Каким должен быть руководитель?

Аватар пользователя manager_prodahz2

Каким должен быть руководитель?Швыдко Юрий

На тему, " каким должен быть руководитель написано и сказано много.

Хочу внести свою точку зрения в общую копилку представлений.
Вообразим  следующую ситуацию из прошлого: Двое увлеченных людей решают для себя организовать экспедицию, с целью исследовать те области земного шара, которые остаются слепым пятном на географических картах. Экспедицию предполагается осуществить на корабле. Для этого начинаются  поиски  капитана корабля, команды.

Зададимся вопросом - как правильно подобрать людей в команду, что бы цель экспедиции была достигнута?

Какие трудности возможны в этом путешествии и как их преодолеть?

Начнем с капитана. Каким должен быть капитан? На ум приходят разные сюжеты из книг, фильмов. Во первых он должен понимать как управлять кораблем, как организовать работу команды, ориентироваться на море и на суше, уметь противостоять неожиданностям и иметь в арсенале  способы, которыми можно эти неожиданности преодолеть.
Это мы описали предполагаемые способности капитана на уровне действий. Т.е, что он должен уметь делать. Если что то подзабыли, можете дополнить. Теперь, а какими качествами должен обладать капитан для совершения этих самых действий. На мой взгляд, это:

1.Общий интеллект, как способность решать  задачи на основе имеющихся данных, куда входят владение такими мыслительными операциями, как то:

а) анализ (разложить общую ситуацию на составляющие);

б) синтез (умение из разных частей сложить общее, или то, что называется за деревьями увидеть лес);

в) сравнение (установление сходства и различия предметов и явлений);

с) абстрагирование (мысленное  отвлечение от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания);

д) конкретизация (возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания);

е) обобщение (выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.);
2. Способность понимать людей и на основе этого умение организовывать их деятельность так, что бы достигать нужных целей.
Капитану также  необходимо понимать себя. Первая способность называется-эмоциональный интеллект, вторая - способность к саморефлексии, психотерапевтическая проработанность, навыки самоанализа.
Другими словами капитан должен знать как, куда и какими способами вести корабль и уметь руководить командой, ибо самому делать все на корабле не хватит не сил, ни рук, ни способностей, ни возможностей.

Нельзя самому быть в каждой точке пространства и сделать самому все за всех.

Ситуация из прошлого есть аналогия ситуации из настоящего. Только вместо экспедиции представим вновь создающуюся организацию учредителями, для путешествия в мире  бизнеса. Цель - получение прибыли. Это делается с помощью людей и для людей. Необходимо найти руководителя и людей. Организовать этих людей в команду и этой командой управлять. Имеем две кардинальных подзадачи:
1. Знать как, вести бизнес.

2. Уметь найти тех, кто будет помогать, и уметь управлять теми, кто помогает.

Первое-это профессиональные компетенции и знания. Второе - это социальные навыки и знания. Можно хорошо разбираться в управлении кораблем, знании технологических процессов производства, организации, но не понимать ни себя, ни людей, ни как ими управлять.  И наоборот, можно хорошо понимать себя, людей, уметь сделать из них команду, но, не понимать ни как управлять кораблем, ни того, куда и для чего плыть.
Умение разбираться в этих двух областях залог успеха любого руководителя.
Любой  руководитель  предполагает, что умеет и первое и второе.
И если с первым - как вести бизнес, как оптимизировать процессы  у нас более, менее понятно, то с умением создавать команду и оптимально  управлять ею у наших руководителей проблема.
Как пример недавнее обсуждение  на форуме http://www.prodaznik.ru/forum/kak-gramatno-uvolitsya
Письмо девушки можно использовать как обучающий кейс для руководителей.

Недовольство малой суммой ЗП это только поверхностная часть айсберга настоящей проблемы этой девушки и компании в целом. Как верно заметил Andrey ( на мой взгляд настоящий профи, грамотный руководитель) -это ситуация профессионального выгорания. Довольно часто решение данной проблемы опирается на бытовую психологию и выносится вердикт - сотрудники ленятся, не хотят работать. Применим карательные меры, начнем поиск новых работников и все в таком духе.
Эффективно ли это? Решает ли основную проблему самой компании и ее руководства?
Как вариант борьбы с симптомом-да, эффективно, да решает. Действительно можно выкинуть за борт недовольного, потерявшего мотивацию к работе  моряка,  даже если это член команды, довольно успешный, и даже очень эффективный сотрудник, показавший себя  героем в прошлых испытаниях. Для многих капитанов бизнеса недовольство команды это отнюдь не повод задать самому себе вопросы. Легче и лучше пойти по пути  избавления  от недовольных. Найдем новых - вот решение многих руководителей.

В личной жизни, по аналогии это звучит так: найду новую жену, нового мужа, новую работу, новый город, новую страну.

Решает ли это такие проблемы как то: неспособность строить отношения, договариваться с партнером, идти на компромиссы, уметь слушать и слышать другого, критически относиться к себе? Ответ очевиден.
Диагностировать недовольство работников, уметь им управлять  это и есть настоящее искусство и умение настоящего руководителя. Как? Это тема другой статьи.

психолог- консультант, бизнес-тренер.

© Copyright: Юрий Швыдко, 2012

Поделиться:
Аватар пользователя manager_prodahz
Не в сети

Спасибо за статью. Актуально. Подтверждаю.

В большинстве своем руководители не имеют элементарных знаний о том, как необходимо выстраивать коммуникацию с подчиненными. Все искусство общения состоит из функций примитивного контроля и раздвания приказов.Воодушевить, замотивировать, поддержать, наставить- такого я уже давно не видел.

Привычная  методология управления людьми такова:  " мое мнение самое главное- кто думает не так, до свидания, вы-против меня, вы- не хотите работать, я лучше знаю, как надо" и все в таком же духе.

Знаю достаточно примеров, когда в компанию приходил хороший руководитель-специалист, но вот общаться с персоналом, найти общий язык не удавалось. После этого- саботаж работников, подставы и все такое.

Гость

и всё?.... а про квалификацию...личныйе ЗНАНИЯ, а не ощущения....а про ситили управления?...

Аватар пользователя manager_prodahz
Не в сети

Ваше сообщение оно вообще про что? оно о чем?))

Вы задаете вопрос или просто комментируете? Это отрывки детского лепета, бреда больного или открытые вопросы на прояснение?

А что  такое "а про ситили управления?...".

Вы имеете в виду "стили управления"  или " про ситили "- это типа пропустили через сито?

Вас в школе учили построению предложений, как форме передачи собственных мыслей?)))

 

 

 

Аватар пользователя Татьяна Tatiana
Не в сети

Спасибо! Интересная статейка. Особенно мне понравилось : "Уметь найти тех, кто будет помогать, и уметь управлять теми, кто помогает". Спасибо большое.