Точечный удар! (Часть 1)

Аватар пользователя Кузнецова Татьяна

Рост продажКузнецова Татьяна

Как добиться максимальных результатов от тренинга продаж

(Статья написана специально для Альманаха «Обучение отдела продаж» (2010г.)

Для чего мы проводим тренинги по продажам? Мы хотим, чтобы менеджеры использовали материал занятий на практике. Иначе в обучении просто нет смысла.

Однако даже качественный и профессионально организованный тренинг продаж не всегда дает ожидаемый результат. Почему так происходит?

Задача

Давайте рассмотрим эту ситуацию на примере корпоративного обучения менеджеров виртуальной компании. Предположим, наш отдел продаж должен освоить новую схему разговора с клиентом и научиться эффективно работать с типовыми возражениями клиентов. Приглашаем тренера с хорошим опытом и прекрасными рекомендациями. Настоящего профессионала! Он разрабатывает аудиторный тренинг, где много практикумов, ролевых игр, используется видеосъемка. Менеджеры во время обучения ведут себя активно, они заинтересованы в результате, словом, группа воспринимает обучение с энтузиазмом.

Через несколько дней после тренинга «эйфория» проходит. И мы, наблюдая за работой своих менеджеров, испытываем разочарование, потому что кардинально ничего не изменилось. Большинство говорит по-старому, игнорируя приемы и речевые модули, разработанные на тренинге. Лишь немногие внедрили в свою работу запланированные изменения. Результатов в цифрах и денежном эквиваленте мы не увидим, т.к. в целом, работа наших сотрудников с клиентами осталась на прежнем уровне.

Причины низкой результативности тренингов по продажам часто связаны с отношением человека к новшествам и изменениям.

Например, менеджер звонит потенциальному клиенту. Воодушевленный после тренинга, он уверен, что свернет горы. Так хочется опробовать на практике все слова, приемы и рекомендации, разработанные в процессе обучения. Успешно «перескакивает» секретарский барьер. Его соединяют – мечта! – прямо с директором (фирма-то небольшая), который выслушав предложение, как обычно, говорит: «Спасибо! Мы подумает, пришлите факс». И кладет трубку. Он огорчен и растерян — на тренинге, в ролевых играх, все работало, а на практике ситуация выглядит гораздо сложнее. Просто менеджер забыл задать вопрос о конкурентах, представился второпях, про работу с интонацией даже и не вспомнил.

Потом еще раз пробует – уже с большей опаской и меньшим энтузиазмом. То получается, то нет. А эффекта-то ожидал большего! Отсюда опять же разочарование и — уже через несколько дней после тренинга — отказ что-то менять.

Конечно, так происходит далеко не со всеми. Кто-то быстро схватывает идею, азартен, смел, не боится отказов. Таким людям быстро удается наладить холодные звонки, выстроить личные продажи. Им, если подумать, тренинги продаж не так уж и нужны. А вот большинству не хватает смелости, решимости самостоятельно применять новые «зацепки» в разговоре с покупателем. Часто лень и желание остаться в зоне психологического комфорта побеждают энтузиазм, рожденный на тренинге.

Решение

Почему так происходит? Дело в том, что аудиторный тренинг – это прежде всего знания. Навыки за 2 дня не формируются, а умения тем более. Даже обратной связи после тренинга участники используют такие фразы: «Теперь я знаю, как…», «Теперь мне понятно, что делать, если», «Я уверен, что я смогу».

И почти никто не скажет: «Я легко справляюсь с возражениями», «Быстро и точно определяю, какой продукт подойдет клиенту в первые минуты разговора». Прежде чем с уверенностью сказать так, продавцу предстоит еще много работы, в том числе и над своими коммуникативными навыками.

Пока участники САМОСТОЯТЕЛЬНО не применили в реальной практике речевые модули и коммуникативные приемы, говорить о результатах тренинга по продажам рано.

Получается, что ограничиваясь только аудиторным тренингом, мы слишком рано заканчиваем обучение – это только первый этап «тренировки». Мы заканчиваем там, где должны начинать.

Наиболее эффективным методом для закрепления результатов аудиторного тренинга является обучение на рабочем месте или полевое сопровождение. В этом случае индивидуальный тренинг выполняет функцию своеобразного «моста» от тренинга к реальным ситуациям.

Дополнив аудиторный тренинг по продажам полевым сопровождением, мы создаем обучающую систему, которая приведет отдел продаж к желаемым результатам. И навыки сможем развить, и умения сформировать. А главное работа с продавцами в клиентском зале позволяет добиться того, чтобы новый алгоритм продаж работал без тотального контроля со стороны руководителя и тренера.

Обучение на рабочем месте проводится для того, чтобы сотрудник мог самостоятельно и осознанно применять приемы, изученные на тренинге, с реальными покупателями. И в конечном итоге, продавать больше.

Продолжение в следующем посте – очень скоро.


Источник

Поделиться:
Не в сети

Большое спасибо Вам Татьяна, за столь эксклюзивный материал.

