Постановка целей: как не прийти туда, куда не надо

Постановка целей: как не прийти туда, куда не надо

Джиджоев Тамерлан

Что надо знать про постановку целей? И как поставить цель правильно, чтобы не разочароваться, достигнув «не той вершины»? На эти и другие вопросы отвечаем в новой статье

В одной далекой, но прекрасной стране жил один молодой человек. Местность была красивая: озера, горы, леса и равнины. У юноши была большая цель — он хотел залезть на высокую гору. Он начал идти к своей цели: шел долго, а на пути встречал препятствия и сложности. Он устал. Его ноги болели. Ему было голодно и холодно, но он не собирался сдаваться. Он шел. И, наконец, он увидел, что почти дошел. До вершины осталось несколько метров. Молодой человек очень обрадовался — он достиг своей цели! Но, оказавшись на вершине горы, юноша заплакал. Это были не слезы счастья, это были слезы разочарования и досады! На вершине молодой человек понял, что это не та гора — все это время он покорял не ту вершину.

Это всего лишь притча, но такое случается и с нами: часто мы боремся за то, что оказывается совсем не нужным. Выяснить, чего мы хотим на самом деле, и поставить настоящую цель, можно и нужно — для этого и был создан один из инструментов, о котором я расскажу.

 

Этот инструмент называется моделью для формулирования целей SMART. Разберем, чем же является цель на самом деле, зачем она нужна и откуда берется.

 

У понятия «цель» есть целых три определения — они одинаково хороши, поэтому выбирайте то, что наиболее близко:
  • Идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта.
  • Конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
  • Осознанный образ предвосхищаемого результата.
Зачем она нужна? Все очень просто: цели нужны нам для того, чтобы мы знали и видели направление, в котором нам нужно двигаться. «Чтобы прийти куда-то, надо идти» — верное высказывание, но, если поставить не те цели, можно прийти не туда.

 

Откуда берется цель? Конечно же из наших мыслей и желаний. Мы думаем, смотрим вокруг, видим то, что нам по душе… На уровне подсознания каждый из нас знает, чего хочет — остается только раскопать это знание. В тот момент, когда мы принимаем решение получить или достичь чего-либо, приложив к этому усилия и сделав ряд действий, мы ставим цель. Сама цель бывает конечной и промежуточной, а ее возникновение называется постановкой.

 

Чем цель отличается от задачи?

 

Цель отвечает на вопрос «Что?», а задача — на вопрос «Как?» Например, вам нужна машина для того, чтобы быстро и комфортно перевозить всю семью от дома до дачи. Вы думаете и в конечном итоге покупаете себе минивэн. Цель здесь — быстрое и удобное передвижение от точки «А» до точки «В». А задача — приобретение автомобиля. Если вы бы хотели ездить от дома на Ленинском до Москва-Сити, и ездить с понтом, то и цель, и задача были бы другими.

 

Модель SMART используется для определения целей и задач еще с 1965 года — именно тогда термин впервые встречается в работе Пола Мэйера, известного специалиста по мотивации. Этим методом пользовались тысячи людей — попробуйте и вы определить свою цель по приведенному ниже плану.

 

SMART — это аббревиатура, где каждая буква означает характеристику цели. Чтобы объяснить себе каждую характеристику, ответьте на вопросы и запишите свои ответы.
  1. S (specific) — цель должна быть предельно конкретной и ясно описывать, чего именно вы хотите достигнуть. Вопросы: чего именно вы хотите? Почему?
  2. М (measurable) — цель должна быть измеримой. Определите признаки своей цели. Например, ставить целью «больше клиентов» — неправильно. А вот цель «увеличение клиентского потока на 40% по сравнению с прежним годом» — уже куда лучше. Вопросы: как измерить цель? Что именно является ее мерилом? Как вы поймете, что достигли цели?
  3. А (affordable) — цель должна быть достижимой. Маловероятно, что владелец малого бизнеса войдет в список Forbes или заработает миллиард долларов за год. Можно поставить высокую цель, но она все равно должна быть адекватна реальности. Вопросы: достижима ли моя цель в принципе?
  4. R (realistic&relevant) — цель должна быть реалистичной и значимой. На этом этапе вы определяете истинность цели и ее значимость для вас. Возможно, здесь стоит покопаться в себе — нередко желания разбогатеть, построить дом или улететь жить в другую страну не возникают сами по себе. Вопрос: важна ли эта цель для вас? Почему это так важно?
  5. Т (tangible, time-based) — цель должна быть гибкой и с четким сроком выполнения. Привяжите ее ко времени, если хотите — к дате. В общем, определите время, когда цель должна быть достигнута. Вопрос: какие у вас сроки? Если вы не успеете, то что дальше?
Эта модель уже доказала свою эффективность — она довольно популярна, универсальна и действенна. Ее можно использовать не только при постановке бизнес-целей, но и в обычной жизни — SMART является своеобразным фильтром, который помогает откопать ваше желание и перевести его в цель. А потом — достичь ее.

 

Важный момент! Одну и ту же цель мы достигаем дважды: сначала создаем мысленный образ цели в голове, а уже потом реализуем ее физическое воплощение. Модель SMART помогает сформировать цель так, словно вы уже достигли ее — отталкиваясь от этого, гораздо проще подумать, что именно нужно сделать для того, чтобы это воплотилось в реальность.

 

Ставьте цели правильно и достигайте их!

 


 
Поделиться:
Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Интересно, кому нужна подобная информация, состоящая из прописных истин. Это в каком же возрасте, при наличии какого образования, при совершение какого количества ошибок, до человека должно дойти, или с неба рухнуть на голову просветление, что надо грамотно ставить перед собой цели, и дабы в последствии не преодолевать героически трудности в достижении желаемого, выбрать оптимальный и минимально затратный путь движения к ней. К цели. Такое ощущение, что мы скоро вернёмся к наскальным рисункам. )))) 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!