Почему в школах перестали преподавать логику?

Аватар пользователя Irbis

Почему в школах перестали преподавать логику?

Логика - это наука о том, как надо думать. Однако в нашей системе образования думать запрещено. Можно только читать и запоминать то, что написано в учебниках и утверждено программой образования. Если кто-нибудь забыл, то он обязан снова заглянуть в учебник и выучить. Поэтому в данную систему образования наука логика не вписывается.

Насколько важна формальная логика. Формальная логика - это цемент, скрепляющий все остальные знания. Логика на самом деле "учит учиться".Тогда почему логику, несмотря на всю её феноменальную полезность, не преподают в школах и ВУЗах.

На этот вопрос существует логичный ответ.

Логику не преподают по тем же причинам, по которым рабам нельзя владеть огнестрельным оружием. Опасно. Ведь на чём строится вся идеология современной школы? На авторитете. Детей учат не доказывать свои утверждения, а "обосновывать" их как на зоне.

Получается два конкурирующих метода аргументации. Первый через логику. Второй через авторитет (написано в учебнике или так сказал учитель). С точки зрения логики доказательство через авторитет - это логическая ошибка. Вот как это выглядит в жизни. "Да ты кто такой, чтобы спорить со мной, кандидатом наук!" Для современной российской науки это вариант нормы.

Даже, если учитель захочет, чтобы его ученики логически думали, ему этого не сделать. Например, в физике так много нелогичного, непоследовательного, запутанного и ошибочного. И всё это утверждено программой образования. Ученик обязан это выучить, ответить и получить оценку. Думать в таком процессе запрещено. Какая уж тут индивидуальность. А роль учителя сводится лишь к тому, чтобы всё, что утверждено программой образования, ученики хорошо вызубрили. А на экзамене ЕГЭ это будет проверено.

Люди в массе своей перестали доказывать, просто потому, что последовательно мыслить уже не умели. Да и потребности в этом давно уже не было. Всё было утверждено программой образования. Если забыл выученное, то необходимо снова взять учебник и выучить.

Такая ситуация в образовании возникла как минимум с начала 20 века. Результат - почти все разучились думать. Большинство думает, что они думают. Некоторые думают, что, отдав в престижную частную школу или ВУЗ своего ребёнка, который хочет изучать физику, они избегут негатива. Ничего подобного. Учебники с ошибками остались те же самые, утверждённые программой образования. И ничего нового при их изучении это не даст.

Подумайте, над, чем он будет думать?

Отсутствие логики в числе школьных предметов - как нельзя более выпукло показывает, что обучение в современной школе - это скорее дорогостоящая клоунада, чем получение знаний.

Сначала нужно понять, о какой из логик идет речь: логика - как часть философии - наука о методах правильного мышления, и логика - раздел математики, т.н. Булева алгебра.

1) Логика, как наука о методах мышления, неявно преподается через многие школьные дисциплины - математику, в которой приходится анализировать каждый пример, и искать наиболее простое и эффективное его решение, и, например, литературу, где школьники занимаются всеми нелюбимым анализом произведений.

2) Булева алгебра же преподается в необходимом (вероятно) объеме в курсе информатики.

Бытует мнение:

А зачем? Учить правильному мышлению нужно на разных предметах, втягивая ученика в процесс продуктивного размышления. Тем более, что в разных областях знаний требования к логической убедительности разные. Кажется, после войны, когда был взят курс на сближение советской школы с дореволюционной гимназией, логику учили. Не слыхал, чтобы это давало большой эффект.

Проклятый Сталин, вместо того, чтобы заниматься в школе подготовкой квалифицированного потребителя, что безусловно свидетельствует о том, что никакого роста потребления не предполагалось, забивал голову советским школьникам всякой совершенно излишней для аборигенов белибердой: всякой там физикой, математикой и зачем-то даже логикой,что безусловно не только мешает продвижению на рынок прогрессивных хлопчатобумажных рабочих штанов вместо старорежимных чистошерстяных костюмов, но, что гораздо важнее, ликвидирует саму возможность для внедрения даже такой базовой ценности, как либерально-демократическая и и нацистская промывка мозгов.

Да здравствует Никита Сергеевич Хрущев, немедленно отменивший преподавание логики в школе и тем самым приблизивший день прихода к власти Великого Торговца Пиццей (ВТП) М.С.Горбачева и не менее Великого Национального Алкоголя (ВНА) Б.Н. Ельцына!

ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В соответствии с этим постановлением в 1947—1949 годах преподавание психологии было введено в 598 средних школах...Тогда же, в 1947 году, был выпущен учебник Б.М. Теплова «Психология», предназначенный для старших классов средней школы. В 1956 году появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В. Петровским.

Но... Логика и психология перестали быть нужными в 1959 году. В том числе, благодаря ИНСТРУКТОРУ ОТДЕЛА ШКОЛ И ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТУ... КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТЕА И ОТЦУ ПЕРЕСТРОЙКИ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ ЯКОВЛЕВУ.

Немного предыстории

После прихода в конце 1917 года к власти партии большевиков мало кто предполагал, как далеко они готовы зайти в претворении в жизнь своих марксистских заветов. В своем «Интернационале» большевики пели: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья. А затем мы наш, мы новый мир построим». При такой постановке вопроса под каток красной революции попадало все — законы формальной логики в том числе.

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс работали на стыке философии, социологии и экономики. Основоположники доктрины коммунизма склонялись к тому, что им удалось создать всеобъемлющее учение, объясняющее законы исторического развития. Многие их последователи постепенно превращали даже недоговорки и иносказание в работах основателей марксизма в догмы сродни религиозным. Дальше всех зашли в этом начинании большевики, захватившие целое государство. Марксистская философия получила сильный аргумент в свою пользу — государственный аппарат насилия, созданный большевиками в ходе революции и гражданской войны.

 

Основа марксизма — диалектика. Этот философский метод основан на изыскании противоречий в реальности. В рамках марксизма был разработан диалектический материализм, утверждавший примат материи над сознанием. Большевистская философия учила, что развитие мира — это продукт формирования или разрешения противоречий.

 

В такой ситуации логика, наука о правилах мышления, как часть философии оказалась не к месту в государстве победившего марксизма-ленинизма

 

Ведь законы и методы логики позволяют выявлять противоречия в любом «единственно правильном учении». Уже с конца 1910-х годов логику стали называть не иначе как цитаделью метафизического мышления, несовместимой с диалектикой. Логику обвиняли в ее буржуазной природе, вступающей в противоречие с пролетарской наукой. Современный философ Александр Карпенко метко заметил, что логика террора не оставляла место для логики.

 

В начале 1920-х годов большевики окончательно решили «философский вопрос». Всех неугодных гуманитарных ученых было предложено выслать из страны. В 1922 году состоялся «философский пароход» — серия организованных большевиками акций по выдворению из страны философов, богословов, социологов и литераторов.

 

Любое философское учение и направление, не вписывающиеся в рамки диалектического материализма, изгонялось. «Из новостей, ошеломляющих разум, могу сообщить, что Надеждою Крупской и каким-то М. Сперанским запрещены для чтения Платон, Кант, Шопенгауэр, Владимир Соловьев, Ницше, Лев Толстой», — писал Максим Горький в 1923 году. На несколько десятилетий философия в России практически прекратила свое существование.

 

С середины 1920-х и вплоть до конца 1950-х годов марксизм-ленинизм прочно удерживал свои позиции в советской философии. Вне его просто нельзя было сделать карьеру — в СССР никакой другой философии не существовало.

 

Но «воскресил» философию в СССР тот, кто ее до этого и похоронил — «корифей всех наук» Иосиф Сталин. И что показательно, возрождение философии началось с формальной логики. Нельзя сказать, что она полностью исчезла с университетских кафедр в 1920–1930-е годы. Но те, кто еще в 1920-е годы занимался логикой в открытую, в следующее десятилетие должен был писать в стол. В начале 1940-х годов Сталин неожиданно вспомнил о существовании логики. За предшествующие годы в стране пронеслись коллективизация, индустриализация, «Большой террор», миллионы людей переезжали в города.

 

Страна нуждалась в эффективном сталинском понимании и управлении. Видимо, даже сам Сталин понимал, что одними расстрелами в этом деле всех вопросов не решить

 

В начале 1941 года в Кремль вызывают профессора МГУ Валентина Асмуса. В годы революции он был впечатлен историческими переменами, которые принесла революция, поэтому на некоторое время сосредоточился на попытках совместить марксистскую диалектику и формальную логику. Результатом стала книга «Диалектический материализм и логика».

 

Но к концу 1930-х годов он полностью сосредоточился на изучении древнегреческой эстетики — сравнительно безопасной сферой знания в СССР. В Кремле Сталин посетовал Асмусу, что его комиссары «не умеют думать», поэтому необходимо организовать курсы логики для преподавания управленцам разных уровней. Но начало Великой Отечественной войны не позволило этим курсам состояться.

 

Однако, Сталин мысль о логике не отпустил. Но после войны он решил пойти еще дальше — «вождь всех народов» собрался научить думать правильно всех советских граждан. В конце 1946 года ЦК ВКП (б) принимает постановление «О преподавании логики и психологии в средней школе». К этому моменту не существовало учебных программ, логика и психология были разрушены приматом диалектического материализма. Но Сталина эти проблемы не смущали.

 

«ЦК ВКП (б) признал необходимым ввести в течение четырех лет, начиная с 1947/48, учебного года преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы. Логика и психология должны преподаваться квалифицированными преподавателями, получившими специальную подготовку в области психологии и логики», — гласило постановление, опубликованное 4 декабря 1946 года в «Учительской газете». Эксперимент предполагалось провести в крупнейших городах РСФСР: Москве, Ленинграде, Горьком, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Новосибирске и других.

 

Союзным республикам предлагалось рассмотреть вопрос о введении логики в школах во всех городах, где есть квалифицированные преподаватели

 

Действовать предлагалось, как и положено было в сталинском СССР, ударными темпами. К 1 марта 1947 года приказали издать учебник логики для ВУЗов, к 1 июля — учебник для школ. Предлагалось создавать кафедры логики и психологии в университетах. А в 1951 году ожидался первый выпуск учителей логики и психологии.

 

Это было неожиданное решение. Уже в следующем номере «Учительской газеты» его пришлось объяснить: «Громадное значение для дисциплинирования нашего мышления имеет логика. Как наука о законах правильного мышления, логика устанавливает те принципы, следуя которым мы можем избежать ошибок в наших суждениях и умозаключениях и прийти к правильным, логически обоснованным доказательствам… Изучение логики мышления является необходимой ступенью для изучения диалектической логики». Школьные учителя тут же стали писать письма о том, что ученикам не хватает умения логически рассуждать.

 

В общем, вся советская школа начала претворять решение в жизнь. А формальная логика при этом была полностью реабилитирована

 

Конец 1940-1950-х годов в историографии назван временем «высокого сталинизма». В это время диктатура Сталина достигла своего апогея. В науке подавлялись попытки любого заимствования у западных ученых. Были разгромлены генетика и кибернетика. Меч висел и над квантовой физикой, но только необходимость ее использования в создании атомной бомбы спасла эту область знания от разгрома.

 

Только на таком фоне возвращение логики, известной еще с Античности, казалось интеллектуальным прорывом. И действительно, он не заставил себя ждать. Приказ вождя о возрождении логики и психологии, об их включении в школьные программы потянул за собой всю философию. В советском гуманитарном знании стали возникать сферы, на которые уже не могла воздействовать идеология так, как раньше. Это позволило советским философам заявить о себе как о полноценных мыслителях, способных разговаривать со своими западными коллегами на одном языке.

 

Шесть лет логики

 

Но у школьных логики и психологии дела обстояли хуже. Как предметы они в советских школах просуществовали немногим дольше, чем главный инициатор их введения. После смерти Сталина в 1953 году проект о внедрении этих предметов в школе постепенно стал сворачиваться.

 

Тем не менее за шесть лет его реализации удалось сделать много важных наработок. Были созданы учебники для вузов и школ. Учебник психологии написал профессор Б. М. Теплов, который долгое время читал лекционный курс «История психологии». С. Н. Виноградов и А. Ф. Кузьмин написали учебник логики.

 

В начале 1950-х годов логика и психология преподавались в более чем 600 советских школах. В других школах учителя математики стали внедрять в свой предмет правила формальной логики.

 

После смерти Сталина на логику так же, как и в 1920–1930-е годы, обрушилась критика диалектиков. После внутрикремлевской борьбы к власти приходит Никита Хрущев, верный революционным идеалам, поэтому судьба «буржуазных» логики и психологии в школах были предрешена. При этом она исключалась из большинства вузовских программ. Под вопросом стояло и ее преподавание для математиков. Считалось, что логика не способна разрешить спорные ситуации в математике — на это способен только диалектический материализм.

