Учиться, учиться и еще раз учиться?

Мой первый руководитель, доктор наук, сказал мне на прощание: «Запомни, каждый год, до конца своей жизни, ты должна тратить на свое обучение минимум одну месячную зарплату. Неважно, на новые книги, курсы или еще одно образование, но обязательно!» Первые два года работы в бизнесе я не вспоминала об этом, более того, как и все молодые, считала себя самой умной и крутой покорительницей высот коммерции. На тот момент у меня за плечами были два полноценных высших образования и аспирантура — и это определяло понты.

Работа в мобильной связи загнула понты по самый низ — техническая сфера, сложный продукт, непростые должностные обязанности — и вот уже 15 000 ушло на раритетные учебники по средствам связи и коммуникации, а затем и на дорогущий по тем временам 7-дневный образовательный семинар. А потом понеслось: дополнительное техническое образование «на спор», работа инженером «на интерес», дополнительное переводческое образование «по нужде», куча курсов, книг, сертификатов и достижений. Все это требовало порой и целых трех зарплат за год.

Сейчас вокруг меня много 22-26-летних людей, готовых останавливаться на заочном дипломе или бросать институт по принципу «практика рулит, теория — убийца времени». Я их расстраиваю и уговариваю возвращаться в alma mater. Потому что за 8 тяжелых лет совмещения работы и учебы я поняла несколько важных принципов.

1. В любой сфере на определенном, причем высоком, витке карьеры обязательно появится не менее толковый конкурент с отличной бумажкой — и этот маленький перевес позволит обойти вас.

2. Теория тем прекрасна, что дает основы, на которых строится практика. Весьма сложно понять сущность и опасность дебиторской задолженности, не зная, что это с точки зрения учета. Равно как в программировании можно убить пару недель на фикс бага, который объясняют на 3 курсе и который описан на 127-ой странице учебника.

3. Не нужно бояться учиться за свой счет — это окупится. Кроме того, такой вид отношений с учебными центрами дает вам право выбрать именно то, что нужно вам, а не то, с кем смог договориться работодатель.

4. Нужно читать книги — при нашем уровне поглощения информации это занимает не так много времени, но дает такую квинтэссенцию, которую вы будете собирать по крупицам лет пять. Безусловно, можно позвать бизнес-тренера, который все эти книги прочел за вас и готов изложить за (не)умеренную плату. Это тоже обучение. НО! Он вам выдает информацию со своей точки зрения, а вы в книге получите свою, уникальную ценность, подходящую для вашей уникальной проблемы.

5. Учеба не должна быть прохождением коридоров, а бумажка — самоцелью. Важно действительно получать знания, использовать их, видеть практическую увязку.

6. КРИК ДУШИ. Если вы работаете продажником, вы должны знать о товаре почти всё. Если вам не хватает знаний, чтобы понять устройство продаваемого вами автомобиля — поучитесь, please! Я спрашиваю у прекрасной девушки в автосалоне, есть ли ГУР у этой вот перепродажной «Нивы» и какой у нее пробег, а она бежит к слесарю. Я спрашиваю консультанта одной неприлично раскрученной системы bpm, есть ли интеграция со Skype, а меня посылают аж к разработчикам. Кстати, для этого есть понятие системы внутреннего обучения, когда инженеры рассказывают, что же они такое сотворили и чем это прекрасно. Кстати, только зная продукт, вы сможете точно попасть в потребность целевой аудитории.

7. Обучайте сами. Есть такой «метод утёнка» - при разработке программист задает вопрос резиновой уточке для ванной. Верно заданный вопрос — половина ответа. Более того, если вы объясняете проблему, вы иногда можете найти новое, невероятное решение. Я бы сюда отнесла и метод дилетанта — иногда новичок может задать вам вопрос. Который выведет задачу на более изящное решение.

8. Если решили менять сферу деятельности — сперва почитайте о ней пару теоретических книг/сайтов. Когда я уходила в рекламу, я начала именно с этого. От теории плохо не стало — теперь и в практике живется уютно и приятно.

9. Общайтесь. На профессиональных форумах и в коммьюнити. Насколько это великая копилка опыта, вам может сказать сам «Продажник».

10. Не бойтесь начинать новое. Даже, если что-то не получилось, пробуйте еще раз. Обязательно получится!

В общем, не стойте на месте, продолжайте движение, мыслите. Ибо, как сказал Рене Декарт, «Мыслю, следовательно существую».

Поделиться:

Алина, спасибо, всегда с удовольствием читаю ваши публикации. 

Единственное, что спорно, это наша вышка. Безусловно, корочку иметь надо. Без этой формальности многие двери окажутся просто напросто закрыты.  

А вот стоит ли вкладывать свое время в это образование, т.е. учить те дисциплины, ради знаний, а не ради зачета - спорно. 

Я заканчивал вышку более 20 лет назад. Это была советская университетская школа и нам с пафосом говорили "Практических знаний мы не даем, мы даем университеткое образование! Придете на производство - вас всему научат." Понятное дело, без практических занний мы не кому не были нужны, поэтому параллельно с получением университетского образования самостоятельно учили современные языки программирования, технологии, паттерны. 

Сейчас к нам на работу/стажировку приходят студенты старших курсов универа - ВСЕ ТО ЖЕ САМОЕ! Они сами говорят, что полезные знания можно уместить в пол-года - год. Остальное время  - вода. Кто сам свои скилы прокачивает - того и берут на работу. Остальные со своей вышкой за бортом жизни.  

 

 

Андрей, благодарю за отзыв!

Да, вы абсолютно правы насчет высшего образования. Да и качество его падает: старые преподаватели либо умерли, либо вещают старье, а молодым все пофигу и они просто отчитывают распечатку из Интернета за редким исключением. Могу сказать, что учебная группа делилась на три уровня: звезды, середнячки и совсем серые. В итоге все звезды работают в коммерческой сфере, середнячки - в банках и гос.органах, совсем серые остались преподавать в родном вузе. Я знаю их уровень и понимаю, что дать они ничего по сути и не могут.

Та же история с профильными у меня экономикой, маркетингом, биржевым делом - всё читалось по старым учебникам и никакого отношения не имело и не имеет к практике.  Реально пригодились фундаментальные математика, статистика, финансовый анализ, прикладная эконометрика. Даже 1С преподавали так, что я до сих пор немного шарахаюсь, хоть и работала несколько лет с корпоративным софтом.

В вузах очень много лишнего типа риторики, философии, социальной психологии. Это было бы не лишним, если бы давалось сильно и от души. Но дается всего лишь как образовательный стандарт. Однако даже зная всё это, на моем веку лишь один работодатель не заглянул в диплом, а основывался только на опыте работы. А на местном нашем Хедхантере до сих пор висит одна занимательная вакансия, в которой обязательное требование - золотая медаль в школе (!) и красный диплом. Я понимаю, это, вероятно, в глазах того работодателя свидетельство старательности, усидчивости и аккуратности. Но, увы, все эти "регалии" совсем не гарантируют таких качеств smiley

Алина, намекаю на содержимое следующей вашей статьи - "Что такое хорошо и что такое плохо".

Учебного материала нынче - море. Хорошего мало. Тратить время на плохой материал - жалко.

 

С уважением,
Камушкин Дмитрий.

http://www.dkamushkin.ru

 

Дмитрий, ценю вашу иронию. К слову, вы почти угадали, следующая статья будет именно про хорошо и плохо, но в какой сфере - пока секрет. Что касается материала, как-то  Антон написал под чьей-то публикацией, что брать во внимание стоит даже слабые каналы информации. Собственно, мы все помним басню про жемчужину в навозной кучеsmiley

 

