Менеджмент настоящего или будущего? ...

Аватар пользователя Саша Игин

Если бы строители строили здания так же, как программисты пишут программы,

первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию.

Второй закон Вейнберга.

(Статья опубликована в 2011 году, но проблемы, поднятые в ней автором, до сих пор не решены в современном бизнес-образовании).

Две задачи профессионального образования…

Сегодня в мире профессиональное образование менеджеров содействует, с одной стороны, развитию общества в целом через «бизнес-жизнь» каждого отдельного специалиста, с другой — развитию «уникальной» экономики отдельной страны, через подготовку кадров.

Обе эти задачи чрезвычайно актуальны для России, однако попытка решать их несогласованной приводит к тому, что достижение успехов лишь на втором направлении нейтрализуется неудачами на первом.

Реформы 1990−2012 гг. иначе как бредом, назвать никак нельзя!?

Формально, они стремились приблизить систему подготовки менеджмента не к реальным, а к мнимым потребностям российской экономики (одним словом, - просто брались модные тенденции, давно устаревшие концепции западных систем подготовки и через систему семинаров, открытых лекций, курсов все это вываливалось на отечественных руководителей и управленцев, «живущих совсем в другом профессиональном мире» - С.И.).

Реформы эти, были и есть, не просто не согласованы с обществом, но и шли в разрез с его долгосрочными интересами (?!).

- Если честно, то менеджмент страны и сегодня, затрудняется ясно сформулировать запрос о том: - чему и как ему нужно учиться???!!!

Причина здесь и в высокой динамичности самой реальности, но и в высоком уровне сопротивления «специалистов от образования» (?!).

Одна часть таких «специалистов» знает лишь абстрактно, как соответствовать реальным вызовам мировой экономики и российского общества, а другая — не хочет и не может соответствовать им.

Но ведь, работают?!

Все … р-а-б-о-т-а-ю-т….

И такая вот «система подготовки кадров» существует и выживает, не включаясь в систему подлинного обмена с бизнесом, экономикой и обществом. Между тем именно подготовка менеджеров может и должна стать основой завтрашней инновационной реальности.

Это не гипотеза!!!

Это аксиома…

 

Создание «образовательной реальности»…

 

Подготовка специалистов высокотехнологического бизнеса должна развиваться темпами, опережающими потребности в экономике, бизнесе и просто в жизни. Она должна видеть перспективу «образовательной реальности» и сама проектировать, создавать ее.

Деградирующей в таком случае оказывается трактовка подготовки «капитанов бизнеса» только как услуги, которая предоставляется на рынок по запросу работодателя.

Опыт США, Германии, Англии, Японии с их качественными образовательными системами и теориями маркетинга доказывают: - успешные отрасли уже многие десятилетия формируют рынки, направляют и стимулируют спрос, а не просто идут на поводу у потребителя с его сегодняшними потребностями.

- Господа (товарищи, Der gute Kamerad!), ради шутки, назовите хоть одну теорию или концепцию маркетинга, созданную теоретиками или практиками в нашей стране?!

- Ну, пожалуйста, назовите?

- Не можете?

- Я могу! Но не буду называть - может лет через тридцать!!

Страна фиксирует перепроизводство экономистов и юристов, а вместе с социологическими службами — отсутствие у молодежи ощущения перспектив в отношении сфер бизнес-деятельности, не связанных с сырьевой промышленностью или госаппаратом.

Это, что, рыночное мышление, или такая вот шутка?!!!

Для чего учить? Д-л-я  ч-е-г-о???

Подготовка менеджеров не является самоцелью в современной социально-экономической реальности. Важно, прежде всего, какие условия для жизни общества создаются с помощью тех или иных социальных институтов. И задача образовательных систем государства — формировать эти условия максимально приближенно к идеальным, как с помощью подготовки высокотехнологичных кадров, так и с помощью внедренческой деятельности в рамках малого бизнеса.

Только такую задачу следует ставить государству и перед системой образования в качестве госзадания, и именно под ее решение выделять финансирование. А вопросы, какое конкретно число студентов принимать и по каким направлениям, должны входить в сферу ответственности вуза (Хоть и здесь сразу же возникает масса вопросов, остающихся без ответов, — С.И.).

- Руководство страны декларирует: - Вузы должны получить статус научных центров — это значительный шаг к сближению интересов образования и общества (это в теории — С.И.).

- А кто будет вести научную деятельность в столь конкретном формате непонятно.

  • А может все это для «сокращения издержек», для поглощения неэффективных вузов (самостоятельных) эффективными?
  • А может это просто своеобразная форма «научного рейдерства»?

- Поди, разберись.

Ведь именно эту стратегию декларируют как наиболее оптимальную и единственно верную?!

Только непонятно, почему забывают:

  • - о демографической проблеме;
  • - нехватке кадров;
  • - недостаточной адаптивности образовательной системы менеджмента потребностям экономики, - это сегодня общее место для всех стран, развитых и развивающихся.

Но ни в одной стране (даже самой захолустной - С.И.) не идет речь о механическом сокращении числа вузов, а только об их модернизации, расширении их функций, более активной интеграции в социальную структуру и о более активном взаимодействии с бизнесом и иными сферами бытия.

Воспитание ответственности…

 

Мы не воспитываем частную инициативу, не готовим брать на себя ответственность менять мир, преобразовывать его. Именно в этом ключе следует развивать содержательное наполнение образовательных программ для менеджмента.

Значит, мы должно готовить не просто наемные кадры по приоритетным направлениям, а кадры, готовые самостоятельно создавать предприятия такого рода. Инновации — поиск и развитие идей, с помощью которых возможно переложить фундаментальные открытия на язык массово экономически востребованного бизнес-продукта.

Несомненно, что сетевое взаимодействие различных школ менеджмента позволит решить не только задачу диверсификации экономики, но и «периферийных» сообществ, а также задачу внедрения инноваций — ведь важно не только «как?» (в каких отраслях бизнеса), но и «где?» (далеко или близко от Москвы) есть возможности и условия применять фундаментальные научные открытия.

Проблема возникает не в случае временной нехватки «тех, кто учится» на всех обучающих, а в случае стратегической утраты профессионализма «тех, кто учит».

Особенно это актуально в контексте необходимости подготовки 25 млн. высококвалифицированных специалистов, о которой сейчас говорят многие социологи и экономисты, обсуждая механизмы реализации «Стратегии-2020».

Именно так должен пониматься и актуальный сегодня в мире принцип непрерывности обучения.

Сегодня он трактуется уже не как принцип постоянной смены профессии, а как принцип необходимости постоянного расширения горизонта, углубления имеющихся знаний и навыков.

Кроме того, образование для менеджеров всех возрастов — это сегодня не сугубо образовательные технологии, а инструменты решения многих общественных противоречий, фактически гуманитарная инновация, которая способна обеспечить специалистам различных категорий, не просто новый уровень заработка, а новое качество жизни.

Перестав рассматривать сферу образования только как источник квалифицированных кадров, приняв «Лиссабонскую стратегию — 2010» по переходу к «экономике, основанной на знаниях», Европа в отличие от нас фактически сделала ставку на возможность решать образовательными технологиями общественные проблемы.

Мы, почему-то считаем это фантазиями?!

Что делать?...

 

- Примеряя на себя оптимальные для рецепции мировые образовательные тренды, мы всегда должны держать в фокусе внимания ответ на вопрос: - как может сфера подготовки менеджеров нового типа сегодня способствовать развитию высокотехнологичного бизнеса, противостоянию демографическим вызовам и созданию просто комфортной жизни?

Не догонять, а опережать развитие всех направлений бизнеса, именно так и следует понимать образование, обучение, формирование менеджера новой формации.

Подобный подход уже давно исповедуют страны, имеющие и значительно более скудную образовательную традицию (Бразилия, Индия, Мексика, Китай и др. — С.И.).

Подготовка специалистов по менеджменту — самостоятельная экономическая сфера, которая не просто поставляет кадры для какой-то экономики где-то за стенами какого-то университета или направления, а уже давно выступает в роли мощнейшего заказчика и производителя, социальных и культурных инноваций как уникального ликвидного товара.

Если мы откажемся от подобных амбиций, мы будем обречены:

  • Мы потеряем фундаментальность менеджмента, как уникального средства освоения мира.
  • Мы утратим доверие не только элитных групп, которые нам платят зарплату, но и общества в целом, для которого мы создаем блага, строим его жизнь.

- А ведь всё, кажется, так просто: надо обучить учившихся учиться и учивших научиться учить*.

И научиться делать это не понарошку, а всерьез. Именно от этих двух шагов навстречу и зависит наше будущее.

P. S. Неужели Вы не верите в это? Неужели… не верите… Вы не верите...

* Я в своей профессиональной деятельности, прежде всего, стараюсь привлечь внимание общества к роли гуманитарного знания в нашей жизни. Достижения в инженерной мысли видны каждому человеку. Достижения в гуманитарной области не столь заметны, но они не менее значимы.

Не будет в нашем обществе никакой модернизации, если у нас не будет соответствующего человеческого капитала. В конце концов, и менеджмент, и любое управленческое решение — это гуманитарные технологии.

Любое решение в социуме на уровне страны или министерства — это гуманитарное решение. Оно имеет гуманитарные причины и следствия. Если оно ошибочное, масштабы последующего за этим разрушения огромны.

Вот я и стараюсь достучаться до тех, кто принимает решения, что нужно вкладывать ресурсы в развитие гуманитарной науки, особенно в ее практико-ориентированную составляющую, в частности, в менеджмент.

Бизнес-консультант,

Саша Игин,

 

Поделиться:
Аватар пользователя Волосян
Не в сети

Добрый день, Саша Игин! Далее, как говорит Sergei: "Добрый день всем нашим! Нормальным - тоже привет!"

Я только к концу статьи понял, о чем она. Полагаю, что я не один такой, поэтому попытаюсь вовлечь народ.

Итак, "Проблемы развития менеджмента". А особенно в русле "ориентированных на практику". 

ПЕРВОЕ. Никто и никогда в нашем государстве не внесет критичных изменений, пока не будет возможности изменить систему. Саму систему. Подготовка кадров нынче идет не для организаций и производств (давайте "производственников" оставим, будем о всех офисных?). Она идет просто как распил бабла.

Начнем сверху. В моем понимании "академик" или "профессор" это такие люди, как Курчатов, Королёв, и им подобные. А сейчас полистайте, сколько и каких академиков и член-корреспондентов в Академии Наук? Такие уж ли они академики?

Ниже. Любой ректор нынче будет против допуска в вуз "седых лис" - участников и владельцев бизнеса. Именно потому, что учебная программа (за которую платятся немереные бабки), идет вразрез с тем, что в реальности. Потому, что они рассказывают совсем не то, чему учат преподаватели.

Ниже. Какому преподавателю нынче есть разница, что будет с его выпускниками? И куда они устроятся? Если он сам сидит на зарплате и никаким образом не зависит от качества образования студента? 

Итог. Раньше, когда выпускники распределялись по целевым организациям, им и тогда говорили на первом месте работы: "Забудь, чему тебя учили, пойдем, я тебе расскажу, как надо делать". А нынче дак и этого не говорят. Просто ты не найдешь работы, потому что опыта нет. Зачем, бл, такое образование? 

ВТОРОЕ. Высшее образование дает единственный, явно видимый навык - навык получения информации. Правило высшей школы: не знать всё, а знать, где взять. В этом русле мы отличаемся от других стран, потому что там "учатся", а у нас "учат". Короче, пусть будет хотя бы "must have".

ТРЕТЬЕ. Да, Саша задает вопрос государственной важности. Но я бы немного к народу оборотился: вы-то сами чего? ждете, когда научат? Ну, ждите и оставайтесь с буквами А, П, О, Ж, из которых слово "Вечность" не сложить. Так вот. Если студент не работает со второго курса, причем по своей специальности, то и нехрен потом удивляться, что молодые специалисты нигде не нужны, да еще и без опыта. Корона на башке у всех. "Я - менеджер, а менеджер - это управленец!" Но простите, прежде чем командовать, надо научиться подчиняться. А этому можно научиться только в реальной работе. Вот и выходит, что по подготовке и дальнейшему росту как управленцы могут состояться единицы. Те, которые пашут на двух работах, или совмещают работу и учебу. Более того, эти люди как раз и понимают: система такова, какова есть - другой нет. Исходя из этого и действуют. Если кто про меня подумал, то тут даже не суть, предприниматель ты сам или по найму: пахать все равно придется. Какая разница, в каком статусе? 