 

В 1959 году обязательно преподавание логики и психологии в советских школах было полностью свернуто. Попытки некоторых энтузиастов вернуть их в школьную программу до сих пор ни к чему не привели. Однако фактически все современные российские социальные науки обязаны этим школьным предметам тем, что в конце 1940-х они открыли брешь в советской действительности для всех остальных форм свободного гуманитарного знания.

ВѢДИ

Источник публикации: 

ВѢДИ

19 марта в 13:13

 

Источник <https://vk.com/im?sel=121921926&v=>

 

Поделиться:
Не в сети

И опять негативный посыл в статье! Все плохо, логики нет, ничего нет!!!!!  Как можно думать так в такое тяжелое для страны время????????? И опять по мнение автору виноваты в этом наше любимое государство!!! За такие мысли надо сразу на Колыму отправлять а лучше в какие-нибудь пиндосские штаты к неграм с их толерантностью!!! Пусть там они так думают, а мы будем думать так как нам сказали!!! 

Логику не преподают по тем же причинам, по которым рабам нельзя владеть огнестрельным оружием. Опасно. Ведь на чём строится вся идеология современной школы? На авторитете. Детей учат не доказывать свои утверждения, а "обосновывать" их как на зоне.

Наше государство может создать логически мыслящих людей, как создавало не раз, когда строили великий БАМ или ракету запускали в космос. Но сейчас надо сплотиться, чтобы дать отпор врагу, а думать будем потом! Когды эти проклятые гейропейцы с позором покинет притязания на нашу страну. 

Сралось ли нам сейчас тратить время на логику, когда стране важны другие приоритеты!! И кто вы такие, чтобы думать иначе. Экономисты или признанные государством видные политические деятели??????

Петрик, придумавший великие водяные фильтры, Арбидол, лечащий от всего, планшеты Роснано и телефоны Аврора - вот настоящие продукты мышления, которыу известны во всем мире. И они были достигнуты современным оброзованием и наукой, а не этим вашим логическим мышлением. 

Вот например сейчас Каймановы острова заморозили $7,3 млрд российских активов. Целых 7.3 млрд каких-то поганых американских долларов, заработанных нашим государством!!! Надо сплотиться, надо еще больше работать, чтобы восстановить награбленное американскими прихвостнями!! А вы тут такие панические мысли наводите про то, что мыслить логически не умеем!!! 

Вот я, например, сейчас всего на 10 минуточек посмотрел по телевизорам Рубин и Ролсен всех аналитиков, которые говорят о том, что мы все делаем правильно. Поэтому и пишу это сообщениы. 

P.S. А вот теперь пишу уже при выключенном телевизоре. К сожалению, все описанное в статье - верно. Думать сейчас вредно и даже опасно. Поэтому, и нет логики ни в процессе обучения, ни в дальнейших действиях тех, кого обучали, и кто вырос сейчас во взрослых. 

P.P.S. Комментарий шуточный. К сожалению, серьезные темы здесь давно уже не обсуждаются серьезно и вдумчиво. 

Vale! спасибо за статью! 

Познавательно! indecision

Логика ... как важная часть самостоятельности мышления. И всё через призму времени от после войны (ВОВ) и до сегодня ... у нас.

Революция и эволюция требуют разных инструментов ... поэтому на разных этапах, то разрушали до основания ... то опять строили что-то.

Если про современность ... историю России с 90-х ... то тоже логично. Запад начал через своих ставленников навязывать свою систему образования ... со всеми вытекающими ... ЕГЭ ... новой историей ... либеральными ценностями. 

Соцсети ... мощный фактор современного сознания ... и тут раскрылся на фоне кризиса в полной красе. Окрасился в русофобный цвет. angry А ведь до кризиса вроде как был площадкой единения людей разных стран. surprise

Сейчас пошёл процесс отказа от заразы ... точнее их правды. Правим учебники.

А какая у нас идеология сейчас? Вопросы ... . Видны лишь тренды - патриотизм, госконтроль над крупным бизнесом ... а что строим?

Образование и история всегда переделывались (и будут) под существующую идеологию и власть. 

Вот сейчас вроде как жалеют наших студентов ... которых бедных притесняют ... а то и готовы отчислить на западе crying ...

А чему их там учат? ... не про профильное образование сейчас ... а про ценности жизненные ... и чьи детки там учатся ... 

учится новая пятая колонна либералов? Какой логике?

Возможно нынешний кризис и родит это осознание ... осознание идеологии, которая нужна нашей многострадальной стране. Тогда и логика, и история, и образование подтянутся ... cool

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

Ого! Задетая тема, крайне сложна. А мы-то, местные пользователи те, кто в силах это обсуждать?. 

Согласен с пользователем Grand0909, хоть он и сделал хитренькую приписку, мол - шутка. А не фига это не шутка. 

 И опять негативный посыл в статье! Все плохо, логики нет, ничего нет!!!!!  Как можно думать так в такое тяжелое для страны время????????? И опять по мнение автору виноваты в этом наше любимое государство!!! За такие мысли надо сразу на Колыму отправлять а лучше в какие-нибудь пиндосские штаты к неграм с их толерантностью!!! Пусть там они так думают, а мы будем думать так как нам сказали!!! 

  Появление логики в качестве разработанного анализа принципов умозаключений имеет отношение исключительно к трём локальным цивилизациям, а именно: Китай, Индия и Древняя Греция. Из них только трактовка логики в древнегреческой философии, детально рассмотренная в сочинении Аристотеля «Органон», принята и нашла широкое применение в современной науке и математике. В Древней Греции логика была известна как диалектика или аналитика.

В дальнейшем логика Аристотеля была развита исламскими и затем средневековыми европейскими логиками, и наибольшего подъёма достигла в середине XIV века. С XIV века до начала XIX века логика находилась в упадке, историки логики считают этот период непродуктивным.[1]

Логика была возрождена в середине XIX века и успешно трансформировалась в строгую и формальную дисциплину, идеальным вариантом которой были точные методы доказательства, используемые в математике. Появление современной математической логики является наиболее значительным событием в истории логики за последние две тысячи лет и, возможно, одним из наиболее важных и примечательных событий в интеллектуальной истории человечества.[2]

Прогресс в истории логики первой половины XX века связан, в частности, с работами Гёделя и Тарского, и оказал значительное влияние на аналитическую философию и философскую логику, в особенности с 1950-х гг., благодаря развитию новых разделов: модальная логика, темпоральная логика, деонтическая логика и релевантная логика.

Можно узнать. Кто из пользователей во всём этот разбирается?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

 

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Психолого-педагогические основы мышления

«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности? [8].

