Нужен совет по работе отдела продаж.

11 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Нужен совет по работе отдела продаж.

Здравствуйте.

Недавно принял отдел продаж. Есть ряд вопросов на которые мне бы хотелось узнать мнение опытных коллег.

  Компании больше 20 лет последние 10 лет одним из основных направлений компании  является продажа канцелярских товаров. За эти годы развилась небольшая сеть специализированных магазинов. Отдел продаж в компании называется "Отдел сбыта". Его задачи работа с корпоративным клиентом, продажа канцелярских товаров, недавно добавилась бытовая химия.

Состав отдела 4 менеджера с разным стажем работы в компании и разной квалификацией. У "старых" менеджеров продажи в основном составляют продажи ранее привлеченных клиентов и клиентов доставшихся им от ушедших менеджеров, новых клиентов почти нет. У "молодых" менеджеров рост продаж низкий. Они связывают это с большой конкуренцией, ситуация такова, что крупного покупателя можно "взять" только низкой ценой т.к. они при каждом заказе анализируют уровень цен нескольких поставщиков.

Заработная плата менеджеров состоит из процента продаж. Данный процент составляет 30% от маржинальной прибыли т .к. у менеджеров есть возможность предоставлять скидки в рамках себистоимости. Причем сумма продаж берется без НДС.

1. На сколько правильно в сумме продаж не учитывать НДС при расчете оплаты менеджеров по продаже?

2. На мой взгляд размер процента достаточно большой и должен мативировать менеджеров, а на практике обратная реакция. Уровень продаж не высокий соответсвенно личный доход тоже. Что может являтся демативирующим фактором?

Что я планирую делать в сложившейся ситуации.

  1. Так как работа с корпоративными клиентами то необходимо переарентировать работу направление на комплексное обслуживание клиента. С расширением ассортимента и сервисных услуг за счет привлечения партнеров. Создание интернет ресурса (Электронного каталога).

  2. Разделить менеджеров по функциям одни продают другие работают с поступающими заявками. Необходимо высвободить менеджеров по продажам от рутины и стимулировать к привлечению новых клиентов.

  3. Изменить систему оплаты труда. Сделать ее комбинированной — ставка плюс процент с продаж.

Остается важный вопрос, какие методы придпринять чтобы продавать с большей наценкой. Конкурировать только за счет низкой цены это путь в никуда.

Прошу ваших советов комментариев. Готов уточнить необходимую дополнительную информацию. Заранее благодарен.

Вы приняли работающий отдел продаж. С реформами главный принцип "не навреди". Сто раз подумайте, прежде чем резать какую-то веревочку, а вдруг она держит железобетонную плиту над вашей головой ;-) 

Например, одно ваше неверное движение в мотивации и старые менеджеры с ИХ клиентской базой уйдут к конкурентам. А ваши продажи просядут значительно. Что скажет шеф на ваши реформы? У программистов есть принцип "Работает? Не трогай!" ;-)

Сейчас меня бизнес-консультанты-теоретики забросают помидорами, но на первом этапе я бы попытался ДОПОЛНИТЬ действующую схему улучшениями, не разрушая ее. Ассортимент, сайт, crm и т.д. и т.п. За это время пусть люди привыкнут к вам, вы привыкните к ним, к работе, познакомитесь с VIP клиентами ЛИЧНО и т.д. Ну а когда будете уверены, что все веревочки в ВАШИХ руках - действуйте смело и решительно! 

P.S. По поводу демотивации молодых менеджеров, меня удивляет, что очень редко сами руководители спрашивают у людей "А как бы вы хотели построить работу, чтобы она вас мотивировала?". На базе их эротических фантазий вполне можно построить работающую модель, удовлетворяющую и собственника и менеджеров.  

Спасибо за отзыв. Я как раз и не хочу менять систему работы и оплаты труда для старых менеджеров. А применять новую систему для молодых менеджеров. Пусть старые менеджеры сами увидят положительный эффект для себя  в переходе на новую систему.

 

Не так давно был похожий случай на форуме. Один из наших  одноклубников решил перевести менеджеров с чистого процента на процент+оклад+социалка и т.д. Т.е. вроди бы УЛУЧШИТЬ условия работы людей. За что они ему должны были быть безмерно благодарны и работать еще лучше.  Фирма оперилась и могла себе позволить. Причем предварительно обсуждалось все это с самими менеджерами. Так вот он резко получил обратный эффект. Продажи упали. Мы с ним анализировали, как такое могло произойти и что теперь с этим делать? ;-)  Не знаю, чем закончилось. Так что будьте осторожны!

Не в сети

Согласен с Андреем, первым делом не плохо было бы изучить клиентскую базу, пообщатся с людьми.

В это же время Вы можете создавать электронный каталог.

К тому же при общении можно выяснить у клиента, кто у него в конкурентах

Например: Если четко представлять район нахождения клиента и ряд предприяти находящихся там, можжно поинтересоватся не смущает ли клиента что у него под боком еще кто то развивается.

В целом:  Личные беседы - дают знания насколько клиент знает вашу продукцию, возможно старенькие работают по старенькому и не предлагают новые позиции  ( легко узнать просмотрев закупки клиентов )

               Создание каталога - рассылки почто не зависимо кому и зачем. главое чтоб знали

              Изменение мотивации - оставьте на потом!

Спасибо за конструктивные советы. Единственное ,Алекceй яо не понял мысль о конкурентах клиентов.

Еще прошу совета что делать с ситуацией, когда менеджеры продают с большими скидками. Аргументация такова что клиент запрашивает только ни зкую цену. На рынке присутствует тенденция конкурировать снижением цены, у нас рынок бумаги для орг техники убили на столько что сейчас на продаже бумаги конечнику никто не зарабатывает. Бумага стала как у нас говорят товар "паравоз". Продаем бумагу чтобы с ней продавать все остальное. Наценки почти 0. Рынок канцтоваров так прибить сложно, предложение продукции очень широкое. Что в этой ситуации можно предпринять? С одной сторны продавать дешевле менеджерам проще, с другой если это запрос рынка чем его прешибить. Как и чем привлечь покупателя брать у нас и дороже?

Размышляя над этим вопросом, приходит несколько мыслей

1. Найти у пастовщиков бренд с низкой ценой или получить низкую цену за счет объемов получить эксклюзив в регионе и работать с ним только в корпоративе, по низкой цене. Но есть вариант что с другогй территории завезут этот уже нами раскрученный бренд.

2. Чем то выделится на рынке корпоративных продаж. Чтобы компания была на слуху. Рекламой будет дорого и не эффективно. Что тогдак?

С нетерпением жду ваших комментариев.

Бороться с ценами можно только создавая ценности. Например,

  • У нас дороже, но бесплатная доставка.
  • У нас дороже, но мы даем отсрочку платежа.
  • У нас дороже, но всегда на складе.
  • У нас дороже, зато свой сервис-центр и быстрый ремонт.
  • У нас дороже, зато действует манибэк на 30 дней
  • У нас дороже, зато бесплатно 3 года гарантии 
  • У нас дороже, зато есть накопительная скидка на следующую покупку 
  • и т.д. и т.п. 

Эти ценности, которые можно называть конкурентными преимуществами, ценовыми отстраненностями от конкруентов и т.д. отлично работают на b2c рынке и b2b с коммерческими структурами.

В гос. секторе при проведении тупых ценовых конкурсов, как правило закупщику по-барабану все ваши ценности. Ему наплевать, что выбрав предложение с более низкой ценой его организация окажется в проигрыше в перспективе. У него есть четкая инструкция - купить дешевле. И он ее тупо выполняет. Потому что если он ее не выполнит - его накажут. Все просто. Как с этим бороться? Варианта два. Первое. Купить самое последнее г..но задешево и много по хорошей цене и выставить его на конкурс. И купят. Никуда не денутся. Сами ведь хотели самое дешевое. Второе отказаться от прибыли на бумаге в гос. конкурсах. Пусть продается в ноль, как паровоз. 

А если менеджеры из своей маржи клиенту скидку делают, значит действительно, других вариантов у них нет.

Не в сети

 В кратце о конкурентах!

Зная их можно организовать поставки и для них, так же можно дать понять клиенту: Если Вам кажется. что у нас дороже, то возможно нашим предложением заинтересуются другие, но так как Вы с нами давно работает мы можем работать только на таких условиях.......!

Тут главное не обращать внимания на подобные высказывания: Ну и работайте с кем хотите! - Я больше не хочу с Вами работать!

Скажем так -клиент, есть клиент, но рынок не имеет границ!  Так что если готовы рисковать, можно попробовать.

Это мне напонило один момент из практики, когда полностью отказались от бренда и завезли новый. Отказались из иа сбоев поставок. но он продавался и довольно не плохо. Завезли взамен товар не совсем добротного качества, но он всегда есть и всегда пополняют запас вовремя.

Продажи упали и некоторые клиенты отказались работать с нами, но продавали бренд так как буд то это райская яблонька и настолько уникальна, что каждый кто ее покупает приобретает 1 раз и навсегда и больше ни у кого ее нет, тем самым продажи все таки не только подняли. но и увеличили.

Как повысили продажи?

1.Цена ориентированна на среднего клиента.

2.Увеличена площадь бесплатной доставки от объема закупа.

3.Срок отсрочки платежа.

4.Скидка до 20% при 100% оплате.

5.Снабжение постматериалами для рекламы продукта.

Судя по всему компания в Вашем случае не раскрученна и вы пытаетесь продвинуть ее на рынок, а именно через отдел продаж.

Странно. а взаимодействие между отделами присутствует?

Например схема: Отдел Маркетинга - Отдел Логистики -  Отдел продаж -  Специалист по Рекламе

Или все построенно как по - старинке вы и реклама и маркетинг и продажи.

В целом и общем пока не построите схему взаимодействия внутри предприятия и не определитесь с поставщиками, будет трудно организовать отдел который "сам себе на уме"

1.Вобщем имеем отдел, где продажи есть, но прибыль минимальная.

Первое мое впечатление это плохая работа стареньких сотрудников (возможноони имеют мимо кассы от клиента, поэтому и скидки такие)

2. Продажи надо увеличить, за счет рекламы продукта и фирмы

Воспользоватся СМИ (газеты которыке разносятся бесплатно в выходные дни)  и интернетом (продвижение эл. каталога)

Рекламу сделать простой и выделить например фразой: Каждому скидка, по его потребности :), с юмором но и по существу берем на 100 получаем 5%, берем на 200 - 15% к примеру.

3.Пересмотреть поставщиков

Возможно стоит завести не 2-3 поставщика, а 15, пусть с каждого по 2-3 позиции по минимальной цене, но за то они всегда будут и всегда нам с выгодой.

4. Мотивация сотрудников

Оклад + процент. Пример: Оклад 16 800 - 168 часов на 100р., процент - 5-10%, а если еще ввести премию 2 оклада при выполнении 95-100% плана продаж в течении 6 месяцев и 3 оклада от 101% - выше, то повысим стремлении продавать больше.

 

Спасибо, за ответы. Информации для размышления достаточно. Самое главное получено подтверждение многих моих мыслей.

Andrey, а какие всетаки  ценности, кроме низкой цены, могут быть для клиента, на "падающем" рынке?

И еще у меня был вопрос корректо ли базу по зарплате брать за вычетом НДС. Собсственник аргументирует что мы же этот налог отдаем государству. При этом я понимаю что мы не платим налог все 20%, по нему же предполагаются возмещение? От этой опции существенно зависит реальный размер планов продаж.

 

Я вам перечислил 6 или 7 классических ценностей просто из головы, пока писал ответ, на самом деле их конечно много больше  ;-)  Применительно к вашей ситуации лучше вас никто их не придумает, потому что вы погружены в детали вашего бизнеса.

По поводу НДС. Обычно маржу действительно считают без обоих НДС-ов. Т.е. без входящего и без исходящего. Благо всякие один эсы позволяют получать такие отчеты не напрягаясь. Но! Это не суть разница. Какая разница, платить продажникам бОльший процент от чистой прибыли или платить меньший процент от грязной прибыли?  В итоге должно получаться одно и тоже. Вы можете выбрать так или так. Главное, что система оплаты должна мотивировать. Т.е. пляшите от результата. Например, в Москве для среднего менеджера де-факто 30.000 оклад + 30.000  процент. На худших условиях у вас комеди клаб будет при приеме на работу. Значит ваш процент должен обеспечить менеджеру эти 30.000 при хорошей, средней, ровной работе. От чего и как вы их будете считать - как хотите. Манагеру это фиолетово. Ему важен результат в кошельке. И знание того, что если он будет работать не хорошо, а отлично, он заработает на процентах не 30,000 , а 60.000 руб. К слову, не все хотят работать лучше и зарабатывать больше, но это уже совсем другая история ;-)

Не в сети

Вспомнил в течении дня про один случай.

Был и есть у меня знакомый который работает в одной из компаний сетевиков. Так вот они как раз закупали канцелярию у одной фирмы, а было, если не соврать, это в 2008 году. Так вот поставщик канцелярии сделал акцию. точнее бонусную систему для покупателей.

С каждых единоразовых закупок на определенную сумму начислялись бонусы и длилась эта акция аж с января по ноябрь.

Призы были такими:

  • 1 место - Поставщик оплачивает 20% от стоимости корпоратива организованного компанией покупателя.
  • 2 место - Поставщик оплачивает 15% от стоимости абонемента посещения на 3 месяца в бассеин  для сотрудников компании
  • 3 место - дополнительная годовая скидка 5% на покупаемую продукцию у поставщика, компании закупщику.

 Компания в которой работает друг получила 2 приз, при этом до этого бассеин не посещали. ну а тут такое дело. все организовали и сотрудникам дали абонемент на 3 месяца.

Незнаю, может заинтересует вас такая уловка!:)

Тут только надо заранее продумать ценновую политику! Ввести товары, которые поподают под акцию и по хорошей цене, что бы потом в случае победы можно было оплатить призовые места.

Также на основе этого, взяв советские времена, когда на ценнике перечеркивали реальную стоимость и писали сверху другую, подороже, объявляя распродажу торговали:) и люди брали.

В общем азарт быть первым и получить халяву- Я думаю досих пор действует:)