Что лучше: работа с дилерами или своя дистрибьюторская сеть? /Борнякова И.

Директор одной российской компании старался найти как можно больше дилеров для своей продукции. Число торговых точек росло, а продажи топтались на месте.

Что лучше: работа с дилерами или своя дистрибьюторская сеть?

Один российский производитель кондитерских изделий принял решение в ближайшие полгода поднять продажи с помощью расширения дилерской сети. Руководителю департамента продаж поставили четкую задачу: увеличить количество партнеров, закупающих продукцию компании, ровно в 1,5 раза и через полгода озвучить конкретные результаты. Директор в кабинете закрылся и стал думу думать – задачка-то не из легких, а тут еще и время ограничено. Партнеров найти можно, но ведь с каждым надо всякие нюансы оговорить

, выгодные для обеих сторон условия создать, а самое главное – продавцов проконтролировать, чтобы этого самого результата достичь. Как быть? Решил директор с коллегами посоветоваться. Позвонил старому приятелю. А тот и говорит: «Вы все посредников для своего товара ищете? Мы уже собственную сеть организовали. Конечно, это не так быстро, зато контролировать проще». Вот так-то. Оказывается, подходы разные бывают.
Организация собственной дистрибьюторской сети или работа с дилерами? О том, что и в каких случаях эффективнее, на примере своих компаний рассказывают наши эксперты.

Ирина БОРНЯКОВА

ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ
Игорь КАМЕЛЬКОВ

Организация сети зависит от рынка, от продукта и целей компании

Объемы, сроки или контроль?
Если говорить об эффективности того или иного способа организации сети, здесь все зависит от рынка, от продукта и целей, которые ставит перед собой компания. Когда целью компании является только доля рынка, то более выгодна собственная сеть. С точки зрения продаж собственная дистрибьюторская сеть добьется большего результата. Все технологии находятся в одних руках, мы можем полностью контролировать процесс. С другой стороны, если рассматривать эффективность, учитывающую зарплаты и прибыль, собственное подразделение гораздо дороже и требует больших инвестиций. Поэтому с точки зрения минимальных вложений, максимальной окупаемости и минимального срока – выгодны дилеры. Сторонние дилеры – менее ресурсоемкий вариант: ты продал продукт, быстро получил деньги и вложил их. Но при этом ты не можешь контролировать этот процесс, влиять на объем.

Условия должны быть прозрачными
Еще один серьезный вопрос в работе с дилерами – управляемость. Мы давно занимаемся развитием дилерской сети, так как считаем этот путь достаточно эффективным, и знаем, что один из главных пунктов – это предельная регламентация отношений между компанией и дилером. Прозрачная система бонусов, понятные условия сотрудничества, прописанные гарантии выполнения обязательств напрямую влияют на эффективность процесса. Поэтому мы всегда заключаем договор, в котором подробно прописываем все условия сотрудничества. И это работает.
Главное, четко осознавать, что понимается под эффективностью – уровень продаж, уровень прибыли, уровень роста. Если сейчас мы создадим собственную розничную сеть в 2000 торговых точек, то продажи будут выше процентов на 30. Но учитывая, какие это инвестиции и сколько они будут отбиваться, то компании это невыгодно. Так что всегда нужно взвешивать уровень ожидания продаж и затраты.

Игорь КАМЕЛЬКОВ, директор по розничным продажам RALF RINGER


Роман МАРЧЕНКО

Собственная дистрибуция – надежная защита и залог успеха

Работа с дилерами является на данный момент самым распространенным способом реализации продукции. Такая схема доступна, так как не влечет значительных затрат для компании-производителя. В то же время дистрибуция через сторонние компании-дилеры сопряжена с определенными рисками и не может гарантировать производителю эффективную работу с розничной сетью. Выстраивание собственной дистрибуции – схема, которая может принести стабильный успех. Наша компания является как производителем, так и поставщиком своей продукции. Мы полностью контролируем весь бизнес-процесс от производства до доставки и размещения продукции на полках магазинов. Это положительно влияет на динамику продаж: в 2007 году рост присутствия нашей продукции на территории РФ составил 200%.
Если разобрать преимущества собственной дистрибуции, то я бы назвал три основных момента. Во-первых, охват розницы. Появление товара на полках также зависит и от правильной презентации продукции менеджерам розничной точки. Торговые агенты стороннего дистрибьютора работают с большим ассортиментом продукции и не прикладывают больших усилий по отношению к определенной марке. Показать «товар лицом» лучше всего удается человеку, лично заинтересованному в продвижении товара. В нашей компании работает штат торговых агентов, ведущих работу по расширению и по обеспечению постоянного присутствия всей линейки продукции в торговых точках. Результат – «Хортица» успешно экспортируется в 77 стран мира. Второй момент – логистика. Учитывая масштабы страны, необходимо отметить высокий риск логистических сбоев, характерный для нашего рынка. Собственная дистрибуция значительно снижает эти риски. Третье важное преимущество – гарантия качества продукции. Собственная дистрибуция является самой надежной защитой: продукция попадает на полки магазинов с производства. В результате покупатель на 100% уверен в том, что купленная продукция – абсолютного качества.

Роман МАРЧЕНКО, генеральный директор российского представительства ТМ «Хортица»

Источник www.nastol.ru/Go/ViewArticle

Поделиться: