить жёсткое тестирование на знание продукции и  стандартов компании. Всем, кто покажет низкие результаты, грозит либо урезание зарплаты, либо увольнение…».

Как лучше всего подать это нововведение? Например, так:

«Коллеги, у меня для вас важные новости. В нашей компании вводится тестирование профессиональных знаний сотрудников. Проводится оно будет  1 раз  в квартал. Для чего это делается? Во-первых, для усиления нашего уровня при работе с клиентами. В тех компаниях, где есть такая практика, сотрудники реально показывают высокие результаты в объеме продаж. Во-вторых, мы сможем увидеть свои слабые стороны и составить с их учетом полезную программу обучения. В-третьих, у нас появляется еще одна возможность влиять на свою зарплату. Чем выше будет тестовый балл, тем выше надбавка к окладу».

 

Рекомендации

Рефрейминг вначале делается в «голове» руководителя, а затем в «головах» сотрудников. До тех пор, пока вы я не увидели для себя позитивных моментов в ситуации – не спешите ее проговаривать подчиненным.

Руководитель должен верить в то, что он говорит. Причем, эта вера должна подкрепляться не только позитивными  словами, но и невербальными компонентами (открытой позой, уверенным взглядом и т.д.). Исследования показывают, что слова оказывают только 7% воздействия на людей, 38% - интонация, 55% - язык тела (поза, жесты, мимика).

 

Сроки внедрения

Сразу после прочтения.

 

Юмор в тему

На предприятии понизили зарплату на 50%. Работники ходят грустные. Генеральный директор спрашивает:

 - Что такие грустные, ребята?

 - Зарплата маленькая.

 - Как это маленькая!? Она на 50% выше!

 - ??? Выше чего?

 - Выше, чем будет в следующем месяце!

 

Поделиться: