Как найти "Идеального Продажника"?

Аватар пользователя bzm

Как найти Идеального Продажника?Шерягин Владимир

Во время поиска подходящей кандидатуры на линейные и руководящие должности в отдел продаж любому работодателю хотелось бы, чтобы кандидаты удовлетворяли некоторым гипотетическим идеальным критериям:

1. Быть узким и высококлассным профессионалом в сегменте деятельности компании, иметь большой опыт работы.

2. Обладать навыками поддерживать высокий уровень позитивной энергетики и энтузиазма в течение 8 часов с одним перерывом на обед или вовсе без него.

3. Уметь понять другого человека, обладать устойчивостью к стрессам.

4. Идеально знать всю продуктовую линейку с первого дня работы.

5.Быть в состоянии "закрыть" любую сделку, независимо от ситуации потенциального Клиента и конкурентоспособности продуктов компании.

6. Обладать самомотивацией к созиданию, быть инициативным и работоспособным.

7. Быть адекватным, осознавать "свое место" и роль, отведенную ему на текущий момент в команде.

8. Готовность учиться, приобретать необходимые навыки.

Уверен, что этот список можно значительно расширить, но в реальной жизни даже восемь перечисленных позиций очень редко сочетаются в живом человеке, если исключить из базы данных кандидатов РФ анкеты старика Хоттабыча, Волшебной Щуки из сказки о Емеле, Золотой рыбки, Царевны Лягушки, идеально соответствующие этому набору качеств.

Очевидно, что при ведении бизнеса в условиях жесткой конкуренции "Идеальный Продажник" в команде будет как нельзя кстати. Мало того. Для того, чтобы бизнес из малого вырос до уровня среднего и продолжал расти дальше, нужно много таких людей, целые группы "Идеальных Продажников" по участкам и направлениям.

А возможно ли вообще объединение нескольких "Идеальных Продажников", индивидуалистов по сути своей, в группу?

Это обстоятельство еще больше осложняет задачу кадровым службам.

Очевидно, что какое-то из недостающих качеств кандидата можно восполнить путем обучения. Но готовы ли учиться "Идеальные Продажники"? 

Как правило, нет. Идеальный Продажник идет по жизни легко и не привык напрягаться. 

Обладая расширенными навыками работы с людьми, идеальные продажники с первой минуты своего пребывания стараются преобразовать внешние и внутренние коммуникации в группе для того, чтобы они больше удовлетворяли его интересам.

Да и чему ему учиться? Он и так все умеет.

Непоколебимая никем и ничем уверенность в своих силах является одной из главных составляющих успеха.

Ответ можно найти, обратившись к истории промышленного производства, движущей силой которого является производство оружия, к моему глубокому сожалению.

В средние века на изготовление одного меча или ружья мастер-одиночка мог потратить месяцы, и даже годы. А для вооружения массовых армий требовалось большое количество одинакового, качественного и недорогого оружия. 

Решение, найденное мыслителями того времени,  для нас сегодняшних является очевидным:

Разложить технологию производства оружия на простейшие операции, стандартизовать их, создать станки и вспомогательные приспособления для производства простейших производственных операций. 

В процессе постоянного совершенствования технологии производства и контроля качества конечных продуктов со временем стало возможным выпускать большое количество одинаковых предметов, очень близких по качеству к штучным изделиям великих мастеров прошлого. 

Побочным действием массового производства оружия стало промышленное производство качественных продуктов потребления и питания, ставшее основой формирования общества, в котором мы живем и трудимся сегодня.

Общество массового производства материальных продуктов физического труда.

Подход разделения операций на простейшие, стандартизации, создания станочного парка и совершенствования конечного продукта путем контроля качества и внесения изменений можно использовать и в области умственного труда, в которой трудятся Идеальные Продажники.

Таким путем мы можем воссоздать образ действий Идеального Продажника, значительно снизив при этом требования к начальной  квалификации кандидатов в команду. 

 

За счет разделения операций на простейшие мы также можем значительно сократить сроки начального обучения специалиста для приобретения 80 процентов необходимых в работе навыков.

 

Очевидно, что 80-90 процентов кандидатов в команду должны обладать сочетанием качеств 6,7 и 8:

 

 

 

 

6.  Обладать самомотивацией к созиданию, быть инициативным и работоспособным.

7.  Быть адекватным, осознавать "свое место" и роль, отведенную ему на текущий момент в команде.

8.  Готовность учиться, приобретать необходимые навыки.

Качества 1 и 4 воспроизводится путем разделения операций на простейшие и сокращении сроков обучения.

Качество 2 компенсируется, исходя из Принципа бережливого распределения Lead's (читайте об этом позже) и тренировки навыков поднятия уровня собственной энергии.

Навыки понимания другого человека как совокупность качеств можно развить путем упорных тренировок и созданию стандартных процедур, настроенных на удовлетворение потребностей 70-90 процентов целевой аудитории.

Подробнее об этом можно прочитать здесь: Как написать продающий скрипт в условиях жесткой конкуренции. 

Способность закрывать сделки, как совокупность навыков, определенных выше под пунктом 5, достигается путем создания УТП из набора стандартных продуктов (ссылка) и тренировки навыков закрытия сделки с его помощью.

Применяя этот подход, можно получить хорошо управляемые и тренированные команды соратников, совокупные навыки которых по эффективности очень близки к навыкам одиночного Идеального Продажника.

 и значительно превосходят совокупные навыки неуправляемых групп, собранных из Джиннов, Волшебных Щук и Хоттабычей, очень точно и тонко описанные в басне Ивана Андреевича Крылова "Лебедь, Рак и Щука".

 

 

Таким образом, для того, чтобы получить в команду Идеального Продажника, достаточно просто посмотреть вокруг.

