Как организовать команду для удаленной работы. 9 советов руководителю

Отношения на расстоянии — это всегда непросто, даже когда речь идет о работе. Новые технологии и инструменты дают нам возможность не ходить в офис, но обременяют дополнительной ответственностью руководителя. Поговорим о том, как организовать работу на удаленке.

Умение организовать команду для удаленной работы становится важным навыком для руководителя. Разговоры о преимуществах такого формата ведутся давно, и все больше компаний отказываются от офисов. Исследование, проведенное FlexJobs и Global Workplace Analytics, показало, что за последнее десятилетие доля удаленки выросла на 91%.

В прошлом году по понятным причинам эта тенденция пережила новый виток, и сейчас кажется, что долгосрочная удаленная работа никуда не денется. Даже после того, как мы сможем вернуться в офисы. По оценкам Global Workplace Analytics, к концу 2021 года 25-30% сотрудников будут работать из дома несколько дней в неделю. Компании по всему миру оптимизируют протоколы организации бизнес-процессов, и каждому руководителю пора подумать, как все устроить в собственной команде.

1. Определитесь с каналами связи

Удивительно, но самая большая проблема удаленной работы не в том, чтобы встать с дивана. Все упирается в общение.

Отчет Buffer 2020 года показал, что для 20% сотрудников по всему миру наиболее значимой проблемой удаленной работы стало взаимодействие с коллегами — составить ему конкуренцию может разве что одиночество.


Определитесь с каналами связи
Вопрос коммуникации и одиночество возглавляют список проблем удаленной работы, составленный на основе опроса 3500 людей из разных стран

Команду обязательно нужно поддерживать и много времени тратить на те вопросы, которых раньше не касались, — порядок работы, правила коммуникации, каналы, по которым коммуницируем, установить ответственных за отдельные вопросы.

Алена Владимирская,
основатель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской»

Вот почему важно уделить внимание некоторым самым распространенным методам общения в вашей команде. Подумайте, какие инструменты использовать для разных каналов связи. Например:

  1. Мгновенные сообщения — для обычных рабочих обсуждений и срочных вопросов.
  2. Видеочаты — для онлайн-конференций, мозговых штурмов, индивидуальных встреч и оценок эффективности.
  3. Электронная почта — для рабочих рассылок и оповещений всей команды.

Это сделает связь более эффективной и поможет предотвратить бессистемный поток сообщений в разных каналах, который так часто встречается при удаленной работе.

2. Оптимизируйте свои процессы

Проблемы, которые всегда были в работе вашей команды, становятся более очевидными, когда вы не сидите бок о бок. Опрос, проведенный Институтом лидерства и менеджмента, показал: 88% сотрудников на удаленке считают, что львиная доля усилий уходит на то, чтобы обеспечить привычный уровень продуктивности. Поэтому крайне важно убедиться, что все понимают свои задачи и вашу систему управления.

Отличный способ это сделать — использовать тасктрекер или платформу для управления совместной работой, например, Wrike, Trello, Glip или любую другую. Здесь вы сможете настроить поток задач, назначить исполнителей и следить за тем, как обстоят дела у сотрудников. Так вы не пропустите ни одного шага и получите предсказуемый повторяющийся процесс для всех проектов.


Интерфейс Wrike
Интерфейс Wrike: настраиваемые панели задач, рабочие процессы, автоматизация и оптимизация с учетом специфики работы команды

3. Установите гибкий, но четкий график работы

Одна из особенностей, которая делает общение на удаленке таким сложным, — то, что вы не можете знать наверняка, находится ли сотрудник за компьютером и готов ли ответить на ваш вопрос. Однако не все руководители вводят жесткие ограничения работать «от забора до обеда», сохраняя определенную гибкость в графике.

32% респондентов в отчете Buffer Remote Work Report назвали гибкий график самым большим преимуществом удаленной работы.


Установите гибкий, но четкий график работы
«Сложно оторваться от задач, потому что нет границ между личной жизнью и работой»

Как совместить гибкость с доступностью сотрудников друг для друга? Есть несколько способов повысить прозрачность рабочего времени:

  1. Ввести правило, чтобы сотрудники устанавливали статус «нет на месте», когда уходят, например, на второй завтрак.
  2. Попросить членов команды указывать свой часовой пояс в своих профилях или подписях электронной почты. Актуально для больших компаний.
  3. Сделать календари сотрудников видимыми для всей команды.

Эти, казалось бы, небольшие изменения имеют большое значение с точки зрения прозрачности и доступности — и позволяют вам как руководителю держать руку на пульсе.