 

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

 

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

 

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

 

Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях [15].

 

Отсюда можно сделать вывод, сформулировав понятия мышления. Мышление – это единый, заведомо продуктивный процесс, который определяется как «поиск и открытие существенного нового». Мышление едино, но делится на виды в зависимости от того, чем оно оперирует: символами, образами или действиями. В зависимости от направленности мышления выделяют виды [20]: практическое и теоретическое; логическое и интуитивное; аутистическое и мифологическое; творческое. В таблице 1 представлены основные виды мышления.

 

Развитие мышление представляет собой сложное единство логических и интуитивных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. В решении задач интуиция выступает как компонент генерирования гипотез и стратегий решений в виде комплексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые  и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориентиры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для правильного  решения. Таким образом, достигается интуитивная модель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов [20].

Теоретическое мышление

 

Совершается в ходе практической деятельности и направлено на решение практических задач.

Начинается с возникновения проблемной ситуации, которую нужно решить.

Протекает в условиях дефицита времени, опасности или высокой ответственности за принимаемое решение.

Направлено на преобразование реальной деятельности.

Направленно на познание и объяснение явлений действительности.

Процесс мышления предполагает создание гипотезы, новой идеи или образа, а так же проверку гипотезы на собственные реальности.

Интуитивное мышление

 

Логическое мышление

 

При интуитивном мышлении переход  к новому знанию происходит через «инсайт» (озарение).

Процесс мышления не осознаваем и слит с самим действием.

Объектами мышлениями являются объекты – оригиналы,  с которыми взаимодействует человек.

Интуитивное мышление выполняет функцию получения нового знания.

При логическом мышлении происходит плавный логический переход от данного к новому.

Процесс мышления осознан, отделен от своего продукта, а способы действия выделены и превращены в операции, применимые к многим подобным объектам.

Объектами логического мышления выступают знаковые системы.

Логическое мышление выполняет функцию трансляции (уже полученного знания) другому.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Поэтому мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительные (логические) операции - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи [9], [12].

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их  и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

 

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы [16].

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления [9]. Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности [17].

Исходя, из выше изложенного можно составить схему взаимосвязи видов мышления, мыслительных операций и процессов, представленную на рисунке 1.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум.

 

И под занавес. Если кого-то не устраивает система Российского образования (что справедливо от части) то что –же вы в стороне отсиживаетесь? Организовывайте общественные движения за качественное образование. Собирайте единомышленников в сети. Баллотируйтесь в депутаты в конце концов.   Устраивайтесь на работу в  Государственные контрольные органы по надзору в сфере образования.

Работайте, меняйте образование к лучшему. Ругать то легко, а Вы станьте Макаренко.


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Сергей, ну ты дал ответку! surprise Статью то еле дочитал ... а тут ты ещё одну ... crying

Признаюсь честно ... не осилил ... только до середины Днепра angel

И под занавес. Если кого-то не устраивает система Российского образования (что справедливо от части) то что –же вы в стороне отсиживаетесь? Организовывайте общественные движения за качественное образование. Собирайте единомышленников в сети. Баллотируйтесь в депутаты в конце концов.   Устраивайтесь на работу в  Государственные контрольные органы по надзору в сфере образования.

Блин, думаешь этого нет? Да в этой отрасли кланы ещё те laugh. И мастеров достаточно историю и школьную программу переписывать ... была бы команда сверху. Они ведь по образованию своему ... тоже ничего другого не умеют ... а жить хорошо все хотят. Макаренки есть ... их даже награждают ежегодно ... но система сильнее ... госзаказ ... 

 

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

Блин, думаешь этого нет?   Нет брат, я думаю, что это есть. только одни дело делают, а другие просто создают общественный резонанс. Я скинул эту стают моему корешу. Он доктор наук. Он ответил. Если там, в вашей банде, есть люди обладающие подобными знаниями и опытом, пожалуйста рассуждаете. Но, если придел вашего образования простенький технологический институт - заткнитесь нах....

К тому же, гранд прав. Не во время войны, это обсуждать.


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Не в сети

 Спасибо за очередную познавательную и злободневную статью! В её названии не хватает еще слов "И к чему это привело?"

  Действительно, основная масса населения не способна мыслить критически, а потому легко хавает то, что предлагает зомбоящик.

  Иллюстрацией этому факту служит податливость людей государственной пропаганде. Усугубляет проблему то, что люди перестали читать книги, перестали учиться, развивать мозг. Более того, яростно этому сопротивляются! Даже само понятие "образование" стало синонимом получения знаний, хотя должно иметь целью "понимание того, чему научился". Но увы, этим и не пахнет. Видимо поэтому, некоторые особо "образованные" особи, дабы не остаться в стороне от обсуждения, перепечатывают из википедии статьи по теме, полагаю, не особо разбираясь в их содержании))).

Великие умы обсуждают идеи. Посредственные умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают других людей.

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Специально, для тренеров. Мнящих себя последней инстанцией. 

Про зомбоящик. 

 

Вести Недели с Дмитрием Киселевым. Соловьёв LIVE. Лабиринт Карнаухова. Постскриптум с Алексеем Пушковым. Вести в Субботу с Сергеем Брилевым.  Своя Правда с Романом Бабаяном. Большая Игра. Программа 60 минут. Время Покажет и т.д.

Гости программ: С. Кургинян, К. Шахназаров, С. Михеев, Я. Кедми. На ТВ нет никого сравнимого с ним по интеллекту (7freiheit)

Владимир Скачко, Маргарита Симо́новна и ещё огромная цифра участвующих. Это деканы МГУ, Президенты разный фондов. Политических, эконмических.  Представителе правящих партий ГД. Военные эксперты. Например   Председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник А.В. Картаполов

Комитет по обороне (11 депутатов):

Алексей Журавлев, Виктор Заварзин, Андрей Картаполов, Иван Квитка, Андрей Красов, Евгений Лебедев, Зелимхан Муцоев, Дмитрий Саблин, Светлана Савицкая, Виктор Соболев, Юрий Швыткин.

Я неделю могу перечислять тех лиц, что участвует в решении судьбоносных вопросов для страны.

Это, Ильдус, ты называешь зомбояшиком? Может, подскажешь ионные источники информации? Ну, где вас тренеров и страховых агентов обучают? Раз у тебя хватает мозгов (или не хватает) называть пустозвоном - С. Кургинян, К. Шахназаров, С. Михеев, Я. Кедми. А.В. Картаполов. , Маргарита Симооновна.