Вывод: да, с правительством воевать надо. Потому что мы их наняли за наши налоги, надо с них требовать; в рабочее время совершенствовать себя любимого. 

Решение. Начинать нужно с себя. А с правительством воевать "после работы". А что, есть другое время? Уже не первый раз привожу пример. Я забрал своего старшего сына от первого брака из Петербурга (!) после окончания 9 класса, в свой маленький уездный городок. В колледж на автомеханика. Именно потому, чтобы мечом и огнем вдолбить дисциплину, организованность, порядок и распорядок. Я не верю, что нынешнему поколению вообще что-либо интересно, из специальностей, поэтому разницы я не видел, "на кого отдать". Поэтому, первый навык: организация и получение информации (чтение книг под моим контролем тут не последнее место), под моим жесточайшим контролем. А если в самом негативном ключе: этой специальностью он на пропитание и крышу над головой заработает, если я сдохну, суть не в ней. Дальше - сам. Тут не в смысле, что я его брошу, я в контексте поста: нужно высшее - вперед. Не нужно - работай и живи себе. За счет опыта живи по карьерной лестнице. 

Итак. Я против ТАКОГО высшего "менеджерского" образования, как сейчас. Я бы лучше ребят прогонял через 3-4 года после 9 класса и отправлял в реальную жизнь. Чтобы через годик-другой они сами решали - куда их сносит. И поступали на обучение, которое ИМ надо. И от преподавателей требовали знания, а не зачет в зачетку. Ну, понятно? Это как с Клиентом: что он требует, то мы и даем. Тогда и преподавательский состав начнет меняться. А если серой массе "снизу" неинтересно, система такая и будет - системой распила государственных денег. 

P.S.: Давным давно я попробовал несколько раз, когда рассказывал своим агентам, менеджерам, материал по работе, по итогу поставить МНЕ оценку. Не я проверял у них усвояемость и дальнейшее применение, а они меня оценивали за подачу материала. Дальнейшее применение - это их заработанные деньги. Да, у Кийосаки прочитал. Знаете, эффект шокирующий: все хлопают, кричат "пятёркааа!", а самому тут же охота снова что-нибудь изложить им. 

Всем спасибо! 

Аватар пользователя Sergei1
Не в сети

Респектос всем психам, что читают твои статьи, Санёк! wink Вот никогда бы не полез в твою кашу, но самоизоляция, мать её. С утра ещё есть работа, время обед и я предоставлен сам себе на 101% Саня, давай определимся, что в твоём понятие менеджмент? Только без википедии. На мой взгляд, менеджер, это тупо управленец. Кто чем управляет. Продажами, логистикой, кадрами, страной и ....... В свете этого я не согласен с твоей фразой - Если честно, то менеджмент страны и сегодня, затрудняется ясно сформулировать запрос о том: - чему и как ему нужно учиться???!!!   Не совсем я понял, от лица кого ты говоришь? 

Твои материалы надо разбирать детально. Поэтому предлагаю пошагово спускаться сверху в низ. И так ,мой вопрос. О каком менеджменте ты говоришь? Оператор большой совковой лопаты, тоже ей управляет. Для неё он менеджерwink

И если можно, давай без этого - Причина здесь и в высокой динамичности самой реальности, но и в высоком уровне сопротивления «специалистов от образования» (?!).   Давай по простяцки. Мы же не на тренге ))))


Всё покупается - всё продаётся!

Аватар пользователя 125239i
Не в сети

Sergei1 пишет:

Респектос всем психам, что читают твои статьи, Санёк! wink Вот никогда бы не полез в твою кашу, но самоизоляция, мать её. С утра ещё есть работа, время обед и я предоставлен сам себе на 101% Саня, давай определимся, что в твоём понятие менеджмент? Только без википедии. 

