Не говорите мне, что лучший мир невозможен!

Константин ХарскийХарский Константин

Нашим миром правит материальный успех и прибыль, поэтому цена на колбасу оказывается важнее здоровья клиентов, а сэкономленное горючее важнее пассажиров. Константин Харский предлагает пять целей для бизнеса нового типа, который не гонится за рублем, а создает вокруг себя новую среду.


Когда что-то не так в самой основе

Начну с собственной гипотезы причин экономических кризисов. Причины всех прошедших и всех будущих экономических кризисов кроются в МВА (Master of Business Administration). Вы спросите, почему? Потому что MBA — это не образование, как вы могли бы подумать. Это способ изменения приоритетов человека (слушателя МВА).

Представьте МВА в виде черного ящика, у которого есть вход и выход. Слушатели входят в этот черный ящик и выходят другими. Ничего удивительного. В конце концов, из кабинета стоматолога некоторые тоже выходят другими. Вопрос в том, какими?

Посмотрим. Не важно, каким был человек на входе MBA, но я знаю, каков он будет на выходе. На выходе настоящего MBA выпускник превыше всего будет ценить одно — свой материальный успех. Не важно, что было приоритетами человека до МВА, после обучения эти приоритеты будут исключительно персонально-меркантильными.

МВА — это способ изменить мировоззрение слушателя. Если МВА не меняет мировоззрение, то оно всего лишь экономическое образование и не должно дорого стоить. Настоящее МВА — меняет приоритеты человека, человек начинает думать, что материальное благополучие достойно многих жертв (уж идеологических и эмоциональных — точно). Выпускник МВА считает, что цель бизнеса — получение прибыли, и эту мысль выпускники МВА протаскивают даже в умы тех, кто не может себе позволить (или не хочет) получить степень МВА.

Вера в то, что цель бизнеса — получение прибыли, становится доминирующим мнением. История цивилизаций знает примеры, когда ложное убеждение доминирует и кажется всем само собой разумеющимся. Однако все больше людей задаются вопросами:

— Хорошо ли, что доктор сначала думает о своем материальном благополучии, а потом о способах лечения больного?

— Хорошо ли, что производитель колбасы озабочен получением прибыли больше, чем здоровьем своих клиентов?

— Хорошо ли, что для авиакомпании экономия горючего важнее безопасности полетов?

— Хорошо ли, что инвесторов на рынке капитала интересует только прибыль, и поэтому они забирают свои деньги у одних и отдают их другим по десять раз в день?

Приведенные примеры — малая толика последствий ложного, но доминирующего представления: «Цель бизнеса — получение прибыли». Вот вам конкретный пример: РЖД не продает билеты до Петербурга на поезд №15 «Мурманск — Москва», хотя поезд идет через Петербург. Причина: нет мест. Зато продает до следующей за Петербургом станции, до Окуловки. Почему? Вы легко найдете ответ на этот вопрос, если вспомните, что бизнес руководствуется ложным, но доминирующим приоритетом «Прибыль — цель бизнеса, и она превыше всего». Не догадались? Билет до Окуловки стоит дороже билета до Питера.

МВА — кузница меркантильно настроенных и обладающих властью людей. Они правят бал и устанавливают правила игры. Частью этих правил являются экономические кризисы, во время которых перетряхиваются состояния и власть.

Но мы знаем, о чем говорят кризисы. Экономические кризисы с полной определенностью показывают, что прежние приоритеты ведения бизнеса исчерпали себя. Требуются новые. Повторяющиеся экономические кризисы могут свидетельствовать о приближении развязки. Хотя меркантильные выпускники МВА очень изобретательны. Когда золота стало не хватать на всех, они придумали бумажные, электронные и даже виртуальные деньги. Могут и наверняка придумают и еще что-нибудь. А представьте на секундочку, что MBA внушало бы не меркантильные идеалы, а идеалы клиентоориентированности. В каком мире мы бы жили?

Но мы живем в совсем другом мире. Нравится ли он нам?

Боги не вынуждали нас жить в мире наживы и руководствоваться в первую очередь меркантильными приоритетами. Мы сами выбрали такой мир и согласились с выбором, который сделали для нас выпускники МВА.

Как говорится, критикуешь — предлагай!

Вот что я думаю о более правильных целях и приоритетах бизнеса. У нас был шанс прийти к этим (или иным) приоритетам в кризис. Но кризис закончился и обещал вернуться. Возможно, некоторые компании захотят измениться не через кризис, а путем самовоспитания, саморазвития.

Рано или поздно общество придет к новой парадигме бизнеса. Какой эта парадигма будет, никто не знает, можно строить только свои предположения. Вот мое:

Цель бизнеса — формирование среды, в которой:

  • сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;
  • клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;
  • владельцы хотят продолжить владение этой компанией;
  • партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;
  • общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

Зачем нужна цивилизация, если большая часть наемных сотрудников как работала за еду, так и работает. Ну, хорошо, еду заменили деньги (зарплата), на которую человек покупает еду. Большой прогресс! А прошла всего-то пара тысячелетий!

Компании, в которых сотрудники работают за еду (извините, за зарплату) я называю «цирками». Не потому что там смешно, а потому что если ты хочешь, чтобы тигр прыгнул на другую тумбу, у тебя должен быть кусочек мяса. Я хотел сказать, если менеджер хочет, чтобы работа была сделана, то он должен дать сотруднику немного денег. Нельзя давать много — сытый тигр откажется прыгать, потому что единственное, что заставляет его двигаться, это страх и голод. Мы ведь в XXI веке живем, может быть, хватит с нас рабовладельческого строя? Может, хватит работать за еду?

Я считаю, что бизнес обязан пересмотреть свои приоритеты и понять свою роль в развитии цивилизации. Каждый бизнесмен должен формировать среду. Целью бизнеса должно стать формирование определенной среды, признаки которой перечислены выше.

Если компания правильная, если она делает полезные вещи для платежеспособного клиента и работает не на конкурентном рынке, то что случится с ее прибылью? Компания неизбежно получит свою часть прибыли. Ведь она делает действительно полезные вещи, а не кажущиеся таковыми? Ведь она не раздает их, а продает платежеспособным клиентам, которые рады приобрести товары компании по справедливой цене. По справедливой, а не той, за который маячит приоритет: «Сегодняшняя прибыль превыше всего». Если компания работает на рынке свободном от ценовой конкуренции, то прибыльность сделок будет не нулевой. Это при ценовой конкуренции (худшей из всех возможных) конкуренты изматывают друг друга до победного конца. Кстати, сам победный конец потом мало кому по душе.

Бизнес (в результате следующих кризисов или по каким-то другим причинам) должен выбрать такие приоритеты деятельности, чтобы в результате работы компании возникала среда, отличающаяся от рабовладельческого строя. Сотрудники должны получать не только еду, но и позитивные впечатления, позитивный смысл. То же самое должны получать другие заинтересованные стороны: клиенты, партнеры, владельцы, общество в целом.

Почему нынешнее общество отвергает мысль, что цель бизнеса — это не получение прибыли, а формирование достойной XXI века среды? Разве вы отказались бы жить в таком обществе? Я не верю в отрицательный ответ. Хотя, возможно, выпускникам MBA не понравится мир, в котором успехи измеряются чем-то, кроме личного благосостояния. Так их научили.

Надеюсь, что один из следующих экономических кризисов проявит свою Божественную природу и мир бизнеса преобразится. Не отрицайте такой возможности только потому, что она кажется вам малореальной. В мире вокруг нас всегда происходит что-то чудесное, невероятное, необъяснимое. Не говорите мне, что лучший мир невозможен!

Источник публикации: 

Источник http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1399013/
Получение разрешение редакции e-xecutive.ru и автора на републикацию материала в Клуба Продажников.
Дальнейшая републикация данного материала со страниц Клуба Продажников запрещена.

Поделиться:
Не в сети

А попросите прокомментировать данную статью любого собственника бизнеса, и любой скажет, что он придерживаеться всех вышеуказанных пяти принципов.

Красивое философское рассуждение!)

В целом максимально придерживаюсь по жизни такого же оптимистического мнения автора. И вместе с тем создание компаний  с такой яснонаправленной идеологоией может происходить только в долгосрочном периоде, при наличии довольно большого количества собственного капитала для постоянного развития и поддержания бизнеса (а человека готового посвятить жизнь и весь свой немалый капитал такому делу надо бы ещё поискать...). 

Убрать из головы ориентированность на максимальное выжимание прибыли из бизнесс-среды просто невозможно! 

Просто потому что коммерческий бизнес для этого и создан ! 

И непонятно зачем автор приписал сюда выходцев  MBA) причём с немалой долей негатива) любая бизнес школа в первую очередь учит, а то как применять знания и в каком направлении решает сам человек

и причины кризиса в первую очередь кроются в политике, а это уже совсем другой разговор...

Аватар пользователя antuan_4p
Не в сети

Хорошо бы не работать за еду, а где брать еду? Коммунизм, кажется уже проходили.

Аватар пользователя vadimpetr
Не в сети

Красиво, конечно, и очень правильно.

Но собственник, обычно, таких слов не знает, не понимает и не хочет знать. Может, это удел спецов? Ну, так думать и говорить. А собственник эпохи начального накопления вовсе и не готов?

С уважением В.Петриченко

 

Харский молодец, конечно. Читаю все его материалы. И идеи у него правильные. 