А может ты больше,  Марии Захаровой знаешь?

 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Не в сети

Сергей, если тебя держат насильно заставляя смотреть тв и хвалить эти передачи на форуме, подай какой-нибудь сигнал. Пусть это будут 10 смайлов на протяжении твоих 5 следующих сообщений на форуме. Или какой-нибудь другой знак, понятный для нас.

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Держат меня не насильно. Меня в этих передачах привлекает экспертное мнение международников и экспертов. Историков и политиков. Экономистом.

 Да, конечно по ТВ много пурги, но нельзя всё называть зомбоящиком.

Нужно уметь Отсеивать  ерунду от реальности.


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Нужно уметь Отсеивать  ерунду от реальности.yes

Пропаганду никто не отменял. Она присутствует и у нас и на западе. cool

Полезно смотреть в интернете и иные мнения, сопоставлять ... получать реальное.

Эксперты реальные дают более реальные коменты ... дорожат проф мнением. 

Полностью независимых ... днём с огнём не найдешь. 

Евгений Сатановский ... востоковед, экономист ... не всегда его зовут ... объективен ... может врезать правду матку и против официальной политики. Зовут обычно когда всё плохо и нужен не замыленный взгляд ... когда кризис.

Яков Кедми - израильтянин, патриот своей страны, да и России (имхо) ... независим от наших властей ... говорит как есть.

Их достаточно в стране ... Сергей многих указал.

Из интернета сейчас хороши Юрий Подоляка журналист (его уже банит Ютуб ... и охота началась) и Михаил Онуфриенко ... жгут ребята по Украине. Их сводки - реальны, с земли. Добавляем Конашенкова ... и получаем более реальную картину спецоперации. yes

 

Недавно общался с одним реально хорошим системным аналитиком, ну и традиционно зашел разговор типа как прогнозы по ситуации... большинство его выводов были парадоксальны даже для меняblush

но цитирую дословно... по М.Хазину, кто это знаете надеюсь...

...  как аналитик он слабый, но фактологию приводит интересную, из которой можно самому делать выводы ... 

Это к тому, что

  • есть информация,
  • есть факты,
  • есть их интерпретация
  • есть выводы, которые нужно уметь делать самому...

Что смотреть и смотреть ли вообще ТВ, это не ко мне, по многим "экспертам"  у меня своё мнение, но каждый из них придерживается своей точки зрения, которые лично мне иногда любопытно enlightened услышать. 

Субъективно, для меня ТВ передачи "ДОМ ?", "Давай поженимся" и т.д. это и есть зомбиящик

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru
Аватар пользователя Irbis
Не в сети

Недавно общался с одним реально хорошим системным аналитиком

Ключевое в этом предложении "реально хорошим системным аналитиком".

А что касается "экспертов" из СМИ..... Расхожий анекдот из сети с начала п....ца  - "Блин, ну были же нормальные вирусологи. Откуда столько военных аналитиков понабралось?"

А вообще, я ооооочень цинично смотрю на всех "экспертов" из СМИ!!!!, если бы их попросили помелькать на ТВ БЕСПЛАТНО!!!!! много ли бы этих "экспертов" там мелькало?

Для информации: я вообще не смотрю новостные каналы. Только переключаю в поисках нормального контента для меня. 

 

Все является ядом. Все не является ядом. Все зависит от дозы.

Аватар пользователя Irbis
Не в сети

Все является ядом. Все не является ядом. Все зависит от дозы.

нет, благодаря интернетуcool

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru

Мышление и наука логика вообще то о разном...

Логика - это наука о том, как надо думать.

Тезис в вообщем то спорный.  

Это норм для поп\масс блогерской тематики, но не на проф уровне. Интернет - это инфо помойка, где проф информацию надо с лупой искать. 

Мышление это вообще о другом, например, а не о законах логики.

 

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru

Вообще про тему статьи ... добавка.

А нужна ли эта логика в школах? surprise И если да, то в каких? В обычных? Вы представляете что там сейчас и какой состав детей, включая мигрантов?

Всё таки есть правда в дифференциации обучения на основе диагностики обучаемых. 

Тот же центр Сириус ... неспроста появился ... там наверняка иные программы ... под категорию отобранных.

Базис должны все получить ... спору нет ... а логику?

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Сильный вопрос. Что-бы такое спросить, нужна смелость а не талант. А нужна ли эта логика в школах? Уверен, найдутся те, кто с воплями обрушится на подобный вопрос: "как ты так мог, профессор, конечно нужна" ))) Не педагог и не претендую на энциклопедичность своего мнения. 

Но! Но, давайте попробуем заглянуть глубже - Логика (др.-греч. — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. — «логос», «рассуждение», «мысль», «разум», «смысл») — нормативная наука о законах, формах и приёмах интеллектуальной деятельности.

Так, что мы подразумеваем под словом логика? 

Правильное мышление (довольно часто крайне спорное понятие) или, это «логос», «рассуждение», «мысль», «разум», «смысл»?! Или, это «способность к рассуждению» готовыми алгоритмами? 

 Или это вообще высший пилотаж:

 Я вот сильно сомневаюсь, что в общей школьной программе такое есть (хотя, может есть)

 Вот я и предлагаю определиться, о чём мы дискутируем. 

          Глоссарий, определения логики

Высказывание - это повествовательное предложение, про которое можно определенно сказать истинно оно или ложно (истина (логическая 1), ложь (логический 0)).

 

Логические операции - мыслительные действия, результатом которых является изменение содержания или объема понятий, а также образование новых понятий.

 

Логическое выражение - устное утверждение или запись, в которое, наряду с постоянными величинами, обязательно входят переменные величины (объекты). В зависимости от значений этих переменных величин (объектов) логическое выражение может принимать одно из двух возможных значений: истина (логическая 1) или ложь (логический 0).

 

Сложное логическое выражение - логическое выражение, состоящее из одного или нескольких простых логических выражений (или сложных логических выражений), соединенных с помощью логических операций.

 

Логические операции и таблицы истинности

 

 

1) Логическое умножение или конъюнкция:

 

Конъюнкция - это сложное логическое выражение, которое считается истинным в том и только том случае, когда оба простых выражения являются истинными, во всех остальных случаях данное сложенное выражение ложно.

Обозначение: F = A & B.

 

Таблица истинности для конъюнкции

A

B

F

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

 

 

2) Логическое сложение или дизъюнкция:

Дизъюнкция - это сложное логическое выражение, которое истинно, если хотя бы одно из простых логических выражений истинно и ложно тогда и только тогда, когда оба простых логических выраженbя ложны.
Обозначение: F = A v B.

