Пока «Титаник» плывет (20 верных признаков того, что ваша компания накрывается медным тазом)

Пока «Титаник» плывет (20 верных признаков того, что ваша компания накрывается медным тазом)Сваровский Федор

Как понять, что компания, где вы работаете, дышит на ладан? Как определить по очевидным признакам, что пора подумать о новом месте работы? Когда уже пора уходить? Стоит ли ждать лучших времен или лучше не рисковать будущим?

Эти вопросы во время затянувшегося в России экономического спада становятся все более актуальными для все большего числа работников. А статья будет полезна как им, так и менеджменту, который далеко не всегда понимает, что на самом деле происходит, и собственникам, которым иногда полезно взглянуть на свои действия со стороны.

Начнем с показательного примера.

Сначала все было хорошо

 

 

Алексей С. восемь лет проработал менеджером по производству в среднего размера компании, производившей специальную, несерийную одежду для покупателей среднего достатка со специфическими особенностями фигуры.

Через интернет и небольшую сеть магазинов компания успешно торговала своей продукцией не только в России, но в других странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Евросоюз.

Отношения между руководством и подчиненными были прекрасными. Зарплата выплачивалась вовремя. Несколько раз в год сотрудники получали премии. Отпуск можно было брать по договоренности, когда удобно.

Однако к 2015 году банки стали менее охотно выдавать краткосрочные кредиты среднему бизнесу или выдавали их под более высокий процент. Компания постепенно стала испытывать недостаток оборотных средств. И тут начали происходить неожиданные и плохо объяснимые для персонала вещи.

Очень странные дела

 

 

На должность финансового директора и одновременно директора по развитию компании пришел человек из консалтинговой фирмы. Он не только казался слишком дорогим, но и стал вводить множество новых правил, сильно усложняющих жизнь работникам. Теперь каждый должен был писать подробный отчет о потраченном за неделю времени.

Буквально так: с 10:00 до 10:22 — переговоры по телефону с поставщиками из компании такой-то, с 10:22 до 10:27 — общение со специалистами по пошиву, с 10:28 до 11:00 — обсуждение проблем качества фурнитуры с закупщиками и т. п.

Кроме того, теперь в случае опоздания в офис не только утром к началу работы, но и днем после деловой поездки по городу из-за попадания в пробки приходилось писать подробные объяснительные. Все это сначала делалось после работы, в результате чего рабочий день становился все длиннее. Потом с некоторых сотрудников стали требовать объяснительные незамедлительно. И вдобавок если раньше сотрудники обедали в удобное для них время, то теперь все они должны были делать это почему-то строго с 13:00 до 14:00, что не только создавало проблемы с питанием (часто в близлежащих кафе работники задерживали друг друга своими заказами), но и делало невозможным общение с клиентами и поставщиками в этот период времени. Ведь буквально все покидали офис.

 

 

Однако в остальном все работало нормально. Потом начались бесконечные тренинги. Буквально все сотрудники, включая офис-менеджера и аутичных программистов, должны были заниматься в офисе и на выездах с нанятыми для тренингов специалистами не менее одного-двух раз в неделю. Это отнимало у всех столько сил и времени, что в результате даже сорвалось несколько сделок.

Дальше — хуже

Еще через некоторое время начались задержки с зарплатой. Сперва небольшие — от нескольких дней до двух недель. Внезапно был уволен новый финдиректор по развитию, а несколько менеджеров по продажам назначены руководителями по работе с клиентами, и это притом что такой отдел уже существовал в компании.

 

 

Потом руководство официально объявило, что сроки выплаты заработной платы будут зависеть от результатов продаж.

Вскоре руководство потребовало от Алексея и его коллег срочно найти более дешевых поставщиков.

Проверенные поставщики были оптимальным выбором, и Алексей попробовал донести это до начальства. Но оно восприняло это как бунт и пригрозило увольнением. В это же время без всяких объяснений для коллектива было уволено несколько ключевых работников.