У меня есть вопрос:

Давайте представим эту виртуальную компанию в которой есть отдел быстрого сбыта, и даже у этого отдела есть свой руководитель. Данная компания продает, но не так как хочет центральный московский офис  и вот они на целый месяц высылают "крутого человека" как в фильме "Американцы" который ну просто крут, и этот человек в течении всего месяца работает с отделом продаж и тренинги и аудит и совместные выезды к клиенту и индивидуальные беседы с сотрудниками и даже с руководителем и вот продажи уже через 1-2 недели, а к концу месяца их вообще на 300% больше чем в предыдущем месяце. Вроде тренер выполнил свою работу "Он завел отдел продаж как будильник и передал его в руки руководству вместе с ключиком и сказал я сделал я завел, а вам осталось только поддерживать и под заводить", в связи с тем что результат был положительный, по его работе, тренеру выплатили премию, но как не странно компания уже на следующий месяц, после отъезда тренера стала продавать меньше и с каждым месяцем всё меньше, меньше и меньше. А через 3 месяца спустилась до первоначальных результатов. Снова посылать тренера??? у него семья да и другим компаниям он тоже нужен, что делать то и "ГЛАВНОЕ КАК"?

В таких ситуациях 50% ответственности лежит на руководителе, все-таки мотивация персонала - его задача. Тренер может отлично замотивировать на изменения. А вот поддерживать мотивацию следует уже руководителю отдела. Однако остальные 50% ответственности за постренинговый результат тренеру лучше взять на себя.

Во-первых, у руководителя после тренинга должна быть четкая программа, ЧТО И КАК делать дальше (собрания, групповые мини-тренинги, изменения в системе зарплаты, контроль и обучение на рабочем месте, выбор ответственного из участников тренинга за внедрение результатов и т.д.). По сути это необходимая составляющий постренинговых рекомендаций.

Иногда тренеру очень нравится, что "все работает только при нем", и в итоге некоторая звездность не позволяет признать, что все прекрасно может работать и без него, если грамотно выстроить систему внедрения изменений.

Во-вторых, сейчас очень многие тренера предоставляют клиентам (а корпоративные тренера - филиалам, где работают периодически) посттренинговое сопровождение. Конечно, нужно приезжать, общаться с участниками письменно, по скайпу, по телефону, особенно - с руководителем хотя бы первые 2-3 месяца. Это ведь в начале всем все понятно, а первые трудности как раз начинаются со следующего месяца, когда эйфория проходит и начинается рутина.

Не в сети

Большое спасибо.

Татьяна сколько времени должно сопровождаться постренинговое сопровождение, тренером? примерно.

Если есть регламент (примерный) постренингового сопровождения, буду очень признателен.

Что можно Вы подразумеваете под "четкой программой для руководителя"? Это что то вроде "расписание с мероприятиями на кокой то период"? и плюс описание (регламент) данных мероприятий? может что то ещё?

Ещё раз спасибо, Татьяна.

 

Юрий, по поводу посттренингового сопровождения. В зависимости от специфики работы отдела, способа продаж и т.д. в регламент могут быть включены следующие мероприятия:

1. Обучение на рабочем месте (с этим моментов, я думаю, все понятно). Иногда вообще этот метод оказывается эффективнее самого аудиторного тренинга.

2. Встречи с участниками (лично, индивидуально или в группах, можно сделать небольшие группы по 3-4 человека, по скайпу – собственно те же форматы; общение может быть и по телефону, и по почте. Если ситуация такова, что тренер не может остаться в городе после обучения, то я отдаю предпочтение скайпу – все-таки аналог личной коммуникации). Можно провести такую встречу через неделю после тренинга. И далее общаться с участниками с периодичностью 1 раз в 1 - 2 недели (причем тут точно нужна будет инициатива со стороны тренера, потому что сами участники быстро погрузятся в привычную рутину и звонить или писать будет 1 человек из 20 – в лучшем случае).

На таких встречах можно не только обсуждать успехи и сложности постренингового периода, реальные примеры, с которыми участники встретились, но и обязательно задействовать формат ролевых игр. Например, так: ситуация – решение, которое менеджер выбрал на практике – коррекция (мозговой штурм по поводу ситуации, подбор речевых модулей и т.д.) – отработка (ролевая игра). Какие-то ситуации нужно разбирать детально, а какие-то просто обговорить.

Очень важно все наработки таких встреч оформлять письменно и рассылать всем участникам. Это может делать тренер или, что не менее эффективно, кто-то из участников.

3. Обязательно консультирование самого руководителя отдела также в режиме обсуждения того, как идут дела, какие возникают сложности, сопротивление или возражения со стороны сотрудников. Могут возникнуть препятствия организационного характера (например, чтобы закрепить результаты тренинга нужно внести изменения в график, заработную плату, сократить или увеличить количество сотрудников, кому-то дать испытательный срок и уволить, если человек не изменит тактику и т.д.). Для работы с ними, например, молодому руководителю нужна будет поддержка тренера. Да и само общение тренера с руководителем удержит последнего от того, чтобы постепенно все «забыть» и пустить на самотек. А это и есть в большинстве случае основная причина того, что блестящие посттренинговые показатели быстро падают и все становится, как раньше.

Посттренинговое сопровождение может длиться от 1 до 2-х месяцев, потому что срок адаптации к изменениям, как правило, составляет именно этот временной период.

Юрий, по поводу четкой программы для руководителя я с Вами согласна, она должна включать именно план мероприятий: что, как, когда и в каком порядке делать. У меня есть пример такой программы, я Вам вышлю, если хотите, только запрошу разрешение у своего клиента, для которого она написана.