Развитие дилерской сети. Критерии отбора поставщиков и дилеров.

Аватар пользователя Slavok

ИзображениеМакаренко Станислав

Кто такой этот «дилер»? По сути, дилер – это компания или частный предприниматель, который профессионально занимается распространением и продвижением продукции Вашей компании в регионах. Партнерские отношения с дилером основаны на взаимовыгодном сотрудничестве и общих интересах. Для компании-производителя/импортера работа с дилерами является на данный момент одним из самых распространенных способов расширения рынка сбыта, увеличения продаж, продвижения бренда. Данный канал сбыта доступен, так как не влечет значительных инвестиций для компании. Дилер продвигает продукцию компании, бренд в обмен на часть маржинального дохода, которым любезно «делится» производитель. Соответственно от развития дилерской сети напрямую зависит объем продаж данного канала сбыта компании. Если объем продаж рассматривать как конечный результат, то формула будет выглядеть приблизительно так: V-продаж = кол-во дилеров*средний счет. В данном случае к увеличению объема продаж могут привести мероприятия по увеличению числа дилеров, а также расширению ассортимента в линейке товаров дилера или продажи более дорогих товаров. Все просто, да? Осталось совсем немного – эффективно построить дилерскую сеть или, если она уже есть, эффективно ее развивать.

     Как привлечь к сотрудничеству новых дилеров? На основании каких критериев дилеры принимают условия сотрудничества с новым поставщиком или уходят от конкурентов? Я провел опрос среди директоров, которые являются дилерами крупных компаний-производителей. Их ответы я свел в блоки, приведенные ниже. Важность критериев отбора поставщиков указана по убыванию.

 1. Конкурентные преимущества товара (уникальность). Большинство дилеров отдают предпочтение этому критерию. Дилер заинтересован продавать и продвигать те товары, которые обладают конкурентными преимуществами исходя их потребительских свойств продукта. Уникальность,  «фишка» - из всего многообразия товаров важно дать рынку «новизну», «глоток свежего воздуха» и тем самым выделиться в сознании покупателей в качестве новаторов. Известность бренда также является большим плюсом в выборе поставщика. Раскрученный бренд гораздо легче продавать, чем никому не известный продукт.

2. Размер дилерской скидки. Ценообразование в данном канале сбыта играет очень важную роль. Как я уже говорил выше, целями развития дилерской сети являются увеличение объемов продаж и расширение рынка сбыта. От уровня маржи дилера напрямую зависит его заинтересованность в продвижении продукции компании-поставщика. Почему вознаграждение дилера я называю «дилерской скидкой»? Ведь у многих компаний, которые работают в данном канале сбыта существует понятие «дилерский прайс». Отличие этих двух понятий – фундаментальное. Когда мы говорим о дилерском прайсе, то подразумеваем отсутствие рекомендованной розничной цены. Это распространенная ошибка многих компаний. Данная ошибка усугубляется еще и тем, что компания-поставщик также может осуществлять розничные или корпоративные продажи. В этом случае неразбериха в ценах и отсутствие рекомендованной розничной цены приводит к ценовой конкуренции как между дилерами, так и между поставщиком и дилерами. Ценовая конкуренция убивает маржу, приводит к снижению продаж, прибыли, рентабельности, ослабляет барьер для входа на этот рынок конкурентов, которые сполна пользуются такими ошибками поставщика. Еще одно важное правило. Если компания-производитель занимается розничными, корпоративными, проектными (длинными) продажами в своем регионе, то развивать дилерскую сеть нужно только в других регионах!

3. Оформление мест продаж. ОМП – это целый комплекс мероприятий, включающий не только предоставление поставщиком образцов товара, но и сопутствующее промооборудование для эффективной презентации товара в торговой точке дилера. Сюда относятся: интерьерные вывески, выставочные стенды, стойки, информационные щиты, промстолы, буклетницы, подставки, «молчаливые» продавцы и др. Не забываем, конечно же, о каталогах, буклетах и другой рекламной продукции. Естественно, для дилера приемлемым вариантом будет ОМП без оплаты. В этом случае можно заключить договор ответственного хранения образцов товара и оборудования. На практике поставщик чаще всего предлагает значительные скидки на выставочные образцы товара и отсрочку платежа.