 

В итоге примерно через 1,5 года от начала всех этих событий компания прекратила свое существование, задолжав Алексею около 400 000 рублей. Закрытие произошло так быстро, что Алексей не успел даже позаботиться о новом месте работы.

Сейчас он вынужден зарабатывать на жизнь извозом в одной из известных всем москвичам транспортных компаний, предоставляющих возможность работы таксистом всем желающим владельцам собственных автомобилей.

Печальные последствия

«Если бы я хорошо думал головой или хотя бы мне кто-то сказал, как это бывает, я бы свалил из этой швейной компании еще год назад и сейчас работал бы по своему профилю, — жалуется Алексей. — Но, честное слово, я поначалу вообще не видел связи между поступками хозяев и состоянием фирмы. Теперь у меня есть опыт, но пока сложно представить, когда он мне снова может пригодиться».

Кто предупрежден, тот вооружен

Такие истории, к сожалению, сейчас можно слышать очень часто. И постепенное, а то и быстрое разрушение компании из-за финансовых проблем и ошибок управления — серьезная угроза практически для каждого работника.

Видимость стабильности может быть только у сотрудников государственных и «окологосударственных» компаний и госслужащих. Остальным важно понимать следующее: кто предупрежден, тот вооружен.

В беседах с десятью разными спикерами: бывшими сотрудниками разорившихся компаний, кадровыми специалистами и бизнес-консультантами — мы собрали 20 наиболее ярких признаков того, что компания находится на пути к разорению и закрытию.

Оговоримся сразу: многие из этих признаков сами по себе в отдельности вовсе не обязательно сигнализируют об угрозе. Однако вкупе эта информация, с нашей точки зрения, все-таки может помочь вовремя понять, что сотруднику пора подумать о смене места работы, дабы избежать ситуации, в которую попал Алексей С.

 

Для большего удобства мы расположили признаки в порядке нарастания угрозы.

1. Удивление руководства. Гендиректор или владелец открыто удивлены низкими финансовыми результатами и говорят об этом. Возможно, это сигнал, что руководство собирается пересматривать штатное расписание и «оптимизировать» издержки.

 

2. Мотивационная активность. Работодатель начинает развивать активность в области неформальной мотивации — устраивает чаще, чем было принято, вечеринки, розыгрыши призов, награждает грамотами и т. п. Обычно это означает что карьерные перспективы в компании оставляют желать лучшего, но средств на материальное поощрение нет, а дух поддержать хочется.

 

3. Череда тимбилдингов. Руководству кажется, что еще можно что-то сделать, что проблема исключительно в персонале и его взаимодействии, однако один-два тимбилдинга не помогают.

 

4. Приступы скрытности. Руководство скрывает от сотрудников то, что раньше было открытой информацией. При этом оно может охотно рассказывать в общих чертах о сложностях в бизнесе, чего раньше за ним не замечалось.

 

5. Руководство начинает очень часто созывать совещания. Причем теперь на них зовут тех, кого раньше не приглашали, — сотрудников более низкого ранга.

 

6. Странные кадровые решения. Например, бухгалтер становится главой коммерческой службы. И наоборот, замгендиректора берется за производство, рекламу или маркетинг при наличии опытных руководителей профильных отделов.

 

7. Совмещение должностей. «Маркетолог пускай у нас займется и кадрами. Водители, развозящие продукцию, станут еще и курьерами». Начальникам отделов предписано заниматься составлением платежных документов. В медиа обычно от главного редактора или его заместителя требуют составлять отчеты занятости сотрудников или, того хуже, финансовые, касающиеся не только гонораров, зарплат и стоимости иллюстраций, но и рекламы, пиара, маркетинга.

 

8. Слияние отделов. Иногда это происходит, например, из-за смены направления развития компании или для удобства работы с клиентами. Но обычно это все-таки означает, что грядут сокращения.

 

9. Компания нанимает «кудесника». Нанять «кудесника» — естественная реакция. Может быть даже несколько таких назначений. Со стороны приходят специалисты на огромные зарплаты, с большими полномочиями.