 

4. Обеспечьте команду всем необходимым

Тот факт, что люди работают из дома, не означает, что они хотят быть полностью предоставленными самим себе. Напротив, они ждут, что руководители предоставят им все необходимое, чтобы качественно выполнять свои обязанности. В то же время почти половина удаленных сотрудников по всему миру (48%) разочарованы тем, что их работодатели не спешат потратиться на полезные инструменты.

Убедитесь, что ваша команда оснащена всем программным обеспечением и цифровыми решениями, необходимыми для эффективной работы. Это могут быть технологии, которые применяются исключительно в вашей отрасли, и базовые штуки — вспомните первый пункт.


Обеспечьте команду всем необходимым
Есть платное решение, которое идеально подойдет для выполнения ваших задач? Не жадничайте


 

Инструментов вроде Trello или Slack недостаточно. Все эти инструменты, которыми начали массово пользоваться компании, решают одну задачу — дистанционного соединения людей. Но когда мы говорим о постоянной удаленной работе, нужно гораздо больше инструментов. Особенно это важно для обеспечения безопасности: многие разговоры в корпоративном мире носят конфиденциальный характер. Или, например, большинство задач во время разговоров должны уходить в таск-мессенджеры, чтобы потом отслеживаться и мониториться.

Арташес Сивков,
исполнительный вице-президент «Вымпелком»

Правильные инструменты гарантируют, что ваша команда останется эффективной и продуктивной, независимо от того, кто где работает.

5. Четко обозначьте роли и обязанности

Исследование Gallup показало, что только половина сотрудников может с уверенностью сказать, чего именно от них ждут на работе. Ситуация может стать еще более загадочной, когда все работают из дома. Роли и обязанности в команде должны быть предельно ясны каждому. Как этого добиться?

  1. Определите роли в самом начале удаленной работы — или прямо сейчас, если вы этого еще не сделали. То же касается каждого нового проекта.
  2. Ставьте задачи сотрудникам на вашей платформе управления работой, о которой мы говорили во втором пункте.
  3. Подводите итоги ваших онлайн-встреч и групповых обсуждений непосредственно с исполнителями, которых назначили.
  4. Собирайте отзывы во время плановых проверок и обсуждений производительности.

Эти шаги устраняют путаницу и гарантируют, что ваши подчиненные точно знают, что делать. Так они смогут выполнять свою работу, не мешая другим членам команды.

Каждое утро, в начале рабочего дня, обязательная перекличка. Сначала все директора. Потом каждый в своем хозяйстве. Все должны быть в режиме видео: одеты, умыты — начали работать. Никаких ноутбуков в кровати с пижамой и котиком. Нужно настроить (если ее еще нет) регулярную и разумную отчетность, например, в Jira — вещь понятная и привычная. Все взрослые, самоорганизуетесь.

Ольга Ускова,
основатель Cognitive Technologies

6. Храните информацию в одном месте

Если вы и раньше думали, что нескончаемые цепочки писем и беспорядочные общие диски — это проблема, то удаленка может вывести ее на качественно новый уровень. Сейчас особенно важно хранить всю информацию, относящуюся к работе, в одном месте. Та же Wrike отлично подходит для этого. Доступность и организованность позволит каждому сотруднику быстро найти нужную информацию, не отвлекая остальных от работы.


Храните информацию в одном месте
Экономьте время сотрудников, храня информацию в одном месте

7. Регулярно собирайте обратную связь

Ни один инструмент не работает по принципу «установил и забыл». Время от времени спрашивайте у сотрудников, чем они пользуются каждый день, чтобы оценить актуальность ваших решений и подобрать более подходящие.

Такие сеансы обратной связи не только продемонстрируют команде, что вы их слышите, но и дадут возможность выявить текущие проблемы. Может оказаться, что дело не в инструменте, которым Вася не пользуется, а в самом Васе: просто он не понимает, как. Тогда, конечно, проще провести несколько сеансов онбординга, чем менять работающее решение.

8. Автоматизируйте то, что можно автоматизировать

Во многих коллективах исторически сложилось так, что определенные задачи выполняет кто-то один — и вручную. Удаленка поможет пересмотреть привычный порядок и найти пути для автоматизации.

Например, Маша каждый день выкладывает посты в инстаграм, на что тратит какое-то фантастическое количество времени. Используйте инструменты автопостинга, такие как SMMplanner, которые сделают это за нее. Подумайте, не проще ли выделить полдня, чтобы создать контент на пару недель вперед, и занять Машу другими полезными делами.


Автоматизируйте то, что можно автоматизировать
Инструменты должны помогать команде экономить время. Один из лучших способов сделать это — автоматизировать и шаблонизировать все, что можно

Что еще? Создайте шаблоны для форм приема на работу, тестовых заданий или часто используемых проектов. Внимательно изучите возможности платформ для управления совместной работой: во многих из них можно настроить процессы так, чтобы задачи автоматически назначались члену команды в зависимости от его статуса — или статуса самой задачи.

