Стресс на работе: причины и что с ним делать?

Стресс на работе: причины и что с ним делать?Запорожец Олеся

Материал может быть интересен каждому, кто испытывает стресс на работе или кому предстоит стрессовый период с связи со сменой работы, карьерным ростом, сложным проектом, сменой коллектива. Особенно актуально сейчас, когда важнее всего результаты, планы, клиенты, и стрессоустойчивость является одним из важнейших качеств сотрудника практически любой компании.

Так часто сегодня говорят про стресс. Наверное, многие из вас замечали при поиске работы одним из наиболее частых критериев, которому должен соответствовать кандидат, является стрессоустойчивость. И у меня ни раз возникал вопрос: а что же подразумевают работодатели под этим? И на сколько верно соискатели оценивают свою способность быть стрессоустойчивым?

Начну с того, что же такое стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.

То есть, чем меньше эмоций, тем мы стрессоустойчивей?

Лично для себя я включаю в это еще и физическое здоровье. Вы можете быть очень неэмоциональным человеком, казаться сотрудником высшего уровня стрессоустойчивости, но однажды не выйти на работу, потому что у вас ангина, мигрень или что-то еще, что хоть как-то «освободит» вас от стресса на работе. Такой вывод я сделала на своем опыте и опыте своих коллег. Почти 10 лет я проработала в компаниях регионального уровня, там стресса столько, хоть продавай: постоянно меняющиеся процессы, требования партнеров, смена должностей, подчиненные, которые почему-то не хотят работать без мотивации. 

И за все время работы были периоды, когда стабильно раз в три-четыре месяца появлялось легкое недомогание, но я зачастую не оставалась дома, ведь могу же работать. Но так не может быть всегда.

И конечно, я задумалась о том, как исправлять ситуацию. Ведь получается, что на работе мы отдаем не только свой труд, но и здоровье, которое, как говорят, не купишь за деньги. И первое с чего я начала путь, это с попытки понять, а что именно вызывает стресс? Наблюдая за собой и своими коллегами, я выделила несколько причин:

1.  Взаимоотношения с коллегами/партнерами – не сам факт этого вызывает стресс, а решение конфликтных ситуаций, переговоры, жесткие требования партнеров – когда на весах то, что ты считаешь верным и «политическая» безопасность, и нужно сделать выбор;

2.  Страх оценки – он присутствует у многих людей. Чаще всего этот страх формируется в детстве, а во взрослой жизни у нас возникает все больше ситуаций, в которых мы сталкиваемся (или можем столкнуться) с оценкой других людей;

3.  Постоянное давление планов и показателей работы, бесконечная гонка, в которой люди не всегда даже могут разобраться, а что они делают верно, что нет? Что позволяет им достигать этих результатов?

4.  Синдром отличника – о нем все знают и даже знают, почему он есть, но в современном бизнесе с этим очень сложно быть. Хочется сделать еще лучше, вот здесь отточить, тут подретушировать, а может вариант Пети Иванова был лучше?  И так мы тратим большое количество времени и ресурсов, не понимая, где же баланс между отлично и поверхностно. А когда получаем результат, не можем им насладиться, ведь: могли бы и лучше!

5.  Наша личная неготовность (неумение) подстраиваться под постоянно меняющиеся рабочие обстоятельства. У разных поколений это проявляется по-разному. Например, поколение Х более консервативно, потому что обстоятельства, в которых люди жили основную часть своей жизни, не требовали от них частых глобальных перемен. Тут тебе и бесплатное обучение, работа после университета и даже жилье. Что-то менять? Зачем? В настоящее же время мир меняется со скоростью в несколько раз превышающей изменения даже 10 лет назад, что ни может ни сказаться на нашем эмоциональном состоянии;

6.  Условия работы – некомфортный офис, слишком долгое время в пути на работу и обратно, отсутствие удобного маршрута и все что с этим связано.

Это основные, на мой взгляд, причины стресса, связанного с работой. И решение лежит в индивидуальном подходе к каждому источнику напряжения.

Расскажу о том, как я работаю с стрессом в профессиональной деятельности.

Во-первых, самое главное ответить себе на вопрос: «Ради чего мне это нужно и как должно быть после улучшения ситуации?» Ради интересной работы, хорошего заработка, общения с людьми, гармонии в семье. У каждого здесь будет что-то свое. Но это необходимо. И так во всем: есть фокус - знаешь куда идти, и путь становится легче.

Во-вторых, определить, какая из выявленных причины стресса является для вас наиболее весомой, и после начать работу именно с ней. Чтобы определить такую причину, можно нарисовать круг, поделить его на части, в каждой указав одну причину стресса. Потом описать, что входит в каждую причину и оценить от 1 до 10 на сколько эта причина сейчас влияет на ваше эмоциональное состояние на работе. Далее посмотреть на круг и ответить на вопрос: «Устранение какой причины позволит снизить влияние и остальных факторов?». В некоторых случаях оказывается, что это причина, которая по вашей оценке влечет стресс с не самым большим баллом. Но работа именно с ней даст самый лучший результат в короткие сроки.

В-третьих, в зависимости от причины выбрать пути решения. Это может быть обучение (например, прокачка навыка переговоров), запрос обратной связи от руководителя и обсуждение волнующих вас рабочих вопросов, обращение к опыту коллег (кто и как уже решал подобные задачи, как справляется со стрессом в такой ситуации), работа с психологом (если есть необходимость разобраться в причинах страха, например), работа с коучем (если нужна поддержка на пути изменений), отпуск или небольшие каникулы, смена обстановки. Здесь может все, что дает вам ресурсы. Не пожалейте времени подумать об этом.