 

10. Руководство сокращает затраты в областях, от которых зависит производство основных товаров и услуг и их качество. Скажем, в ресторане начинают закупать второсортное мясо. В банке используют более рисковые финансовые инструменты и т. п.

 

11. Руководство в депрессии. Гендиректор, или владелец, или все высшее руководство начинает часто уезжать на конференции, тренинги, в краткосрочные отпуска, притом что раньше такого не было. Им нужно отвлечься или они сами пытаются найти клиентов или кредиты. Скоро будет совсем плохо.

 

12. Внезапное укрепление дисциплины в компании, где нет четко очерченного рабочего дня и прописанных в договоре строгих требований к присутствию в офисе. Опоздание на 10 минут — объяснительная. Три опоздания — выговор. Ищут кандидатов для увольнения.

 

13. В компании появляются сотрудники на срочных договорах. Или компания переводит часть сотрудников на срочные договоры, пусть даже и с сохранением размера заработной платы.

 

14. Нереалистичные требования. Руководство на фоне падения операций и прибыли сильно увеличивает планы, часто вдвое. Невыполнение таких планов — также хорошая причина для увольнения.

 

15. Гнетущая психологическая атмосфера, порожденная руководством. Придирки, жалобы на леность сотрудников, внезапные необоснованные выговоры и просто упреки, различные мелкие пакости вроде нежелания оплачивать больничный или отпуск и т. п.

 

16. Увольнения самых дорогостоящих сотрудников, притом что их опыт востребован компанией или они занимают ключевые посты.

 

17. Бытовая жадность. Исчезают бесплатные чай и кофе. Экономия на копейках — самый нехороший знак. Денег просто нет. Как минимум их уже нет на выполнение обязательств перед клиентами. Как максимум денег нет и на зарплаты.

 

18. Задержки в выплате заработной платы. Особенно если они объясняются ожиданием денег от клиента, займа и т. п.

 

19. Увольнения, сокращения. Тут уже и думать нечего. Пора бежать. Или ждать «человеческого» увольнения с выплатой долгов по зарплате и выходного пособия.

 

Ну и терминальная стадия:

 

20. Руководство увольняет сотрудников срочно, с нарушением Трудового кодекса. Требуют увольнения «по собственному желанию», угрожают отдельным сотрудникам какими-то штрафами и недоимками, грозят «завести дело», если сотрудник не уволится «тихо», при увольнении не выплачивают долгов по зарплате, оставшихся отпускных и т. п. Компания закрывается. Чем быстрее хозяева ее закроют, тем меньше для них потери.

Источник публикации: 
Поделиться:
Аватар пользователя Анира
Не в сети

Отличная статья! Спасибо!

Аватар пользователя Valenti
Не в сети

Все признаки также можно отнести и на компанию, которая пересматривает бизнес-процессы у себя в связи текущими реалиями. 

При оптимизации бизнес-процессов руководство часто ездит на тренинги, общается с консультантами. Это нормально. 

Смысл содержать высокооплачиваемый персонал, если он только и делает, что переводит расходники: из бумаги чистой плодит кучу макулатуры и при этом никакой прибыли компании, а следовательно, и собственникам не несет. 

Так что, наверное, единственный критерий понять что же с компанией - это твоя внутренняя чуйка. 

Аватар пользователя Sergei1
Не в сети

Совмещение должностей  Этот пункт у нас на каждом шагу, возьмите любой ОП Менеджер и жнец и на дуде игрец. Да и все остальные пункты в каждой компании есть. Ну как правило. 


Всё покупается - всё продаётся!

Аватар пользователя Старый Ворчун
Не в сети

Присоединяюсь к мнению  Valenti

Компания реорганизовывалась, в связи с плохими финансовыми показателями.

Но не успела провести изменения. 

К сожалению, взгляд обычного менеджера менеджера именно такой как в статье - ну жили же хорошо.

зачем что то менять? 

С этой точки зрения тренинги - не нужны, они мешают сидеть вконтакте,

зависимость ЗП от продаж - вообще дичь полная,

Так что

нереалистичные требования в кризис - это нормально, реалистичные из кризиса не выведут.