Маркетолог как имя обзывательное

Маркетолог как имя обзывательноеМеня не отпускает. Я серьёзно. Вот уже 9 лет я работаю в различных сферах, так или иначе связанных с маркетингом: в рекламе, онлайн-продвижении, PR, копирайтинге и даже отраслевой журналистике. И постоянно со всех сторон обрушивается вал негатива, который можно упростить до одной фразы: “Задолбали маркетологи! Толку от них нет!” Меня злила и мучила эта фраза, я даже писала посты в защиту нашей братии, но никогда не пыталась разобраться в причинах. Теперь я посмотрела на своих коллег со стороны и вижу причины. Пусть мой пост будет для маркетологов — инструкцией, как побороть негатив, а для остальных — попыткой понять тех, кого судьба закинула на рекламно-маркетинговый путь.

В России нет маркетингового образования. Совсем нет. Есть специальности, бакалавриат, магистратура и программы дополнительного образования. Хорошие — дороги и доступны уже после обучения, когда никто не хочет отсидеть за партой ещё года три. Остальные — лекции по мотивам книг Котлера. Котлер хорош, не спорю. Но он ничего общего не имеет с маркетингом в России. Так же, как ничего общего с ним не имеют учебники русских авторов.

Выход: самообразование. Вы уже работаете и видите, чего хочет рынок. Читайте книги зарубежных авторов, профильные ресурсы, отраслевые ресурсы, журналы с практическими материалами, шерстите слайды чужих презентаций. на практические дрожжи материал ложится отлично — вы поймёте, что нужно именно вам на вашем рабочем месте.

Как только начинаешь работать в маркетинге, тебе срывает крышу. В одной конторе это бюджетирование + заказ сувенирки, в другой — разработка нового продукта, в третьей — реклама, PR, вёрстка, фотошоп и ещё несколько никак не связанных между собой занятий. Фактически маркетолог сводится к универсальному разнорабочему. И в этом вина руководителей и кадровиков. Поверьте, один человек не может хорошо делать всё. Впрочем, может. Но такие исключения либо имеют свой бизнес, либо стоят очень дорого и нанимаются на срочной основе.

Для руководителей отдела маркетинга маркетологи — это «жопоприкрываторы». Это аналитики, математики и экономисты, которые имитируют рекламную деятельность и пишут/считают отчёты по продуктам и активностям так, чтобы прикрыть бездарность и нерешительность своего непосредственного начальника.

Почему-то считается, что маркетологом быть может каждый. Программистом или врачом нет, там думать надо и что-то знать. А тут: не состоялся как историк, филолог, архитектор малых форм — айда в маркетинг! А там как пойдёт. А идёт, увы, не всегда.

Выход: выхода нет, нужно адаптироваться к условиям работы, договариваться с руководством. Если есть силы и энтузиазм, можно немного поменять взгляды руководства на маркетинг: например, сделать какую-то крутую кампанию по продвижению с низким бюджетом и продемонстрировать результат. Если бороться не хочется, скорее всего, это не ваше.

Маркетологов убивают клиенты. Маркетологи стремятся угодить потребителю. В этом стремлении получаются трешовые решения, потому что именно они нравятся народу. Человек никогда не купит тариф с заявленной ценой 79 копеек/минута, но зато он клюнет на очередной «Очень фиолетовый справедливый ноль» с тремя звёздочками и абоненткой (итоговой ценой минуты 93 копейки).. С рекламщиками то же самое. Потребители сами рады обманываться.

Маркетологи не врут — им мешает законодательство. Они используют уловки, которые чаще всего уже известны. А клиенты, подписывающие договор, не глядя, проклинают всю рекламу и маркетинг. Весь маркетинг мира был бы рад писать всё огромными буквами, но таковы правила игры — нужно продавать и выживать

Выход: любить своих клиентов и находить компромисс между целями фирмы и ожиданиями потребителя. Маркетолог отвечает за рынок, значит, он должен быть всегда немного на поле покупающей стороны.