А собственники разные. Подавляющее большинство действительно похожи на карикатурного Скруджа Макдака. А кто им потакает?  Потребители, которые не могут отстаять свои права и заставить уважать себя, да наемные работники, большинство которых, почуствовав к себе человеческое отношение, считают это слабостью руководителя и стремиться работать не работая, обманывать его и коллег, воровать и т.д., да еще и хвастаются этим. Вынуждая собственника быть подозрительным, относиться к работникам, как к биороботам, не доверять никому, не проявлять человечность.  Что, разве не так? 

Вы думаете в прогрессивных америках и европах фирмачи такие клиентоориентированные и добренькие, потому что им в детстве мама колыбельные пела? Хрен там. Жесткие штрафы, бесконечные судебные иски и страх небольшой фирмы обанкротится из-за обиженного покупателя делает их очень клиентоориентированными и сговорчивыми. И эта причина на первом месте! А человечность общества, воспитание, патриотизим, любовь к ближнему, конкуренция и т.д. - это на втором месте и дальше. И фиг бы это работало без первого.  

Аватар пользователя vadimpetr
Не в сети

Насчет как там у них, конечно, я не очень знаю - т.е. по книгам, кино, это же не в реале.

Но вот по поводу наших подумал, пригрезилось так, в маршрутке. Вот, если бы тем, кто столбил участки в Калифорнии или на Аляске, или землю отмерял себе в Техасе - если бы им сказали: может, тренинг проведем для персонала мойщиков песка или забивальщиков столбиков - что бы они сказали? Наши собственники сейчас живут за счет Отношений с властью. Зачем им развитие, персонал подготовленный. Конкуренция? Да, но не через качество и оптимальность бизнес-процесса. Через товаровед, через черный ход.

Аватар пользователя lirts
Не в сети

Почему нынешнее общество отвергает мысль, что цель бизнеса — это не получение прибыли, а формирование достойной XXI века среды?

Потому что цель бизнеса - получение прибыли

Не верить, а знать

Аватар пользователя vadimpetr
Не в сети

Курица и яйцо. Речь о том, что для того, чтобы иметь прибыль, нужно смотреть не в кошелек, а людям в глаза.

Аватар пользователя lirts
Не в сети

Смотреть в глаза или в кошелёк - это инструмент, а цель - получение прибыли

Не верить, а знать

Аватар пользователя vadimpetr
Не в сети

Так какая тогда разница: бизнес или большая дорога?

Аватар пользователя lirts
Не в сети

грань и впрям очень тонкая, тем более в этой стране

Не верить, а знать

Аватар пользователя vadimpetr
Не в сети

В этой стране - это в каждой из наших душ. Аминь...

Гость

Полностью согласен с автором статьи!

Бизнес отличается от большой дороги тем, что в бизнесе клиент производит обмен ценностей на свои денежные знаки добровольно, а на большой дороге он делает это под принуждением. Но к статье ИМХО отношения никакого.  

Что касается непосредственно статьи. Недавно ученые выяснили, что древнему кроманьенцу для обеспечения себя и своего племени всем необходимым требовалось вкалывать 3-4-часа в день ;-)

Пришел прогресс и счастлив тот, кто впахивает на работе всего 8 часов. Но все чаще, мы проводим на работе по 10-12 часов. Т.е. бизнес - это среда, в которой мы проводим пол-жизни!!!! Это наш бизнес и контакты с другими бизнесами. Вот и ратует автор за то, чтобы эти пол-жизни мы проводили в обществе, а не в вольчей стае. 

Не в сети

Корень зла МBA????  И причина всех кризисов???? Очень странное рассуждение..... МBA это порождение капитализма, это не причина, а следствие!

Не в сети

Полагаю, автор имел в виду не совсем буквально , что именно МВА стало причиной всей бед. Это больше похоже на внешние признаки "ометриализования"  нашего мира, и бизнеса - в частности. ХОтя, возможно, у него есть какие-то личные причины для такого неприятия МБА

;-) 

 

Что касается самой статьи - понравилось. Не скажу, чтобы сама идея была нова. Но , как и обычно у Константина, довольно структурировано и стройно. Спасибо.

Не в сети

"Представьте МВА в виде черного ящика, у которого есть вход и выход. Слушатели входят в этот черный ящик и выходят другими"

 

Учитывая, что MBA не на детей и подростков рассчитан, что прям так и меняет? Зомбирование какое то получается, мировоззрение складывается в результате всей предыдущей жизни, а тут как по мановению волшебной палочки? :)))) Забавно...

Цель бизнеса - получение прибыли, но есть разница в получении прибыли и получении прибыли любыми средствами? Создание компании с долгосрочными целями или "срубить бабла по быстрому"? Слишком большой разрыв у нас между тем как надо и что есть в действительности.

Гость

Отличная и полезная статья.

Гость

Мудро написано,автору спасибо за статью.