Психологическое айкидо: психология и технология

Психологическое айкидо: психология и технология

В любом процессе есть две составляющие: технология и психология.
            С чем у вас в основном возникают трудности — с психологией или технологией?

Что такое технология? - это понимание сути процесса, знание шагов и этапов, которые нужно предпринять, владение приемами и инструментами.
А что относиться к психологии? - это наше эмоциональное отношение к процессу, готовность и желание делать необходимые шаги, уверенность в себе и своих действиях.

            Как это проявляется в жизни? 

            Например, в трудоустройстве:
            Здесь есть четкая технология — как написать резюме, на каких сайтах его разместить, куда и как обратиться, как себя подать на интервью, по каким критериям делать выбор компании.

            И есть вполне определенная психология — насколько я ценю себя как специалиста, насколько я уверен в себе, есть ли у меня страх перед оценкой на интервью, есть ли у меня темы, которые меня могут эмоционально задеть на собеседовании?

            И даже в таком процессе как приготовлении пищи:

Технология — что и в какой последовательности надо положить, какую посуду использовать и т.д..

И психология — я хочу это делать? Мне доставляет удовольствие процесс? Важно ли мне порадовать близких их любимым блюдом?

            То же самое и  в общении. Но в общении порой сложнее, потому что общение — это  сплошная психология с кучей самых разных составляющих. Тем более  когда мы в этом  сложном процессе  начинаем еще и осваивать разные новые методы и приемы, например такие, как психологическое айкидо.
            Как известно, психологическое айкидо — это способ бесконфликтного общения с партнером. Техника, при помощи которой мы можем увернуться от уколов партнера с наименьшими потерями для себя.
            И в ней тоже можно выделить как технологию, так  и психологию.

            Что тут будет технологией?
            1. Знание законов психологии (например, что каждый человек о себе хорошего мнения, что ответ партнера  запрограммирован в самом вопросе, знание того, какие роли существуют  в общении с точки зрения трансактного анализа и т.д.)

            2. Понимание основ амортизации  в общении (что первым делом надо отрабатывать навыки защиты, передавать инициативу партнеру по общению и т. д. )
            3. Осведомленность о видах амортизации и уместности их применения в разных случаях.

            Эта информация легко доступна нам в литературе, в интернете, на семинарах МЕ Литвака.  Но почему тогда у нас возникают проблемы в применении этого метода? Что нам мешает применить все эти знания на практике?

            Оказывается,  причина часто скрыта в психологии! Не всегда получается сразу перестроить свой привычный стиль общения. Пока еще большую власть имеют эмоции — гнев, обида, возмущение, которые прорываются в интонациях и выражении лица. Все это  выдает нас, даже если слова при этом мы говорим правильные.   Поэтому часто в момент общения все эти проявления берут вверх, и уже позже, успокоившись и выйдя из ситуации, мы начинаем осознавать, что поступили по старому.

            А иногда нам бывает трудно это осознать и посмотреть на себя со стороны. И тут нам может понадобиться помощь  психолога  и тренировка.

            Поэтому сталкиваясь с трудностями в каком либо деле, проанализируйте себя — что именно вам трудно? - Вам не хватает информации? Уверенности в себе? Сдержанности? Или наоборот открытости?  А может вы знаете теорию, но мало практикуете.

            И уже поняв, в чем именно ваша загвоздка, вам будет легче спланировать шаги по улучшению ситуации. А если в самостоятельном решении возникнут препятствия — вы будете знать наверняка к какому специалисту следует обратиться — к психологу (коучу, тренеру) или к тому, кто может помочь вам овладеть технологией
            Для иллюстрации приведу два примера:           

            Бывают проблемы с технологией. У нас это было, когда мы начали с хорошим настроем, драйвом, энтузиазмом и уверенностью совершать звонки с целью привлечения новых клиентов.  Но  при этом мы не учли важные факторы, и поэтому  не получили планируемого результата. А именно:  1)  звонили не тем людям (т. е. не выявили четко свою целевую аудиторию),   2) не те слова говорили, 3)  не то предлагали (не выявили потребности). Но все это делали с прекрасной внутренней психологией!

            Мог бы быть результат в этом случае?? Исключительно только на нашем энтузиазме! Но если бы соблюли еще и технологию, итоги могли бы быть более впечатляющими. И тогда мы обратились к специалисту в этой области, который помог нам подправить технику работы.           

            Другой пример, уже про трудности в психологии:  в моей работе с заказчиками периодически стала возникать ситуация, когда резюме хороших (как я считала) кандидатов, долго не рассматривали. А в нашей работе (да и вообще в жизни) долго думать вредно. Потому что кандидат долго сидеть не будет — уведут. Надо торопиться. Я стала анализировать в чем причина? - технологию работы с заказчиком я вроде знаю, соблюдаю. Но в чем проблема? - в эмоциях. Еще пока авторитетных людей воспринимаю снизу вверх, есть страх не понравиться,  некоторая робость.
            Поэтому осознав, что причина в страхе, и мне нет необходимости штудировать  теорию, а стоит сместить  акцент в своем состоянии. Я стала использовать инструменты, которые мне помогут совладать со своими чувствами.
            А именно:
            - в переписке стала использовала ответы в духе амортизации  и применения «принципа сперматозоида» (Примерно так: «Наверное, этого кандидата  вы смотреть не захотите, потому что...(и указывала какие то нелепые качества, на которые вообще не стоит обращать внимание, например, ему до вас добираться далеко, или стаж вождения у него всего 2 года, а не 5). Но если все-таки захотите, вот его резюме »). Работает!
            - перед звонком стала писать текст разговора заранее. Так проще! И если даже захлестывают эмоции — говоришь все равно то, что следует сказать. Попробуйте!

            - по трудным вопросам шла за поддержкой и подсказками к наставнику.

            - стала использовать отставленную (пока только!) амортизацию (Например, при переговорах о кандидате, который  не понравился заказчику, я говорила «Иван Иванович, да, поругайте меня пожалуйста, что то я совсем вам не тех кандидатов отправляю»). И Иван Иванович смягчается, и говорит, что кандидат не так уж и плох, просто вот у них специфика не та, что в его опыте...
            - или например, когда заказчик затягивал вот уже 4 ый день очное собеседование, я ему позвонила со следующим текстом: «Игорь Владимирович, я так понимаю, что вы не хотите с нами работать?», Он:  «Да нет, что вы, с чего вы взяли?». Я:  «Так я кандидата на 4 дня уже подвесила, он ждет согласования времени встречи, я же не могу его долго держать, он уже получает приглашения от других работодателей, что мне делать?? » Это обращение имело успех, и моего кандидата рассмотрели уже на следующий же день!            

 

Поделиться:
Аватар пользователя ИннаЯ
Не в сети

Литвак рулит? wink

Кто придумал - тому доллар. Кто сделал, тому десять. Кто продал, тому сто.

Не в сети

ага) 

Отношение - важнее события!