Таблица истинности для дизъюнкции

A

B

F

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

 

 

3) Логическое отрицание или инверсия:

Инверсия - это сложное логическое выражение, если исходное логическое выражение истинно, то результат отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное логическое выражение ложно, то результат отрицания будет истинным. Другими простыми слова, данная операция означает, что к исходному логическому выражению добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО.

Обозначение: F = ¬A.

Таблица истинности для инверсии

A

¬А

1

0

0

1

 

 

4) Логическое следование или импликация:

Импликация - это сложное логическое выражение, которое истинно во всех случаях, кроме как из истины следует ложь. То есть данная логическая операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием (А), а второе (В) является следствием.

«A → B» истинно, если из А может следовать B.

Обозначение: F = A → B.

Таблица истинности для импликации

 

A

B

F

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

 

 

5) Логическая равнозначность или эквивалентность:

Эквивалентность - это сложное логическое выражение, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.

«A ↔ B» истинно тогда и только тогда, когда А и B равны.
Обозначение: F = A ↔ B.
Таблица истинности для эквивалентности

 

A

B

F

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

1

 

 

 

6) Операция XOR (исключающие или)

«A ⊕ B» истинно тогда, когда истинно А или B, но не оба одновременно.
Эту операцию также называют "сложение по модулю два".

Обозначение: F = A ⊕ B.

A

B

F

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

 

Порядок выполнения логических операций в сложном логическом выражении

 

1. Инверсия;
2. Конъюнкция;
3. Дизъюнкция;
4. Импликация;
5. Эквивалентность.

Для изменения указанного порядка выполнения логических операций используются скобки.

 

Таблицы истинности можно составить и для произвольной логической функции F(a, b, c…).

В общем случае таблицы истинности имеют размер 2N  строк комбинаций для N  независимых логических переменных.

Поскольку таблица истинности выражения состоит из строк со всеми возможными комбинациями значений переменных, она полностью определяет значение выражения.

 

Законы алгебры логики

Те, кому лень учить эти законы, должны вспомнить алгебру, где знание нескольких способов преобразования позволяет решать очень сложные уравнения.

Строго говоря, это не законы, а теоремы. Но их доказательство не входит в программу изучения. Впрочем, доказательство обычно основывается на построении полной таблицы истинности.

Замечание. Знаки алгебры логики намеренно заменены на сложение и умножение.

 

 Для ИЛИ, \/

 Для И, &

 Примечание

1

A \/ 0 = A

A & 1 = A

Ничего не меняется при действии, константы удаляются

2

A \/ 1 = 1

A & 0 = 0

Удаляются переменные, так как их оценивание не имеет смысла

3

A \/ B = B \/ A

AB = BA

Переместительный (коммутативности)

4

A \/ ¬A = 1

 

Один из операторов всегда 1

(закон исключения третьего)

5

 

A & ¬= 0

Один из операторов всегда 0

(закон непротиворечия)

6

A \/ A = A

A & A = A

Идемпотентности (NB! Вместо A можно подставить составное выражение!)

7

¬¬А = A

Двойное отрицание

8

(\/ B) \/ C = \/ (\/ C)

(/\ B) /\ C = /\ (/\ C)

Ассоциативный

9

(\/ B)&C=(A&C)\/(B&C)

(A&B) \/ C = (\/ C)&(\/ C)

Дистрибутивный

10

(\/ B)&(¬\/ B) = B

(A&B) \/ (¬A&B) = B

Склеивания

11

¬(\/ B) = ¬B

¬(A&B) = ¬\/ ¬B

Правило де Моргана

12

\/ (A&C) = A

A&(\/ C) = A

Поглощение

13

AB = ¬\/ B и AB = ¬B→¬A

Снятие (замена) импликации

14

1) AB = (A&B) \/ (¬AB)

2) AB = (\/ ¬B)&(¬\/ B)

Снятие (замена) эквивалентности

 

 

Замена операций импликации и эквивалентности

Операций импликации и эквивалентности иногда нет среди логических операций конкретного компьютера или транслятора с языка программирования. Однако для решения многих задач эти операции необходимы. Существуют правила замены данных операций на последовательности операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции.

Так, заменить операцию импликации можно в соответствии со следующим правилом:

→  B = ¬A \/ B

Для замены операции эквивалентности существует два правила:

В справедливости данных формул легко убедиться, построив таблицы истинности для правой и левой частей обоих тождеств.

 

 

Логические выражения и множества

На числовой прямой даны два отрезка: P = [2, 10] и Q = [6, 14]. Выберите такой отрезок A, что формула
( (x ∈ А) → (x ∈ P) ) \/ (x ∈ Q)
тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной х.

  1. [0, 3]
  2. [3, 11]
  3. [11, 15]
  4. [15, 17]

Решим уравнение: ( (x ∈ А) → (x ∈ P) ) \/ (x ∈ Q)=1 методом подстановки.
В уравнение вместо P, Q впишем сами отрезки: [2, 10] и [6, 14].
(x ∈ А)=1 для всех вариантов.

Вариант 
ответа

Интервал A

Значения x 
для проверки
(границы интервала)

((x А) → (x [2, 10]) ) \/ (x [6, 14])

1

[0, 3]

0,
3

(1→0)\/0=0
(1→1)\/0=1

2

[3, 11]

3,
11

(1→1)\/0=1
(1→0)\/1=1

3

[11, 15]

11,
15

(1→0)\/1=1
(1→0)\/0=0

4

 

 

 

 

 

 

 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Не в сети

angry

Великие умы обсуждают идеи. Посредственные умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают других людей.

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 О чём воздух сотрясаем, господа коллеги? ))))) О чём дискуссия? Я от подобного кране далёк!wink

 Проф в тему вопрос задал. А надо ли всё это. 

 Купил я за рубль, продал за два. Какая тут к чёрту логика? Где -то в переговорах,  играх разума, да, проскакивает. Но и то, такая уже, не оспоримая логика. Например: "не плюй в колодец" или "против ветра"

 А за многих, вообще всё гаджеты решают. Решил себе что-то купить, так ведь не лезет в руководство по эксплуатации. Не сопоставляет ват, ампер, расширение экрана, другие важные опции. Тупо, забивает в поисковике "купит такую хрень" и читает отзывы. Зачем ему логика? 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

1. вся статья построена на ложном тезисе, который рассчитан на незнание читателей этой темы. 

