KPI как инструмент мотивации

Аватар пользователя BRIA Сергей Кузнецов

Чтобы компания могла достигать своих целей, ей необходимо выстроить систему, при которой сотрудники будут готовы прилагать усилия в направлении достижения этих целей. Проще говоря, организации нужна эффективная модель мотивации. Если говорить о денежном стимулировании, то существуют системы компенсации, базирующиеся на фиксированной ставке, на процентах за результат и так далее. Одним из эффективнейших методов мотивации считается система KPI, поэтому предлагаем поговорить о ней.

KPI – это система основных показателей эффективности сотрудников. В ее рамках каждый работник понимает, что ему делать и к каким результатам стремиться. Выглядит эта система таким образом: руководство договаривается с сотрудником об определенной сумме, которую тот получит при достижении требуемого результата.

Эта сумма делится на две части: окладную и переменную. Оклад зависит от количества отработанного времени. Его основная задача – обеспечить стабильность. Сотрудник понимает, что, отработав определенное количество часов, он в любом случае получит эту сумму.

Переменная же часть напрямую зависит от полученного работником результата. Выставляется план, который надо достигнуть по конкретным показателям. Получив этот план в начале месяца, каждый работник понимает, чего он должен достичь по итогам этого месяца, чтобы частично или полностью получить вознаграждение.

Мы получаем первое преимущество системы KPI – сотрудник движется к цели. Это очень важно, особенно для тех людей, которые обладают лишь тактическим мышлением и не могут продумать алгоритм действий для достижения масштабных целей. Дробление крупной цели позволяет им быть более результативными. Практика показывает, что каждый сотрудник может стать эффективным в конкретный отрезок времени.

Система показателей позволяет учесть два основных типа мышления, присущих людям: тактическое и стратегическое.

Стратегическое мышление влияет на стратегическую карту предприятия, в соответствии с которой выстраиваются основные общекорпоративные цели. Эти цели дробятся на показатели KPI для каждого сотрудника и позволяют охватить тактическое мышление большей части персонала компании. В результате мы получаем четкий, конкретный путь достижения целей, который выстраивается сверху вниз по пирамидальной системе.

KPI может состоять из следующих элементов:

1. Ключевые показатели, отражающие достижение целей. Они могут измеряться в рублях, процентах, штуках и так далее.

2. SMART-задачи для конкретного сотрудника. Такая задача может иметь только два результата: выполнена или не выполнена. Это позволяет максимально эффективно стимулировать человека на выполнение задачи в полном объеме.
Для того чтобы мотивировать сотрудников к развитию, можно внедрить систему грейдов. Любой сотрудник будет видеть, как может развиваться его должность или позиция по системе ступенек, а также как может увеличиваться его зарплата.

 Основные плюсы работы по системе KPI:

1. Прогнозирование результата.
2. Четкая привязка каждого работника к конкретному кусочку общего результата.
3. Понимание каждым сотрудником, какой объем работы ему необходимо выполнить, и сколько денег он получит за этот объем.

Но у данной системы стимулирования существуют и минусы. Один из них следующий: как и любая система, KPI требует постоянного изменения, совершенствования, улучшения. У некоторых сотрудников ключевые показатели могут меняться чуть ли не каждый месяц, что может вызывать у них стрессовые реакции.

Поэтому компании надо очень серьезно отнестись к этому процессу. Если организация только перестраивает внутренние процессы на работу по KPI, очень важно четко продумать всю картину, которая должна получиться. И главное – на эту форму работы должна перейти вся компания. Может остаться лишь несколько должностей, которые не впишутся в эту систему, – это представители топ-менеджмента.

В дискуссиях о системах KPI и BSC (система сбалансированных показателей) нередко можно встретить такое мнение: эти системы, конечно, очень классные, но есть множество ситуаций, при которых они не работают. Уже на этапе внедрения многие компании отказываются от этой идеи. Но на самом деле в любой сфере бизнеса есть предприятия, которые вполне успешно работают по этой системе.

Поделиться:
Не в сети

KPI требует постоянного изменения, совершенствования, улучшения. 

Это чушь

Только стабильная на протяжении длительного времени (год, не менее), KPI  даст результат

Правильно так:

KPI  требует постоянного анализа работающих и неработающих показателей. 

Что сказать коллеги? surprise Красивое теоретическое построение! indecision

Про стратегию и тактику ... тоже вдохновило ... очень laugh. Во первых напомнило анекдот - про мышей в ежей ... smiley. По автору выходит, что стратеги должны сидеть наверху, а тактики внизу. Думаете кто-то думает об этом когда решает кадровые вопросы? smiley Это уж как сядут ... .

Хотя по любимой соционике - такая черта как тактика и стратегия вполне конкретная дихотомия. Спокойно так диагностируется ... по признакам Рейнина (прошу простить за жаргон). Это к тому, что в РОПы нужен лучше тактик ... а выше - стратег (коммерческий, гена, ... ). Опять же тип бизнеса (продаж) важен.

 

Если всерьёз ... то, если чешется (очень) внедрить KPI (есть ведь в оценках задач в том же Битриксе), то надо подумать, как его встроить в то, что уже работает ... . Вполне можно активные действия менеджера увязать через KPI ... звонки, встречи, письма исх. . Тот же оклад поделить на постоянную и переменную часть (KPI). 

При этом процент основной лучше не трогать ... это всё таки стратегический показатель ... на год. 

Ибо при b2b с длинными циклами все эти игры в KPI могут только навредить frown.