9. Работайте над сплоченностью команды

Поддерживать здоровую атмосферу в коллективе, когда вы не можете провести собрание лицом к лицу или поболтать вокруг кулера, довольно сложно. Поэтому тимбилдинг — отдельная задача руководителя удаленной команды. Попробуйте эти методы:

  1. Проводите личные встречи. Их частота зависит от того, насколько далеко находятся сотрудники друг от друга. Так, в пределах одного города можно встречаться хоть каждый месяц: проводить тренинги и другие формы обучения. Если с географией сложнее, хотя бы раз в год собираться для больших дискуссий.
  2. Разговаривайте. Перед тем, как перейти к рабочим вопросам, спрашивайте у сотрудников, как их дела, все ли в порядке — пытайтесь создать настоящую команду.
  3. Хвалите. Встретиться и отпраздновать крупную сделку получится не всегда. Но вы можете отправить электронное письмо, гифку или написать в общий чат и поблагодарить команду за их работу.

Последний совет

Оставайтесь честными со своей командой — и со своими ожиданиями. Чтобы организовать удаленную работу, нужно быть активным лидером. Для всех, и для вас в том числе, важно соблюдать баланс между профессиональными обязанностями и личной жизнью. Станьте тем, кто обеспечит этот баланс.

 

Поделиться:
Аватар пользователя Sergei1
Не в сети

 Респектос всем!

 Вот так свойственно некоторым, в мире, всё усложнять до предела. Оставайтесь честными со своей командой — и со своими ожиданиями. Чтобы организовать удаленную работу, нужно быть активным лидером. Каким к чёрту лидером? Платите во время! Вовремя и в полном объёме, за выполненную работу. Какие ресурсы дополнительные нужны для работы на удалёнке???!!! Безлимитный телефон и инет. Всё!!!!  Нехрена больше не надо! Такая чушь - Экономьте время сотрудников, храня информацию в одном месте  На "удалёнке" этого времени ПРУД ПРУДИ! 

  А самый важный вопрос в статье не задет. Результативно на "удалёнке" могут только избранные работать! У кого с самодисциплиной порядок! (Самодисциплина. Даже если дело любимое, на удалёнке очень много соблазнов и отвлекающих факторов. Покушать. Поспать. Фильм посмотреть. Сгонять куда не будь. Пивка с пацанами дёрнуть) Многие вообще не понимают, как до этого их дисциплинировал четкий график работы с перерывом на обед. На фрилансе, только ты - сам отвечаете за свою дисциплину. Порядок необходим с мозгами! Только тот, кто может самостоятельно принимать ответственные решения (например самостоятельно, оптимально, расценить продаваемый товар, для каждого заказчика отдельно) и не просто принимать решения, а нести за них ответственность и прежде всего, перед самим собой лично! Конечно, если речь не идёт о работе диспетчера такси на дому. Мега важно - контактная доступность в режиме он - лайн, а не сон после обеда! Мега исполнительность!, сотрудник в любой момент готов сделать все сам, и даже немного больше. Вовремя выполнит то, что попросит заказчик. Сам, без совета руководства, внесет нужное предложение по улучшению запрашиваемого и припасет запасной вариант для сравнения. Непонятно конечно, на каких батарейках он держится, но это важно! Как раз, мы тут, недавно про харизму спорили, вот реальный её пример. Хоть каким ПО Вы его обеспечивайте! Самым современным и продвинутым! Вообще пофиг! Единицы могут работать одни! Избранные! Что такое, для такого сотрудника, парочка - тройка срочных задач? Пустяки! А, что для него, 30-40 звонков от вольного, не считая край необходимых? Горящий проект и дополнительная непрофильная обработка основного материала в ближайшие пару часов – не проблема для такого работника. Он реально не просто работает, он песни напевает, стуча по клаве!  А для большей части офисного планктона, как говорится, есть разница между словосочетаниями эффективно работать на любом рабочем месте, или, так же эффективно, просто и тупо, занимать место в любом месте, лишь своим присутствием )))) Это в офисе, над второй категорией, будет стоять некто с палкой, фиксируя всё – во сколько пришёл/ушёл, что сделал по плану, что и почему перенёс на другой день, как дела с дебиторкой?, совершил - ли неприятные звонки?, и всё такое.  Вот она, основная проблема. Всё остальное – фигня.

  Состоявшемуся МП, для продаж, нужно присутствие всего одного фактора - наличие вероятного (ненавижу это слово) клиента, а большинству, что только не надо!!!, лишь бы не работать. )))


Так просто понимать свой рынок, что даже пещерный человек справится!