2. логика и навык структурированного мышления это о разном.

3. обучение в школе логике бессмысленно.

4. логика и знания это тоже о разном.

5. логика - формальная, женская, диалектическая, надеюсь понятны различияwink а здесь о чёмcool

 

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru
Не в сети

 И вообще, "собрать бы книги все, да сжечь!"cool

Великие умы обсуждают идеи. Посредственные умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают других людей.

Аватар пользователя Irbis
Не в сети

всегда говорила, что Николай - жесткий логик по своей сути. 

3. обучение в школе логике бессмысленно.

Почему? Если не давать детям в школе логику, то как они будут получать знания по ней? 

У моего ребенка в начальной школе программа по математике была такая, что, я до сих пор помню это высказывание преподавателя: "То что они сейчас проходят, такие же задачи они будут изучать в классе 8 - 11". 

Потом мой ребенок столкнулся с этим предметом в ВУЗе - где филология и где логика..... 

НО!!!!!

Если на это смотреть шире.... Абсолютно, цитируя Сашу Игина "Diese Aussage ist völlig unlogisch", то все в Природе так переплетено, то Саша, Вы - правы = Diese Aussage ist völlig unlogisch!!!! 

 

Все является ядом. Все не является ядом. Все зависит от дозы.

...Если не давать детям в школе логику, то как они будут получать знания по ней? 

 

У моего ребенка в начальной школе программа по математике была такая, что, я до сих пор помню это высказывание преподавателя: "То что они сейчас проходят, такие же задачи они будут изучать в классе 8 - 11". 

математика и логика - это две разные дисциплины или я что то путаю?

после физмата больше склонность  к структурному мышлению оно для них проще, но не более... 

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru
Аватар пользователя Irbis
Не в сети

Добрый день! 

математика и логика - это две разные дисциплины или я что то путаю?

Если смотреть со стороны школьной программы, то логика как предмет заложена именно в математику. 

после физмата больше склонность  к структурному мышлению оно для них проще, но не более... 

Но у меня ребенок учится на филолога..... А им в прошлом семестре давали логику как отдельный предмет. 

Все является ядом. Все не является ядом. Все зависит от дозы.

  • учебная программа в школе и Вузе - не стоит их не стоять объединять объединять в принципе,
  • учебный курс, знания и умение этими знаниями пользоваться - это вообще о разном в принципе
Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru

О чём воздух сотрясаем, господа коллеги? ))))) О чём дискуссия? Я от подобного кране далёк!wink

А с темой дебил логики, ...коллега вы не знакомы...devilwink

приведу иллюстрацию, тут некто написал о летальных потерях...

  1. ​источник А1 -Х,
  2. ​источник А2 -Х/2
  3. ​источник А3 -0,1*Х

​При этом некто исходит из того, что источник А1 -Х - это правда, а всё остальное ложь...enlightened , а почему, coolа потому что это не важноsurprise

Вся идеология дебил логики основывается на на этом подходе. 

Вся основа\база инфо войны построена на идеологии дебил логике, ну а если вернуться к современности, то

а) это конфликт с европейским неофашизмом\нацизмом, 

б) с точки зрения диамата\истмата, то анализ последних событий и логика поведения США очень логично прогнозируема... почему они настаивают на продолжения конфликтаangel

+++

Дебил логика, она есть и часто проявляется в дискуссии, но это отдельная тема. smiley

 

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru
Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Убедительно!


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

в продолжение темы ... идеология дебил логики основывается на "придумывание факта", который потом рассматривается как "абсолютно достоверный", например, пробирка Пауэлла, отравления Навального, отравления в Солсбери и т.д. 

Это применение в политике...

А применение её в профессиональной тематике - это классика манипуляции, которое гораздо проще заметно. 

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru
Аватар пользователя 125239i
Не в сети

«Отсутствие логики в числе школьных предметов - как нельзя более выпукло показывает, что обучение в современной школе - это скорее дорогостоящая клоунада, чем получение знаний». (???) – цитирует автора статьи, эксперт Valenti.

Diese Aussage ist völlig unlogisch …

С уважением к любителям истины,

Саша Игин

Саша Игин

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Вот, выхватил с похмелья (только в себя пришёл, все кому звонил бухой - сорри)

 Детский тест.

 Работа по смысловому чтению: тексты и задания к ним

22 февраля 2021

4,6 тыс. прочитали

Работа с текстом - очень важная часть обучения. Если ребенок не умеет читать и понимать, то у него будут проблемы с учебой. Это знает каждый учитель. Но как организовать эту работу? Какие задания к текстам придумать?

 

Вот несколько интересных текстов и заданий к ним. Эту работу можно проводить в начале или в конце урока, выделив на нее 10-20 минут. Тексты взяты из учебников и пособий. Задания разработаны самостоятельно.

 

1. Задание на понимание главной мысли текста.

 

Текст

 

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (Дзен-буддистская притча).

 

Задания:

 

1) Определите тип речи текста. (Рассуждение)

 

2) Сформулируйте и запишите тезис. (Не в деньгах счастье)

 

3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу.

 

1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги.

 

4) Проанализируйте информацию в обеих колонках и ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? (В жизни важны здоровье, сон, аппетит, друзья, любовь, домашний очаг, радость, ум).

 

2. Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее.

 

Текст

 

Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).

 

Задания:

 

1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).

 

2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.

 

3) Перескажите текст с опорой на кластер.

 

3. Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.

 

Текст 1

 

Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!

 

Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.

 

Задания:

 

1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.

 

Название животного

 

Размер

 

Вес

 

Биение сердца

 

Сила звука

 

Место обитания

 

Причина места обитания

 

2) Напишите небольшой текст о синем ките, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.

 

Текст 2

 

Самое глубокое озеро в мире

 

Байкал - пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Оно расположено на высоте 465 метров и окружено горами. Это самое глубокое озеро в мире: его глубина 1620 метров. В нём самое большое количество пресной воды в мире! (В) него впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. На озере 27 островов. На зиму оно замерзает. В озере обитает 1800 видов животных и растений. На его берегах стоят два города: Слюдянка и Байкальск.

 

Задания:

 

1) Заполните таблицу, используя информацию из текста.

 

Что такое Байкал?

 

Место нахождения

 

Особенности расположения

 

Глубина

 

Ценность озера

 

Впадающие реки

 

Вытекающие реки

 

Острова

 

Состояние зимой

 

Животные и растения

 

Города, расположенные на берегах озера

 

2) Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы.