Аватар пользователя Игорь Шубин
Не в сети
Точно подмечено, Дмитрий. Но если говорить о продажах, то проблема, думаю, одна и большая. В продажах отсутствует общепризнанная Система. Нет "Учебного пособия для ВУЗов по продажам". Да и высшего образования в продажах нет. Так что можно долго дискутировать, считать ли продажи профессией вообще. И если "да", то по каким критериям этот профессионализм оценивать. Сами на этом форуме давно живете. Какая позиция у многих? "Есть результат - продаю как хочу"
 
В реальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» является ответ, позволяющий решить проблему оптимальным способом. Если для традиционной системы обучения применяется шкала «правильно — неправильно», то в бизнес-образовании возникает еще одна: «оптимально — не оптимально», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения. На практике часто встречаются случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).
 
Ладно, это лирика. К прозе. От знаний результата не прибавляется. Результат прибавляется от действий. Действительным результатом бизнес-обучения должен быть не набор "интересных, крутящихся в голове мыслей", а изменение реального поведения и, как следствие, бизнес-результат. Насколько я понимаю, Вас интересует "управленческое" образование. Несмотря на разные школы, есть все-таки какой-то общепризнанный набор управленческих скилов. Самоорганизация (Разработка решений, Презентация решений, Планирование) – Оперативное управление (Делегирование, Координация, Контроль, Мотивация) – Лидерство. Чтобы получить изменение в результатах, разумно не просто "читать хорошие книги" или проходить "стОящие тренинги", а оценить Ваши собственные способности на разным скилам. Для этого сгодится и ОС со стороны, и самоанализ. Поняв, что качать, и расставив приоритеты, стОит уже подбирать курсы, книги, тренинги или медитацию. Это не так сложно, если искать в узкой области, а не задаваться обманчиво простым вопросом "что почитать по продажам?" или "что почитать по управлению?"
 
Другими словами, знание ради знания - вещь в себе. Даже после прохождения хороших тренингов, поведение большинства людей не меняется (статистики по всей России-матушке нет, но информация, разделяемая в среде бизнес-обучения - 70% прошедших тренинг не используют полученные знания в реальной работе). Потенциал этого (применения полученных знаний), на мой взгляд, гораздо больше, чем у регулярного получения порции новых знаний. Хотя, количество в качество должно переходить. Вопрос, насколько такой путь саморазвития оптимален...
 
P.S. Как-то общался с БМ-щиками. На обучении им давали задание - прочитать 20 книг (по списку) за 20 недель. В список входили СПИН-продажи Рекхэма. Я попросил "осилившего" книгу пройти тестирование на знание СПИН на моем сайте. Знаете каким был результат? 25%. При нормативе сдачи 75%. 
 
P.P.S. Опять написал "многобукв". Резюмирую: подходить к обучению оптимально не с позиции "хорошая/плохая книга". А с позиции "что мне нужно в себе изменить/улучшить". И чем конкретнее будет ответ на этот вопрос, тем больше вероятность, что время и деньги, затраченные на обучение, дадут результат. Опять же, вероятность, не гарантия.  
 
Вот Вам на подумать модель Киркпатрика, с ее помощью оценивают эффективность тренингов и бизнес-обучения в целом. Главное - результат вследствие изменения поведения...

Продавайте умнее конкурентов! СПИН-продажи - теория и практика: https://spincat.ru/

Игорь, спасибо за интересный комментарий! Ну почему, почему вы публикуете так мало статей здесь?

Способности и скиллы тоже не берутся из ниоткуда - они формируются в среде деятельности, на пересечении теории и практики. И здесь информация из различных источников и обучение играют огромную роль. Важно уметь правильно воспользоваться этой информацией. Кстати, в эту тему у меня тоже есть занимательная история. В институте сдавали мы высшую математику. Преподаватель - мужчина, постигший все уровни дзена :-) Предупредил, что на экзамене можно пользоваться всем (мобильного интернета тогда не было) и он даже удлиняет экзамен до 6 часов, чтобы желающие могли воспользоваться читальным залом. Само собой, приперлись мы, вооруженные до зубов. Экзамен на 5 сдали 3 из 26, экзамен в принципе сдали 16. Фишка была простой: задачи были сформулированы точь-в-точь, как в учебных примерах, но каждая была изменена изюминкой. И разгрызть получилось только тем, кто умел пользоваться информацией и синтезировать ее. Остальные накололись.