Маркетологов (маркетёров, рекламщиков, пиарастов) ненавидят коллеги: продажники, программисты (если речь идёт о софтверной компании), бухгалтера, дизайнеры. Причём чаще всего ненавидят не за безделье (таких любят, с ними чай пить хорошо и курить бегать), а за инициативы. Тут нужно понимать, что маркетолог, хороший, а не как бы, составляя предложение или техническое задание, исходит из потребностей рынка, которые он по крупицам собирает в ходе аналитической работы. Если есть сомнения, можно расспросить, откуда у него такие домыслы — адекватный специалист сделает выкладку.

Кстати, бывает и так, что талантливый маркетолог рвётся на части, а продажники продают спустя рукава. Тогда музыка не сложится — это единая коммерческая команда, все должны работать на равных.

Выход: никогда не строить догадки, а работать на основе анализа информации, благо сейчас её источников столько, что можно буквально пощупать каждого покупателя/клиента.

Ну и наконец, быть маркетологом — это не понты, это не забава и не владычество миром. Это приносить прибыль, сопровождать продажи, быть бог знает кем, прикрывать начальство, любить клиентов, досконально знать рынок, изобретать, считать и воплощать в жизнь. Это маркетинг, детка!

Поделиться:

вдогонку http://www.repiev.ru/recenz.htm

С уважением,
Камушкин Дмитрий.

http://www.dkamushkin.ru

Не в сети

Согласна с автором, что в нашей стране нет маркетинга, потому что нет хорошей школы. Мое агенство в рекламе уже 9 лет. Так вот, когда у нашего клиента занимается рекламой маркетолог, это как правило ж..а. Ни разу не встречался грамотный маркетолог, в основном, товарищ, прочитавший одну книжку, считает себя гуру маркетинга. Отличный рассказ есть у Алексея Березина: "Совещание", вот в этом рассказе отлично описан наш Российский маркетолог: http://alex-aka-jj.livejournal.com/66984.html  Смеялась до слез, но честно говоря, смех грустный:)

Dwarf (не проверено)

А господин березин не брезгует плагиатом, даже не указывая первоисточник. 

Насколько я знаю, Алексей Березин как раз автор рассказа, по которому наши и "забугорные" ребята сняли видео. И первоисточник как раз он. 

Dwarf (не проверено)

Откровенно говоря с трудом верится, что про Березина слышали за рубежом. Да, и наших "светил" неоднократно приходилось ловить за руку на плагиате. Хотя, как знать, как знать...

Всё просто: Березин написал это ещё в эпоху читабельного ЖЖ, рассказ растаскали и напереводили. Первая экранизация на русском языке была сделана в 2011 году, самая популярная британская - в 2014 году на основе переводного сценария. ЖЖ нередко делал "случайности" популярными, всё же это было единое коммуникационное пространство, а не национальное (примерно, как сейчас Facebook).

Ох, Ольга, а сколько я видела агентств, которые делали ж**у и шляпу... Выматывали деньги, врали, навязывали негодные каналы и косячили без конца. Уверена, что тут счёт равный, потому что агентства - это те же маркетологи, только борзые и с мохнатыми лапами. Не говорю за всех, был и положительный опыт, но фигни больше. 

Но самый финиш - это рекламные агентства и бюро, судящие о маркетинге и заявляющие "построим маркетинг в вашей конторе".

Не в сети

Согласна, с вами и агентств рекламных много, которые в рекламе и тем более в маркетинге, ничего не понимают:). Даже, так - в рекламных агентствах, в которых есть маркетологи, это самый запущенный случай:)) Счет равный, да:). 

Маркетинг?    нет не слышал... )))  

Что бы что то изменить, надо что то изменить...

Acoolaclub

Почему-то считается, что маркетологом быть может каждый. 

- Да, каждый. Также, как и программистом. Делай, учись, разбирайся. 

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Делай, учись, разбирайся.

Этот пункт чаще всего игнорируют :-) Оно же само получаться должно, у гениев-то!