 

Текст 3

 

Городки

 

Четыреста лет уже в России играют в городки. Называлась эта игра по-разному: рюхи, чухи, городища, бабки, бочата...

 

Играть в городки может каждый. Срезаешь палку, нарезаешь берёзовых чурок и играй себе в удовольствие! Играть можно вдвоём, втроём или командами. Правила определяют сами игроки.

 

С расстояния в десять метров (или поменьше) выбиваешь из квадрата "города" фигуры. Фигуры состоят из пяти чурок (городков). Городки выбивают битами - деревянными палками. Всего фигур пятнадцать, но можешь начать и с нескольких. Если ты выбил из квадрата хоть одну чурку, остальные выбиваешь уже с половины расстояния. Каждый городошник совершает по два броска и уступает место следующему игроку. Когда все фигуры выбиты, ведётся подсчёт, сколько ударов потребовалось каждому городошнику для выбивания фигур из "города". Выигрывает тот, кто с меньшего числа ударов выбил городки.

 

Игра замечательно развивает выдержку, сообразительность, силу воли, меткость и твёрдость руки.

 

Задания:

 

1) О чем вы узнали из текста?

 

2) Переделайте заголовок в вопросительное предложение. (Как играть в городки?)

 

3) Составьте инструкцию: «Как играть в городки», используя слова-помощники.

 

Привожу текст получившейся инструкции (ученикам для помощи даются только выделенные слова)

1) Срезать палку, нарезать березовых чурок.

2) Разметить поле на 15 квадратов – «городов».

3) В города установить по пять чурок – «городков».

4) Выбивать городки деревянными битами с расстояния 10 метров.

5) Если игрок выбил хотя бы одну чурку, остальные он выбивает с половины расстояния.

6) Каждый городошник совершает по два удара, затем уступает место следующему игроку.

7) В конце игры подсчитать , сколько ударов потребовалось каждому городошнику.

8) Выигрывает тот , кто выбил городки с меньшего числа ударов.


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Конспект психологического занятия «Развитие вербально-понятийного мышления», 3-4 класс

Психологическое занятие в начальной школе. Конспект

Цель: создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников, развитие вербально-понятийного мышления, повышение общего уровня представлений об окружающем мире, развитие словарного запаса, развитие способности к установлению смысловых логических связей, развитие письменной речи, доставление радости себе и другому.

1. Информирование

Психолог сообщает учащимся, что на занятиях они будут получать знания, которые применимы в повседневной жизни, будут грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей устно и письменно. Сегодня на занятии, выполнив ряд упражнений, они повысят свой словарный запас, уровень представлений об окружающем мире, а также научатся устанавливать смысловые логические связи.

2. Вводная часть.

Упражнение - разминка «Хрустальный шар».

Цель: создание благоприятной атмосферы для саморазвития.

Ход проведения.

Упражнение проводится в круге. Из «волшебной» коробки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая шар по кругу, рассказать, что хорошего произошло с ними сегодня.

 

3. Основная часть.

1. Упражнение «Расположи слова» (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

Цель: развитие вербально-понятийного мышления, повышение общего уровня представлений об окружающем мире.

Ход проведения.

Психолог объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».

Затем учитель показывает три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления:

Полезное ископаемое - топливо - нефть.

Ливень - осадки - дождь.

Лесное растение - дерево - дуб.

Водоем - озеро - Байкал.

Съедобный гриб ~ гриб - масленок.

Корова - животное - домашнее животное.

Водоем - река - Волга.

Дятел - лесная птица - птица.

Луговая трава ~ трава - клевер.

Водное пространство - Атлантический океан - океан.

(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)

2. Упражнение «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».

Цель: развитие словарного запаса

Ход проведения

Учащимся предлагаются слова: роль, мышка, село, лук, код, нора, рука, роща.

Примерные ответы:

роль – моль, соль, боль, ноль, руль;

мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;

село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;

лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;

код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;

нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра;

рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;

роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.

 

3. Упражнение «Найди ошибку».

Цель: развитие способности к установлению смысловых логических связей, развитие письменной речи.

Ход проведения

Учащимся предлагаются предложения, в которых надо исправить ошибки:

1. Зимой в саду расцветают яблони.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. Мальчик стеклом разбил мяч.

4. После грибов будут дожди.

5. Весной луга затопили реку.

6. Снег засыпало пышным лесом.

3. Заключительная часть.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку».

Цель: доставление радости себе и другому.

Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.

4. Рефлексия.

Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.

- Вопросы психолога:

- Чем занимались на занятии?

- Чему научились на занятии?

- Что было легко и что вызвало трудности?

Литература:

1. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития/ Н.П. Локалова. - – 5-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2011.

2. Акимова, М.К., Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов /Акимова, В.Т. Козлова. - М., 1993.

3. Тихомирова, Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет/Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Игры и упражнения для развития логического мышления.

07.04.2020

Игры и упражнения

для развития

логического мышления

               

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

 

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

   

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 

               -Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

 

Упражнение «Назови, одним словом».

- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля 

д) Январь, март, май, август -…

 

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

 

 

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т.д.

     

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

 

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

 

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

 

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

   

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

 

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

         Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

 

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

 

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

 

Игра «Предмет-действие»

-Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

 

Упражнение «Смысловые ряды»

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

 

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления

  Вопросы детям:

v Чем похожи стул и табуретка?

v Какие слова начинаются с буквы В?

v Какие вежливые слова вы знаете?

v Как вы думаете чему учат в школе?

v Какой день следует за вторником?

v На какой свет светофора надо переходить улицу?

v Чем отличается бабочка от стрекозы?

v У коровы телёнок, а у лошади…

v Назовите  детёныша у овцы?

v Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

v Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

v Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

v Какой день надели последний?

v Что делают из муки?

v Кто работает в магазине?

v Мышь маленькая, а муравей…

v Певец поёт, а балерина…

v Где работает клоун?

 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Почему не припадают в школе, наверно по тому, что это дед 

сад. Хотя я не настаиваю.


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Аватар пользователя Irbis
Не в сети

Sergei1 пишет:

 Почему не припадают в школе, наверно по тому, что это дед 

сад. Хотя я не настаиваю.

Добрый день! 

Не совсем понятно: "дед" и "сад" или....?

Все является ядом. Все не является ядом. Все зависит от дозы.

я не уверен, что взрослый легко пройдет когнитивный тест по узко профильной тематике...

например, по различиям между логикой и мвшлениемwink

Интеллектуальные продажи
Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. В. ЧЕРНОМЫРДИН.
www.sale-buro.ru
www.project-sales.ru