 

Таким человеком может оказаться вчерашний школьник или студент, пришедший на собеседование.

Или пенсионер.

Или уборщица, которая приходит в офис на пару часов каждый день.


Поделиться:
Аватар пользователя manager_prodahz2
Не в сети

Спасибо за статью.

Хотелось бы немного дополнить. Технология, о которой Вы говорите имеет место быть и безусловно работает, но с одним НО..., воспроизвести эффект эмердженности  в продажах мы не сможем. Сколько бы мы не дробили операцию под названием " продажа" на составные элементы, гарантий получения нужного результата  никто не даст.

Возможно, что в продажах несложного продукта, где достаточны только воспроизвести весь цикл операций  последовательно сделка и состоится, но и это не всегда можно утверждать со 100% вероятностью. Пример тому -автоматические действия продавцов в магазинах ( чем помочь?, что то ищете определенное? и тд), которые жутко раздражают людей ( результаты опросов).Макдональдс- пример удачного применения таких технологий.

Если бы все было так просто, то вакансии продажников давно уже были бы закрыты, руководители читали бы книги о продажах и передавая знания получали бы нужный результат. Но.... там, где присутствует фактор индивидуального сознания результат остается в категории вероятности и именно поэтому мифология об " идеальном продажнике" будет жить долго. С одной стороны это хорошо и дает повод к вечному совершенствованию, с другой- плохо- ибо избавляет руководителей от того, о чем написали Вы- избавляет от рассмотрения продаж как системы.


 

bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети

В длинном цикле тоже работает. Нужны мероприятия, фиксирующие промежуточные результаты. Например, сначала продается недорогой тестовый проект, с которого снимаются показатели. На следующем этапе производится масштабирование.

Абсолютно согласен с Вами в том, что до окончания тестового проекта передавать полномочия по поддержанию контакта другому специалисту нельзя.

Преимущества тестового проекта в том, что он гораздо дешевле. И там уже работает то, с чем Вы аналогию с Макдональдсом проводите.

Владимир, спасибо за статью!

Извините за критику, но на мой взгляд утопично smiley

В организации отдела продаж есть работающая схема по распределению операций:

- звонари (первое касание, выявление потребностей и презентация)

- дожимщики (трудные переговоры, продажи)

- клиентский сервис (повторные продажи).

Т.е. мы выделяем три категории продажников с разными скилсами. Ну куда еще что дробить? 

Что касается "идеальных продажников", то я разделяю их на "здезды" и "лидеры". Звезды разрушают комманду. Это индивидуалы, которым лучше работать в одиночку, их к команде близко подпускать нельзя. Лидеры в благодатной почве ведут команду за собой в нужном направлении. 

Аватар пользователя manager_prodahz
Не в сети

Андрей, хотелось бы узнать. А по каким критериям у вас набирают персонал в продажи?

Те, кто звонари это как правило у вас кто? Вновь пришедшие, активные с меньшими способностями, девушки? или кто? у них есть возможность перехода в касту дожимщиков или изначально предполагается , что это невозможно?

А дожимщики? Это кто? опытные переговорщики, технические специалисты, или продажники со стажем?

Андрей, а что касается звезд и лидеров, они присутствуют в обеих категориях у вас?

 

bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети

 

Андрей, спасибо за комментарий. Под разделением операций на простейшие имелось ввиду не дальнейшее дробление специализации, а стандартизация наиболее эффективных приемов работы и фиксирование промежуточных результатов.

Например, конвертировать интерес в сделку не удалось, но достигнута промежуточная цель: потенциальный клиент согласился посетить тематический семинар или вебинар, на котором появляется возможность передать еще какую-то часть образа компании или образа продукта.

Или: большую мегасделку заключить не удалось, но достигнута договоренность запустить тестовый или пробный процесс. Процесс закрытия интереса значительно упрощается, а потому требования к навыкам исполнителя могут быть качественно снижены. Сроки обучения для достижения необходимых в работе навыков тоже значительно сокращаются.

У меня был опыт, когда в туристском бизнесе на спор мне удалось подготовить трех человек, не знакомых с этой работой закрывать одину сделку из трех информационных звонков за три часа.

Для того, чтобы последовательно достигать промежуточных результатов, Старики Хоттабычи не нужны, можно ориентироваться на средний уровень мотивированного и обучаемого кандидата.

У этой системы есть еще два значительных плюса:

Когда процесс организован таким образом, образ компании при контакте с продажником любой специализации получается более цельным, что облегчает отстройку от конкурентов и запуск процесса кросс-продаж. В целом, процесс становится значительно более эффективным и управляемым.

 

Критерий отбора один - мотивация работать.

Больше года человек на холодном обзвоне не проработает. Выгорает. Либо переходит в дожимщики, либо уходит раньше. 

Звонари в основном это молодые. Первая ступень. По гендерному, возрастному и национальному признаку не делю ;-)

Дожимщики формируются из опытных звонарей, и со стороны. 

Технических специалистов на пушечный выстрел подпускать к продажам нельзя. 

Звезд избегаю. У нас командная работа, а они разлагают команду. Лидеров приветствую. 

Толковые, замотивированные ребята, понявшие, что активные продажи, это не их конек, переводятся в клиентский отдел, если есть возможность. 

Это классическая схема. В разных бизнесах могут быть значительные вариации. Например, в одном из наших бизнесов нет холодных звонков вообще. 

 

bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети

В системе, которая выше описана, кроме мотивации работать еще очень важна мотивация и способность кандидата к обучению:)

Когда человек замотивирован работать, то он будет и учиться, и работать, и подгонять его сильно не надо smiley

bzm
Аватар пользователя bzm
Не в сети

Это точно:)