Конкуренция. Симметричный и асимметричный ответ

4 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети
Конкуренция. Симметричный и асимметричный ответ

 

В бою нельзя победить, обороняясь. Рано или поздно противник, владея инициативой, находит слабое место и наносит решающий удар. Главное преимущество инициативы на поле боя состоит в том, что нападающий имеет возможность приостановить атакующие действия для отдыха,  прегруппировки и осознания удач и ошибок. Ответные атакующие действия не дают оппоненту такой возможности, приходится координировать свои оборонительные действия и расходовать на их осуществление ресурсы, так необходимые в атаке.

Представьте себе боксеров, один из которых только наносит удары, а другой лишь защищается, не нанося ударов в ответ. Несмотря на то, что атакующий в этой ситуации затрачивает значительно больше сил, у него есть возможность отступить и воспользоваться временем для их восстановления. Если атакующий анализирует свои ошибки и меняет стратегию и тактику, в обороне конкурента найдется слабое место, куда можно направить оставшиеся в распоряжении нападающего силы, и эта концентрация рано или поздно принесет победу.

 

Конкурентное взаимодействие в бизнесе, несмотря на внешнюю схожесть с поединком боксеров, имеет ряд принципиальных отличий:

 

В реальном бизнесе нет весовых категорий, спортивных разрядов и ограничения боя по времени.

 

Выходя на ринг, не стоит ждать того, что в противоположном углу окажется примерно равный Вам по квалификации, весу, возрасту, скорости реакции и выносливости противник.

 

 Но самым главным фактором является время, ведь в конкурентном бою не дождешься гонга или остановки боя арбитром. 

 

В условиях отсутствия ограничения  боя по времени, конкурентная война может быть прекращена лишь по инициативе атакующей стороны, а потому по сути является борьбой на истощение ресурсов. Побеждает тот, кто получает доступ к большим ресурсам и расходует их меньше.

 

Если противники копируют действия, работают симметрично, победит тот, у кого больше сил. Слабая сторона может лишь дождаться гонга и не проиграть. В бизнесе сигнала к прекращению боя нет и не будет, а потому слабая сторона должна действовать ассиметрично, находя оборонительные и атакующие решения, позволяющие концентрировать скудные по сравнению с оппонентом ресурсы в нужном месте и в нужное время. 

 

Понятие о симметричном и асимметричном ответе появилось во времена холодной войны. Впервые этот термин применил Михаил Горбачев после публикации США информации о Стратегической Оборонной Инициативе. Сегодня этот термин используется для обозначения нестандартного, оригинального ответа на действия оппонента.  

(wikipedia)

 

Один из примеров ассиметричного ответа иллюстрирует случай из эпохи космического противостояния СССР и США, когда выяснилось, что в космосе делать записи шариковыми и чернильными ручками из-за невесомости практически  невозможно. 

 

Для того, чтобы справиться с этой проблемой, американцы изобретали и тестировали замысловатые конструкции чернильных и шариковых ручек. Советские космонавты в это время пользовались исторически проверенными карандашами.

 

Ассиметричный ответ позволяет сохранить силы для обороны и атаки. 

 

Асимметричный ответ позволяет концентрировать ограниченные ресурсы в нужное время и нужном месте и делает возможными успешные действия против превосходящих сил противника.

 

Симметричный ответ втягивает Вас в своеобразную войну на истощение ресурсов, навязанную коллегами по рынку.

 

В современном открытом информационном обществе, как правило, нет никаких проблем в том, чтобы найти асимметричный ответ.

 

Проблема состоит в том, чтобы найти адекватный ответ, соответствующий возможностям компании. А потому ответ должен быть как можно более простым. 

Возможно, что после подобных удачных действий и был рожден мем "все гениальное просто". 

Несколько лет назад мне довелось присутствовать на совещании в одной из средних оптовых Компаний, занимающихся торговлей керамической плиткой. Речь шла о том, что на складе крупного конкурента находится большая партия ходовой позиции известного производителя, которая торгуется на 10 процентов ниже сложившейся на рынке стоимости.

Часть клиентской базы уже начала уходить к конкуренту, другая часть активно пользуется этой ситуацией в переговорах для того, чтобы снизить отпускную цену.

По оценкам специалистов, складского запаса крупному коллеге по рынку должно хватить для того, чтобы закрыть все потребности рынка в данной товарной позиции на начавшийся сезон.

В строительном бизнесе сезон должен кормить целый год, но это не самая большая проблема. Позволяя конкуренту совершить сделку с постоянным Клиентом, Компания рискует доходом, который могла бы получать в течении сезона, может быть даже нескольких лет, если постоянный клиент полностью переведет свои закупки к партнеру по рынку.

У Компании нет возможности снизить отпускную цену этой позиции на заводе для того, чтобы ответить симметричным снижением цены, потому что завод и так отпускает продукцию "по самой низкой вилке".

Каким может быть ответ в данной ситуации, коллеги?

 

Отредактировано: barman 25/02/2014 - 22:53
bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети

К сожалению, Компания проиграла этот бой :)

Хороший кейс! 

Спасибо за статью. Понравилось! 

Следуя изложенным в статье принципам надо найти где стало "тонко" и нанести туда удар. 

Если компании примерно равны по весу, то и ресурсы у них схожи. Почему вторая компания смогла продавать на 10% дешевле? Это значит она откуда-то взяла ресурс. Надо узнать это.

Если закуплена очень крупная партия плитки и получена супер-скидка, значит она не сможет поддерживать ассортимент. Это слабое место.

Если они выбрали этот вид плитки в товар-локомотив и продают его по себестоимости, не зарабатывая, в расчете на перехват клиентов и сопутствующие продажи, значит он не будет у них в очень больши количестве. Например можно его скупить за бесценок. Или выставить свой товар-локомотив.  

И т.д. Надо узнать, откуда взялся ресурс и использовать это знание. 

bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети

Спасибо за ответ, Андрей. Я присоединяюсь к Вашему мнению, разведка - первое и главное действие, чтобы получить информацию для принятия решения. Речь шла о крупном конкуренте, а по имевшимся сведениям, этого запаса должно было хватить на текущий сезон.

Пока будет идти разведка, несметные  полчища коллег по цеху будут топтать танками наши леса, нивы и луга :)

Мне кажется, что для разработки программы ответных действий имеет смысл двигаться в двух направлениях :

1. Что можно делать прямо сейчас, тактику

2. Что будем делать до конца сезона, когда на нашем ТВД (театре военных действий) наступит оперативная пауза :) 

Чтобы успешно действовать в первом направлении, нужно мгновенно разработать ассиметричный ответ, требующий минимального времени и практически нулевых затрат, чтобы как можно быстрее нейтрализовать атакующие действия. Такова была первоначальная  идея.

Если анализировать конкурентные преимущества Компании для совершения такого действия и удержания своей клиентской базы, то главным, на мой взгляд, является фактор доверия. Этот козырь и предлагалось разыграть здесь и сейчас.