«Хочу работать с маркетплейсами»: ожидание и реальность

«Хочу работать с маркетплейсами»: ожидание и реальность

Голубовский Дмитрий

Все мечтают торговать через маркетплейсы, но реальность зачастую сильно отличается от ожиданий. Генеральный директор компании Tages Дмитрий Голубовский объясняет, какие требования маркетплейсы предъявляют к поставщикам и как начать с ними работать.

Все хотят работать с маркетплейсами. Мало кто на самом деле понимает, что это сложный и дорогостоящий процесс. Недостаточно просто иметь интернет-магазин, пусть даже раскрученный, не каждый впишется в те требования, которые маркетплейсы предъявляют к поставщикам. Давайте разберемся, какие внутренние бизнес-процессы должны быть выстроены у вас, чтобы эффективно работать с Озоном, Wildberries, Lamoda и другими маркетплейсами.

 

Ожидание

К сожалению, в реальности попытки небольших интернет-магазинов выйти на маркетплейсы заканчиваются провалом. Представьте, что какой-нибудь изготовитель дизайнерских сумок или украшений ручной работы прочитает что-нибудь про «интернет-магазин с минимальными вложениями» и пойдет искать того, кто ему такой магазин сделает. Дай бог, если человеку это обойдется в 300-500 тысяч рублей и лицензию на Тильде. Нам встречались истории и с более серьезными затратами — в миллион-полтора.

Потом собственники начинают наполнять свой товарный каталог. Кто-то делает это сам, кто-то нанимает фотографа и райтера, которые делают красивые картинки и уникальные описания товаров. Но примерно через полгода таких работ владелец интернет-магазина понимает, что его мечта выйти на маркетплейс все также далека от него, как и раньше. Деньги, время и усилия потрачены, эффекта — ноль.

Почему?

Потому что то, как люди представляют себе работу интернет-магазина с маркетплейсом и как это происходит на самом деле — это огромная разница. «Витрина», о которой думают все — это последнее, о чем нужно думать, собираясь осваивать просторы интернет-торговли. Вперед нужно подумать о бизнес-процессах и сценариях работы с маркетплейсами.

Реальность

 

Процесс 1. Номенклатура

Сначала нашему гипотетическому владельцу магазина авторских украшений нужно составить список своих товаров, который он потом будет загружать с номенклатурой на маркетплейс.

Для того чтобы ему это сделать, нужно озадачиться такими вещами как штрихкоды, вес и габариты товара, вес и габариты упаковки, количество товара в одной коробке, фотографии и прочее. Когда человек пройдет весь процесс работы с номенклатурой — он познает для себя очень много нового.

Кстати, про штрих-коды стоит сказать отдельно. Есть стандарты, которые нужно соблюдать. Генерация собственных штрих-кодов подходит только для внутреннего использования, большинство же маркетплейсов работает с международными стандартами и держателями EAN-баз. В некоторых случаях они даже добавляют в штрих-коды свою номенклатуру. Все зависит от того, как у маркетплейса построен процесс. Без штрих-кода вы даже не сможете отгрузить свой товар ему на склад. У вас его просто не примут. Поэтому закладывайте эти расходы в свой бизнес-план. Примерная стоимость 1000 штрих-кодов составляет 20 тысяч рублей (данные «Роскода»).

И еще одно важное замечание: можно, конечно, вести товарный каталог по-старинке в экселе, тратя на это время, но логичнее и проще будет подключить CRM или более продвинутую PIM-систему в зависимости от задач, которые должна решать эта система.

Процесс 2. Работа с остатками

Следующий момент, который нашему владельцу интернет-магазина нужно будет решить: маркетплейс попросит у него остатки. И ему придется учиться работать с остатками. И не дай бог дать маркетплейсу, который работает со склада поставщика, завышенные цифры. Завтра владелец магазина получит от маркетплейса заказ на 10–15 изделий, а в наличии у него окажется всего 5, и мы же помним, что у нас ручная работа, а это процесс небыстрый… Хотя чаще всего маркетплейсы работают только с теми товарами, которые уже отгружены поставщиком ему на склад. И вот тут наш владелец сталкивается с третьей стороной вопроса.

Процесс 3. Отгрузка

Владельцу магазина нужно задуматься о процессах складской логистики. Пикинг (picking) — собирание, отбор, сборка, пэкинг (packing) — комплектация, весогабаритные характеристики, упаковка (кстати, его товары могут быть хрупкими), штрихкоды, логистика и так далее. Маркетплейсы не ездят по поставщикам и не собирают с них товары, они чаще всего требуют от поставщиков самостоятельно привезти им товар на склад. Исключение — это маркетплейсы, которые работают с эксклюзивными дорогими бутиками.

Процесс 4. Планирование производства

Как мы уже говорили, есть часть маркетплейсов, которые могут работать со склада поставщика. В момент, когда количество заказов превышает возможности производителя, владелец интернет-магазина сталкивается с необходимостью планирования производства и найма сотрудников на производство в зависимости от потребностей.

Процесс 5. Ценообразование

В большинстве случаев наш производитель, конечно, сможет назвать примерную себестоимость своего продукта, исходя из затрат на материалы и работу. Но мало кто при этом учитывает другие расходы, такие как возврат товара, например. Это тоже расходы на логистику и несет их именно поставщик, а не маркетплейс. Поэтому ценообразование требует как минимум более-менее точного понимания стоимости всех процессов производства, отгрузки и возврата товара.

Процесс 5. Работа с заказом

В эту историю входит все — от момента получения маркетплейсом заказа для вашего интернет-магазина до его возврата и отработки негатива в плохом сценарии или пополнения пользовательского опыта — в позитивном. Про работу с претензиями, например, нужно реально думать не в момент, когда они возникнут, а еще на стадии планирования.

Итого

В первую очередь для того, чтобы работать с маркетплейсами, нужно разобраться и выстроить бизнес-процессы у себя внутри, связанные с производством, торговлей и логистикой. И для любого интернет-магазина эти процессы будут одинаковые только с поправкой на характеристики товаров.

В общем, без работы с остатками, управления с товарной номенклатурой и процесса сборки и обработки заказов двигаться в маркетплейс нельзя. Велик риск потратить усилия и ресурсы впустую.
 

Источник публикации: 
Поделиться:
Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Я вот читаю всё это и думаю, какой же я древний! Я до сих пор по телефону продаю ))))


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя Волосян
Не в сети

Статья очень хорошая! Коротко собрано всё минимально необходимое.

Но! До начинающих - не дойдет. Надо подробнее, и надо самому "прохавать тему". Сейчас на пол-Федора участвую лично в выводе товара из Китая на "Вайлдберриз". Когда история закончится (в смысле - первая отгрузка будет распродана), тогда расскажу с общими цифрами. 

Так вот. Суть выражу коротко: "Интернет-торговлю убивает логистика". На корню и сразу. Тут история в том, что со всех окон лезет реклама, мол, открой интернет-магазин с нуля до миллиардного оборота за месяц.... и главное: не нужна аренда офиса и т.п..... А на деле - это ложь. Потому что нужна будет аренда склада! Со всей его остальной логистикой: упаковочной, комплектовочной, транспортировочной.... 

Лучше жить в стране плохих предпринимателей, чем хороших мусоров