Каким будет бизнес-тренд средних и крупных российских ИТ-компаний в период 2012-2013?

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Каким будет бизнес-тренд средних и крупных российских ИТ-компаний в период 2012-2013?

 

Каким будет бизнес-тренд средних и крупных российских ИТ-компаний в период 2012-2013?  

Ниже немного истории, поясняющей суть вопроса, в части развития российского рынка информационных технологий в течение предыдущих 20 лет. Речь идёт именно о TOP-20 российских ИТ-компаниях, оказывающих услуги. К ним не относятся вендоры, в том числе российские, - компании, создающие решения мирового уровня, например, IBM, HP, Cisco, Microsoft, SAP, Oracle и т.д.

Итак, 

1.     Начало 90-х. Начало массового бизнеса в России. Создание целого ряда ИТ-компаний. Все компании - компании одного-двух продуктов/решений. У кого-то заказная разработка, у кого-то бухгалтерские системы, у кого-то партнёрство с IBM и т.д.

2.     90-ые. Рост компаний. Не всех! Расширение продуктовой линейки и присутствия на рынке. ИТ-компании предоставляют от 2-х до нескольких продуктов/решений.

3.     Рынок требует системной интеграции, т.к. не выгодно, да и сложно покупать железо у одного поставщика, а софт или поддержку/услуги у другого. Появляются системные интеграторы, компании, которые предлагают спектр услуг.

4.     Конец 1990 и начало 2000г. Часть ИТ-компаний выросла до довольно широкой продуктовой линейки и большого оборота. В этот же момент начался тренд, который показал, что очень сложно поставлять товары и оказывать услуги огромного спектра с надлежащим качеством.

5.     Стало понятно, да и рынок дал знать, что компаниям пора делиться на направления, как минимум, «железо» и «софт». Это началось ближе к середине 2000-х (2002-2004). Какие-то компании к этому времени значительно выросли, какие-то нет. Те, которые выросли, поняли, что «железо» - это одно, а услуги по внедрению (например, внедрение ИТ-систем – совсем другое). Ибо, трудно одинаково хорошо знать и то, и другое. Компании стали становиться холдингами, выделяя отдельно софтовые направления, отдельно «железо».

6.     2006-2008гг. Стремительный рост компаний и продолжение деления по технологическим направлениям: системная интеграция («железо» и т.д.) – одно направление, внедрение ERP-систем – другое, специальные технологические решения – третье. Это сделали практически все ИТ-компании, за исключением нескольких.

7.     Сентябрь 2008г. Кризис. 2009-2010 – выживание. В этот момент становится понятно, что та системная интеграция, которая была много лет, уже себя исчерпала. Многие крупные ИТ-компании «везде и нигде», делают «всё и ничего». Кризис подтолкнул к генерации огромного пула нишевых игроков, которые специализировались на отдельных решениях и «своих» отраслях.

Некоторые детали не так важны. Материал выше только поясняет суть вопроса и не претендует на историческую полноту или правду. 

Вопрос: «Каким будет бизнес-тренд средних и крупных российских ИТ-компаний в период 2012-2013гг?». Компании будут укрупняться или делиться? Будут наращивать продуктовую линейку или зафиксируют только «локомотивную», а от второстепенных направлений откажутся? Будут объединения (слияния и поглощения) или эволюционное развитие ИТ-компаний?

 

С уважением,

Науменко Александр

 

 

 

 

Андрей, добрый день!

Вы написали много тезисов, поясняющих Вашу позицию по заданным мной вопросам. За что, безусловно, Большое Спасибо! На все Ваши тезисы ответить не смогу, т.к. получится очень большой текст. Попробую ответить коротко.

1. Вы написали: a). "Холдинги узконаправленных компаний - это хорошо, но только при прозрачной политике и честном управлении" и b) "Роль системных интеграторов и холдингов теряет свою актуальность. Мое мнение, что будущее за узкоспециализированными компаниями." --- Из этих двух утверждений сложно понять Вашу позицию, но я постараюсь.

2. Если бы специализированные ИТ-компании не нуждались в холдингах, им незачем было бы туда входить. Сегодня владелец специализированной компании – владелец бизнеса, завтра он, по большому счёту, наёмный сотрудник или совладелец. Но не владелец! К этому должны быть веские причины, согласитесь. И, как правило, они таковы: проблемы с продажами (клиентами), проблемы с ростом, проблемы с кассовыми разрывами, проблемы с именем на рынке (брендом, которого нет) и т.д. Если бы этих проблем не было, узкоспециализированным компаниям вовсе незачем было бы «ложиться» под крупные ИТ-компании (холдинги).

3. Копать узко и глубоко, на мой взгляд, абсолютно правильно, но только для департаментов крупной ИТ-компании, а не для специализированной ИТ-компании в целом. Ибо, в этом случае, департамент становится, скажем, технологическим лидером (в какой-то степени) и нарабатывает и референсы, и новые технологии, и имя для компании. Но он под "крышей" холдинга. Если это – небольшая нишевая ИТ-компания, тогда у неё много известных рисков. Например:

a. заказчик хочет не только то решение, которое есть в этой нишевой компании, но и что-то еще, чего нет; значит, спектр потенциальных заказов сужается.

b. финансирование крупной поставки, где сначала нужно купить и поставить, скажем, оборудование на 10 млн. USD, а деньги получить потом, скажем через 2-3 месяца.

c. необходимость определенных инвестиций в новые разработки или во что-то еще. Да, банально, в новых людей.

d. и т.д. --- что перечислять, это ведь всем известно.  

Это – риски, от которых узкоспециализированная компания уходит, входя в крупный холдинг.

Вопрос у меня был по средним и крупным ИТ-компаниям, которые, в какой-то момент, перестают расти, в том числе и потому, что становятся «тяжёлыми и неповоротливыми». Понятно, что одно дело, когда в компании 2000 чел., 20 направлений технологических и ключевых отраслевых направлений, скажем, 3-4-5. И, думаю, что совсем другое дело, когда в ИТ-компании 10 000 чел., несколько десятков технологических направлений и 8-10 отраслевых. Я больше писал именно об этом. Об этих пределах, которые со временем наступают.

С уважением,

Науменко Александр