Насчет БМ-щиков. Их вот эту методику 20 книг переняли многие тренеры. И она реально безрезультативна, потому что они еще умудряются своих коллег по цеху проталкивать, помимо того, что книгу читать лучше вдумчиво и с карандашом в руке.

Не в сети

Спасибо за дельную статью, Алина, и замечательный пример со сдачей экзамена. Это проблема  общеобразовательной школы и сложившейся в ней системы преподавания, которую можно охарактеризовать так: " получил домашнее задание - вызубрил - ответил - забыл". В приведенной мной цепочке отсутствует самое ценное, что должно быть в Школе: обучение умению думать. С этой порочной системой я боролся еще в 90-х, в бытность свою учителем, практикуя способ постоянного возврата к пройденным темам, причем вопросы задавал такие же, как в приведенном Вами примере - переиначивая формулировки. Ученик, минуту назад правильно ответивший на  вопрос, попадал в тупик, услышав его в ином изложении.  Вот откуда растут ноги проблем сегодняшних работяг разных профессий и уровня. Та же проблема наблюдается и у автора предыдущего комментария. Приведенный Игорем пример с БМ не совсем корректен, т.к. вырван из контекста, и используется автором для подкрепления своих аргументов, а во - вторых, мы не знаем, с какой целью участники получили задание прочесть  20 книг. Может, это делалось для того, чтобы приучить их к чтению? И еще реплика по поводу "знаний ради знаний": мозг - это кладовая информации, которую он использует  для решения сложных задач. Исходя из этого можно сделать вывод, что чем больше "чистых" знаний (и напрямую, и косвенно касающихся нашей профессиональной деятельности) мы в него закладываем, тем большим потенциалом обладаем.

Великие умы обсуждают идеи. Посредственные умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают других людей.

Аватар пользователя Мангуст
Не в сети

Все очень точно сказано. Со своей колокольни хочу добавить, что новый софт, новые гаджеты тоже требуют обучения, причем и самостоятельного, и внешнего. Почему-то большинство менеджеров обращаются к мануалам лишь в крайнем случае, перед этим погуглив и облазив все форумы. Между тем, нет ничего более тщательно продуманного и написанного, чем техническая документация. И ее изучение занимает гораздо меньше времени, чем попытки обучиться методом случайного тыка в интерфейс. 

_______________________________________________________

RegionSoft CRM - CRM-система для бизнеса любого масштаба

Ага, понимаю ваше высказывание. Вы правы - иногда мануал к той же CRM может помочь решить внутрифирменную проблему, и такое бывало. НО. Это у вас нормальная подробная и проверенная документация, еще у десятка софтин и систем. А я вот сталкиваюсь с вендорами, которые, например, на мой вопрос, тестировалась ли документация, отвечают, что они софт-то через раз тестируют. И как по таким мануалам обучаться, где ошибка на ошибке? 

Аватар пользователя Илья Сарин
Не в сети

Я вот начал проходить МВА ради бумажки и понтов =)) Но пока учусь, не могу не заметить, что получил массу новых идей и теперь понты на втором плане. Может большинство и банальные вещи, но когда ты к ним пришел эмпирическим путем и не понимаешь, что это твоя сильная сторона, это плохо, а книга или даже хреновенький семинар помогает объективно взглянуть на свои компетенции и структурировать их. 