16 способов снижения стресса на работе:

1)      Составляйте план на неделю, месяц и регулярно проверяйте, где Вы относительно плана. Если вы составляете план, но постоянно не выполняете его – определите причины: закладываете в план больше, чем можете выполнить? Не фокусируетесь и часто бросаетесь с задачи на задачу? Делаете работу за соседа? Отсюда и определяйте следующие действия;

2)      При обсуждении задач с руководителем, не бойтесь задавать вопросы, если задача вам неясна. По итогам встречи еще раз кратко расскажите руководителю, что именно и к какому сроку необходимо сделать (если необходимо разверните крупные задачи на более мелкие). В случае если вы понимаете, что есть риски по выполнению задачи, обсуждайте их при первой встрече, а при фактическом возникновении риска и сдвигах сроков, сообщите об этом руководителю, а также варианты решения вопроса. Приносите руководителю варианты, а не проблемы

3)      Договоритесь с руководителем о том, как часто вам нужна обратная связь от него, в каком формате? Этот блок упускают как подчиненные, так и руководители. Я всегда говорю своим подчиенным, чтобы они проявляли инициативу в этом вопросе, если есть такая необходимость. Не бойтесь говорить о том, что важно для вас в работе. Это исключит часть возможных недопониманий с руководителем и сократит количество рабочего стресса;

4)      Организовывать перерывы каждые 1,5 – 2 часа (хотя бы по 10 минут). По законодательству Вы имеете право на это каждый час. Выпейте чай.

5)      Не обедайте на рабочем месте и не пренебрегайте отдыхом в обеденное время. Очень важно проводить время вне рабочего пространства, ну и хорошо питаться тоже необходимо.

6)      Приглашайте коллег на совместный обед. Неформальное общение разрядит обстановку (если напряжение было) и напомнит Вам, что не работой единой жив человек, и есть еще много всего интересного и приятного, хоть и в стенах родной компании.

7)      Организовывайте совместные походы с коллегами в кино, театр, кафе, квесты (тут список очень длинный). И снова тимбилдинг;

8)      Если Вы заболели, берите больничный, ну или хотя бы работайте дома, но сократите задачи до одной-двух в день (только сАмые важные и срочные, и их кроме Вас РЕАЛЬНО никто не сможет сделать);

9)      Сон – ложитесь раньше, просыпайтесь раньше. Да, да. Много сейчас про это говорят, и я повторю;

10)   Меняйте локацию на выходных. Это может быть поездка к другу на другой конец города, к бабушке в деревню, город по соседству. А может быть и страна, которую вы так давно хотели посетить. Сейчас есть множество вариантов путешествовать со скидками. Например, поехать не в самый сезон, а когда уже туристический поток спадает, цены на билеты и гостиницы - тоже;

11)   Каждый день находите минимум одну вещь, за которую хотите себя похвалить (это может касаться, как рабочих задач, так и нерабочих). Вечером перед сном, например. Это позволит вам стать более уверенным в своих силах, ведь вы каждый день делаете то, чем можно гордиться;

12)   Делите слона по частям, разбивайте цель на подцели. А после подводите промежуточные итоги. Это поможет вам видеть, что вы движетесь к цели, и сейчас вы достигли того, что должны были достичь. В случае, если есть отклонения, вы сможете оперативного среагировать и увеличить шансы решения поставленной задачи до нужнго результата. А это выполнение KPI и снижение стресса по причине недостигнутых результатов;

13)   Аутотренинг тоже работает. Перед важной встречей, сложными переговорами или другими событиями, которые вызывают у вас страх оценки, подходите к зеркалу и говорите себе: «Я уверен в себе, в своих компетенциях. Критику других людей я воспринимаю как ресурс для развития. Я всегда могу обосновать свою точку зрения»

14)   А чтобы предыдущий пункт был более эффективным, уделите все необходимое время на подготовку к ожидаемой встрече, переговорам или другому событию. Попросите помощи коллег при необходимости, обсудите с руководителем. Репетируйте одни или с кем-то. Продумайте потенциальные вопросы коллег, партнеров, с которыми предстоит коммуникация. Определите ответы на эти вопросы;

15)   Если стресс на работе определен тем, что вам сложно подстраиваться под быстро меняющиеся условия, процессы, вспомните, когда обычно вы начинаете привыкать к измененным условиям? Когда они для вас становятся комфортными? Например, вам сложно, пока вы не поймете структуру нового процесса. Определите, что вам может помочь понять этот процесс? Принятие опыта у других коллег? Изучение инструкции? Что-то еще?

В любом случае, в периоды особо сложных изменений пункты 4-7, 15 должны стать для вас «must to do»;

16)   Хобби, любимое занятие – что вас вдохновляет, приносит удовольствие вне рабочих часов? Вносите это в свой недельный план. Этому необходимо быть каждую неделю, а лучше каждый день, хотя бы 20-30 минут. Это может быть даже – погладить кота. Гладьте каждый раз, как проходите мимо. Ну а если серьезно, то этот пункт вылетает из жизни многих людей очень часто. А в нем столько ресурсов и творческих сил. 

В завершении хочется добавить: прислушивайтесь к себе, задавайте себе вопросы (Что комфортно именно сейчас? Что важно? А как я хочу?). Это поможет вам снижать влияние стресса, когда еще нет его разрушительных результатов.

Ведь мы знаем, профилактика лучше лечения. Берегите себя.

Поделиться: