Продажникам нужны деньги, а не карьера

Интересный отчет о з/п продажников за 2006-2007год. Сравним с настоящим.

Отчет Работы.ру о специалистах по продажам. Спрос, предложение. Зарплаты.

Продается все. А менеджер по продажам скажет: все должно покупаться. Задача продажника — найти покупателя для любого товара. Компании — заполучить такого профессионала. На Работе.ру попытались понять, как таких специалистов искать, сколько они зарабатывают, что от них требуется.

Настоящего продажника хлебом не корми — дай этот хлеб продать. Машины, продукты питания, рекламные площади. Хорош товар или нет, вариант один — продать. Хрестоматийный вопрос менеджеру по продажам: «Смогли бы вы продать вагон мороженого, которое пахнет рыбой?» Выбирая между профи-маркетологом и профи-продажником, работодатель предпочтет последнего. Потому что пока есть менеджеры по продажам, сердце компании бьется.

Кто нужен больше

 В 2006 году на Работе.ру размещено 112 540 объявлений о 

вакансиях специалистов по продажам

и 35 673 

резюме

. Спрос превышает предложение, что неудивительно: получать зарплату по принципу «сколько набегал — столько и заработал» готов не каждый. Прибавьте к этому перспективу сбывать залежалый товар и подозрительные услуги, вежливо улыбаться в ответ на отказы и выглядеть на пятерку.

 

По традиции самый высокий спрос на продажников в секторе товаров народного потребления, в производстве и фармацевтике. Катастрофическая нехватка специалистов наблюдается в сравнительно новых отраслях. «„Точками напряжения“ сейчас являются

IT-сфера и международная логистика», — говорит Анджей Кислевский, консультант кадрового агентства «А-Класс Рекрутмент».

Особенно ценятся менеджеры, в обязанности которых входит поиск клиентов. Дмитрий Занько, директор департамента проектов рекламного агентства «Альфа-Пресс»: «Очень многие готовы работать с клиентами, но не заниматься их поиском. У многих людей существуют внутренние барьеры: сложно звонить незнакомым людям с предложением что-то купить».

Зарплаты

Стандартная схема оплаты в отрасли — фиксированный оклад плюс процент от объема продаж. Считается, что фикс должен быть минимальным — иначе менеджер по продажам «заснет». Чтобы подстегнуть продажника к поиску новых клиентов, иногда снижают процент от продаж постоянным заказчикам.

Согласно статистике Работы.ру, в 2006 году доход руководителей отдела продаж колебался от 1400 до 2200 долларов, доход рядового менеджера держался в пределах 1000 долларов. Но редкие специалисты, в той же сфере IT, по словам Анджея Кислевского, могут иметь фикс в размере 2000—2500 долларов, который к тому же ощутимо дополняют проценты.

Динамика специалистов по продажам в России в 2006—2007 годах (по версии Работы.ру)
Месяц
Средний доход (сумма оклада и процентов) в долларах США
Руководитель отдела
Менеджер
июль
1500
970
август
1500
1000
сентябрь
1900
980
октябрь
1600
1020
ноябрь
1700
1030
декабрь
2200
1020
январь
1700
1040
февраль
1600
1000

Любопытно, что по опросам Работы.ру, именно деньги являются главным трудовым стимулом для большинства специалистов по продажам. Карьерный рост для них не является определяющим мотивационным условием. Продажи — это ежедневный хлеб, а отклонения от заданного курса чреваты его лишением. Восхождение по карьерной лестнице и одновременно большие объемы продаж не очень хорошо совмещаются.

Способы поиска и требования к кандидатам

Осторожно, окрашено! «Черные работодатели»

Устойчивый спрос на профессиональных продавцов гарантирует специалистам по продажам беспроблемное трудоустройство. Но, принимая приглашение работодателя, необходимо убедиться в его добросовестности, чтобы не стать жертвой черного найма или не попасть в подставную компанию.

В случае черного найма работодатель не выполняет своих обязательств: менеджера, отработавшего несколько месяцев за половину зарплаты, положенной «на испытательный срок», увольняют или он, не дождавшись обещанных денег, увольняется сам, а на смену ему находят нового человека. Это такой вариант экономии зарплатного фонда («конвейерный наем»).

Жертвами «найма с подставой» становятся квалифицированные специалисты. Их переманивают из других компаний на высокую зарплату, которую с помощью штрафов постепенно сводят к минимуму.

Топ-менеджеров, руководителей обманывают по следующей схеме: за очень большую зарплату предлагают организовать бизнес «с нуля», после чего организатора увольняют, а «на готовенькое» — и на небольшую зарплату — берут нового человека.

Защита от произвола работодателей — оформление трудового соглашения или контракта. Если вы знакомы с деятельностью «черных работодателей», предупредите коллег.

Способы поиска традиционны: печатные СМИ и сайты по трудоустройству. Нужно учитывать сферу продаж и уровень специалиста. Продавцов традиционных товаров (продуктов питания, мебели, офлайн-рекламы) лучше искать с помощью печатных и интернет-изданий. Менеджера по продажам компьютерного оборудования — через интернет. Руководителей можно найти на сайтах по трудоустройству и через знакомых. Самый эффективный способ поиска топов и редких специалистов — например, логистов-международников — переманить специалиста.

Нередко компании берутся самостоятельно готовить специалистов: желающих попробовать себя в сфере продаж немало. Как говорит Дмитрий Занько, на раскрутку продажника потребуется три месяца, а через полгода-год уже можно будет судить о его профпригодности: «Опыт — дело приходящее. Можно научить. Главное — чтоб глаза горели и человеку было интересно работать».

 В «Живом офисном словаре» Работы.ру сказано: «У продажника обязательно должен быть язык, палец и телефон». В точку. Основное требование — умение продавать словом на расстоянии, все остальное — дополнение. Суммировав стандартные требования к менеджеру по продажам, представьте себе азартного человека, с горящими глазами, который за словом в карман не лезет, но при этом вежлив, не вульгарен, держит себя в руках. Умеет пользоваться компьютером и офисной техникой. Жаргонизмов («толкнул», «впарил») в разговоре с клиентом избегает, неформальному стилю одежды предпочитает классический. Ирокез и пирсинг не для него — если, конечно, клиенты не панки.

В зависимости от специализации от менеджеров требуют особых знаний: например, если продаешь таблетки, должен знать специфику фармакологического рынка и — желательно — иметь медицинское образование.

Перспективы

Карьерный рост в сфере продаж не редкость. Анджей Кислевский: «Люди, которые имеют талант, незаметно вырастают в коммерческих директоров, в руководителей, и иногда вырастают быстро».

Специалисты по продажам нужны в самых разных сегментах рынка, и сложно представить, чтобы продажник остался без работы. «Если человек научился продавать, он не пропадет, — говорит Дмитрий Занько. — Хороший специалист найдет работу в любой компании — технология продаж, по большому счету, одна». А вот для компании потеря такого профи может обернуться потерей клиентов, с которыми он работал.

 

Источник публикации: 
Поделиться: