Какие возможности даёт стагнация?

1 сообщение / 0 новое
Аватар пользователя Piter-Consult
Не в сети
Какие возможности даёт стагнация?

На днях Минэкономразвития ухудшило прогноз развития экономики РФ, в очередной раз подтвердив грустный факт – мы находимся в периоде стагнации.

Трудно сказать, что лучше для бизнеса: горькая правда или сладкая ложь. С одной стороны, для принятия оптимальных решений, безусловно, нужно обладать объективной информацией о положении в экономике. С другой стороны, некоторые предприниматели слишком нервно реагируют на негативные вести с рынка, многократно увеличивая вероятность пессимистического прогноза. Я отлично помню, как в период биржевого кризиса августа 2011 года наиболее «прозорливые» бизнесмены сворачивали перспективные проекты, «безошибочно» прогнозируя надвигающуюся волну кризиса. С тех пор прошло больше 2-х лет, проекты могли быть реализованы и принести прибыль инициаторам. Но, увы, в результате преувеличения рисков кризиса, принесли только потери начальных инвестиций и горечь от неиспользованных возможностей.

Не сомневаюсь, что и сейчас, наиболее осторожные руководители отказываются от планов развития и «сундучат» свободные средства в разнообразные «кубышки». Вроде и возразить предусмотрительным «капитанам бизнеса» нечего, но ведь мы все понимаем, что такая тактика только закручивает спираль кризиса и заставляет Минэкономразвития вновь браться за пессимистические прогнозы.

Безусловно, было бы неразумно призывать предпринимателей в условиях стагнирующего рынка инвестировать средства в экстенсивное развитие. Все отлично понимают, что эти средства дадут бОльший эффект на растущем рынке. Но у российской экономики есть одно направление инвестиций, вкладывать в которое в нынешней ситуации самое время. Это направление – повышение эффективности бизнеса.

Действительно, в период роста об эффективности у нас задумываться не принято: «тяга есть – бросай в топку». Во время кризиса заниматься эффективностью могут только самые предусмотрительные: когда склады забиты, кредиторы наседают, а продаж нет, большинству наших предпринимателей не до бизнес-процессов с оргструктурами. Но вот сейчас, когда осваивать новые рынки рискованно, а задержки зарплаты ещё не заставляют прятаться от персонала, не самое ли время заняться преобразованиями, которые давно назрели и требуют претворения в жизнь?

Если вы не рассчитываете повысить эффективность бизнеса с помощью шаманов и притирок, общий алгоритм для всех один и описывается простой формулой: «цели – стратегия – показатели - бизнес-процессы верхнего уровня – оргструктура - декомпозиция бизнес-процессов - внедрение в информационную систему - организационные документы» + «персонал» на каждом этапе. Однако, в каждом случае исходное состояние и внутренние приоритеты руководителя разные, поэтому общая схема требует адаптации «по месту».  Детали общего алгоритма легко найти в Интернете, а вот адаптация – это всегда творческий процесс.

Надеюсь, что наиболее предприимчивые читатели уже бросили эту статью и занялись повышением эффективности своего бизнеса. Желаю и остальным воспользоваться рыночной передышкой и получить от неё пользу при любом прогнозе Минэкономразвития.

Кручинецкий Сергей, www.piter-consult.ru