Иногда так хочется выпендриться своими знаниями, а подходящий случай не приходит =))) И когда жена не могла определиться с роддомом, я вместо переговорческих навыков, использовал навыки управления проектами. Взял флип, и быстренько нарисовал диаграмму Исикавы, расписал все риски, ранжировал, вывел в таблицу. Жена ничего не сказала, молча кивнула головой, ведь выбор очевиден. Я был таааак счастлив, что  знаю это, что хочется учиться, учиться и учиться. Может и семья будет построена по модели Файоля (выпендриваюсьsmiley)

 

ААА! Илья, я запомню на будущее этот метод выбора роддома, это просто прекрасно! Мегапозитивный комментарий :-)

Я, кстати, на MBA никак не решусь - не могу найти этому место в своем образовательном портфеле, да и слабовато оно у нас в городе, судя по отзывам. Скорее, решусь наконец осилить диссертацию. Но вообще такое вот дополнительное образование хорошо структурирует практические навыки, раскладывает все по полочкам.

Не в сети

Илья Сарин пишет:

Я вот начал проходить МВА ради бумажки и понтов =)) Но пока учусь, не могу не заметить, что получил массу новых идей и теперь понты на втором плане. Может большинство и банальные вещи, но когда ты к ним пришел эмпирическим путем и не понимаешь, что это твоя сильная сторона, это плохо, а книга или даже хреновенький семинар помогает объективно взглянуть на свои компетенции и структурировать их. 

Иногда так хочется выпендриться своими знаниями, а подходящий случай не приходит =))) И когда жена не могла определиться с роддомом, я вместо переговорческих навыков, использовал навыки управления проектами. Взял флип, и быстренько нарисовал диаграмму Исикавы, расписал все риски, ранжировал, вывел в таблицу. Жена ничего не сказала, молча кивнула головой, ведь выбор очевиден. Я был таааак счастлив, что  знаю это, что хочется учиться, учиться и учиться. Может и семья будет построена по модели Файоля (выпендриваюсьsmiley)

 

 

Я также начал МБА. Илья, скажите оно у Вас очное?

я просто купил дистанционный курс МБА, и был очень разочарован.

одна теория, практических навыков никаких не прибавляется, и замечаю, что помнил хорошо пол года назад , изучая первые главы, сейчас днём с огнём не вспомню, из-за отсутствия практики.

поэтому тяну " на зубах" , потому что денег жалко заплаченных. хочется добить это дело ради диплома и забыть как страшный сон

Аватар пользователя Ультра
Не в сети

>> я просто купил дистанционный курс МБА, и был очень разочарован

Сталкивался с распространённым мнением, что в МБА главное не само обучение, а связи и знакомства, заведённые в процессе. Типа "вот сейчас вы с Васей за одной партой сидите, а через 15 лет Вася станет олигархом и вас за собой подтянет по знакомству".

_______________________________________________________

Мы можем выложить из вагонов с деньгами слово СКРОМНОСТЬ

Не в сети

Такое мнение есть. Но есть и практика, в ходе которой выясняется, что Вася, став олигархом, хрен на соседа по парте положит, как и на всех окружающих.

Не в сети

Лет 5 назад работал у меня один менеджер....Парень приехал из глухой деревушки и каким то чудом поступил в ВУЗ...Чудом потому,что не смог ответить на простейший вопрос про теорему Пифагора,хотя учился в одном из лучших технических университетов Питера...

Так вот этот паренек четко знал,что инженером он не станет...и высшее образование ему не светит...но за пол-года в продажах он понял свои сильные стороны и научился некоторым фишкам продавца...Ровно через полгода ушел из института, уволился из компании и открыл свою фирму не имея ни копейки.Кстати,на данный момент вполне успешный коммерсант...

Мне кажется,что не столько качество и количество полученных знаний имеют значение..Важнее внутренние ресурсы, стержень если можно так выразиться , ну и талант...

Аватар пользователя ИннаЯ
Не в сети

Высшее образование, как красивое нижнее бельё...вроде и незаметно...но самооценку поднимает)))

 

Ты мoжешь быть бескoнечно прав, но какoй в этом тoлк, если мне пофиг!))

Аватар пользователя Антоха
Не в сети

ИннаЯ пишет:

Высшее образование, как красивое нижнее бельё...вроде и незаметно...но самооценку поднимает)))

взял в копилку )