«Павел Андреевич, вы шпион? - Видишь ли, Юра...»

 Из фильма «Адъютант Его Превосходительства»

 

Если честно, Sergei, я растерялся!?

Вот так в лоб ответить, наверное, я не смогу ни на один из твоих каверзных вопросов.

Поэтому, я не смог придумать ничего тупее, чем «закрыться» несколькими выдержками из моих публичных лекций: «Менеджмент».

Итак:

  1. Никогда в истории человечества так быстро не возникал важнейший общественный институт, и не появлялся новый слой лидеров, как в середине ХХ века менеджмент (даже революционеры, по сравнению с ними, были «малочисленным народом»);
  2. Не было в истории человечества института (а это менеджмент!!!), который, так быстро доказал свою незаменимость; вызывая так мало замешательства и так мало споров (луддиты, это совсем другая история?!);
  3. Achtung, Achtung! Хороший менеджмент и предпринимательство – не синонимы. Менеджер – не то же самое что «хозяин», занятый «гонкой» за прибылью. Его цель – карьера в организации, дающая власть и высокое положение, и никак прибыль или большое богатство;
  4. 1984 % (была такая книжка!) менеджеров никогда в жизни не смогли бы совершенно искренне ответить на простейшие, казалось бы, вопросы: «В чем состоит смысл моей работы? Что в ней действительно супер-важно? Насколько хорошо я ее делаю?».

Вот так, Sergei! Наверное, сегодня и сейчас, я не смогу ответить на твои очень простые (казалось бы, ну очень простые!!!) вопросы…

Извини, что я так много говорил о том, что нужно тебе, и так мало - зачем нужен ты сам? Хоть я (совершенно искренне!) считаю тебя Гением по жизни…

P.S. На все твои, правильно поставленные вопросы, постараюсь ответить, как только появится свободное время…

С уважением,

Саша Игин,

Саша Игин

Аватар пользователя Sergei1
Не в сети

Спасибо за комплимент, Александр. Правда он слегка размытый ))) Но всё же. Я тоже похвалю тебя. Возможно, статьи твои туманны и не всегда ясно на кого они ориентированы, но на фоне статей других авторов о продажах после того, как тебе отказали 15 раз подряд (читал я тут статейку намедни, хохотали даже голуби за окном) или статей с до дыр затёртыми рассуждениями о воронке продаж и прочей зализанной  фигне, твой андеграунд положительно выделяется. Всегда знаю ,что там, что необычно.

Да проблема в том, что мы, как соседи по сайту уже давно знаем друг друга. То, что ты не ответил на вопрос про менеджмент, было предсказуемо. Ты меня знаешь, блин )))  Ладно, раскрою свою мысль. Нет никакого менеджмента. Это всего лишь английское слово. Как в поговорке, тот же х… только вид с боку. Сейчас РОП. В 70-80-90 –е это начальник отдела сбыта. Начальник отдела снабжения и т.д.  Менеджер, это просто управленец.  Можно сказать -  отдел корпоративного развития, а можно сказать – зам директора по связям с общественностью. Я вот об этом хотел сказать.

 


Всё покупается - всё продаётся!

Аватар пользователя 125239i
Не в сети

Sergei1 пишет:

 То, что ты не ответил на вопрос про менеджмент, было предсказуемо. Ты меня знаешь, блин )))  Ладно, раскрою свою мысль. Нет никакого менеджмента. Это всего лишь английское слово. Как в поговорке, тот же х… только вид с боку. Сейчас РОП. В 70-80-90 –е это начальник отдела сбыта. 

Серёжа, ты будешь очень громко смеяться, но когда я пошёл работать "в продажи" в одну из самых влиятельных компаний России в 90-е годы прошлого века (о ней и сейчас говорят с лёгким придыханием!), у меня в трудовой появилась запись: - "Начальник отдела сбыта"...

С уважением,

Саша Игин...

Саша Игин

Аватар пользователя Sergei1
Не в сети

Почему смеяться? Реально, так и было. 


Всё покупается - всё продаётся!