4. Логистика поставок. Один из важнейших аспектов сотрудничества между поставщиком и дилером. Сроки поставки товара, а также обязательства поставщика поставлять товар в оговоренные сроки, во многом определяют скорость цикла продаж от производства товара до поставки его конечному потребителю. Минимальные сроки поставки товара «под заказ» - одно из конкурентных преимуществ. По «ходовым» товарам (60-70% оборота) поставщик чаще всего создает складскую программу или так называемый промотивный запас. Некоторые компании открывают удаленные склады в регионах с большим количеством дилеров. Эти склады служат пунктами приема-передачи товаров, а также местом хранения промотивного запаса. Способы доставки (отгрузки) товара зачастую определяют того, на чьи плечи ложится транспортные затраты. В некоторых случаях дилеры сами определяют способ доставки продукции (доставка транспортным средством поставщика, самовывоз или посредством сторонних перевозчиков).

5. Наличие отсрочки платежа. Для чего дилеру нужна отсрочка? Основные причины:

* нехватка оборотных средств для закупки продукции компании (например, клиент дилера работает по частичной предоплате);

* дилер заказывает больше товара для поддержания складских запасов, тем самым сокращая сроки поставки ходовых товаров;

* дилер инвестирует средства  в материально-техническую базу, отсрочка платежа в этом случае – возможность спланировать будущие доходы и расходы.

    Отсрочка платежа, по сути, является финансовым сервисом. Банки и другие фин. учреждения кредитуют только под определенный процент. Предоставляя отсрочку платежа, поставщик дает возможность работать на его деньгах, при этом дилер может дополнительно зарабатывать на "дешевом" кредите.

6. Выполнение гарантийных обязательств. Для дилера своевременное выполнение гарантийных обязательств, отработка рекламаций является способом «сохранить лицо» в случае обнаружения клиентом дефектов и неполадок в товаре. Надежный партнер – это тот, кто выполняет качественно и в срок взятые на себя обязательства.

7. Совместные маркетинговые мероприятия. Маркетинговые мероприятия и реклама позволяют привлечь внимание потенциальных покупателей к торговой точке дилера. Совместные дисконтные программы, акции, семплинг придают «толчок» к росту продаж и узнаваемости бренда. Чаще всего маркетинговый бюджет для конкретного дилера может формироваться как % от товарооборота. Бюджет участия в тематических выставках и других мероприятиях, а также реклама в СМИ формируется между дилером и поставщиком в соотношении 50/50.

    Кроме того, я выделил критерии, по которым компания может принимать решение о сотрудничестве с тем или иным дилером:

1) Желание продавать продукцию компании. Такое желание возникает у дилера, когда он получает уникальность продукта (см. таблицу п.1). Кроме того, цели (миссия) компании-поставщика должны быть понятны дилеру и он готов соответствовать этим целям. Варианты «дополнительного заработка» или «возможности попробовать поторговать» или «сопутствующий товар для расширения ассортимента» - НЕ ПРИЕМЛЕМЫ, поскольку не способствуют эффективной работе дилера.

2) Обязательное оформление мест продажи в салоне или шоуруме дилера. Продавать технологически сложные товары и оборудование по каталогу тяжело. Кроме того, дилер должен иметь склад, где он сможет хранить продукцию. Естественно, это требует от дилера определенных материальных затрат.

3) Готовность дилера выполнять договорные обязательства и соблюдать определенные стандарты. Как я уже писал выше, эффективность в работе с дилером будет только при строгой регламентации отношений и выполнения взаимных обязательств.

4) Дилер должен иметь компетентный персонал, который будет непосредственно заниматься продвижением и реализацией продукции компании-поставщика.

5) Наличие материально-технической базы у дилера. Весь набор инструментов для коммуникации и ведения бизнеса. Сюда также относим наличие выставочных площадей, склад, транспорт, возможность осуществлять монтажные работы и сервисное обслуживание.

Спасибо за внимание!

Буду рад услышать Ваши отзывы и комментарии.

С уважением, Станислав Макаренко, г. Киев.

Поделиться:
Гость

Здравствуйте. Прочитала буквально по три слова из каджого обзаца и сразу поняла, что истина здесь есть!

Гость

круто! спасибо, составляла кп для дилеров и много добавила исходя из параметров, указанных Вами.

Не в сети

Добрый день, Станислав. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как осуществляется бренд в обмен на часть маржинального дохода, которым любезно делится производитель? Спасибо 

Гость

Спасибо большое за интересную статью,очень содержательно!!!

Скажите,а где искать менеджеров ао работе с дилерской сетью???))

Не в сети

Замечательная статья!Ноя бы еще добавил один важнейший пункт, исходя из своего опыта развития дилерской сети. Очень тяжело "приучить" менеджеров по продажам компании дилера к появлению новой продукции, они как правило ее игнорят. Поэтому необходимо ездить, проводить выступления на собрании торгового отдела, доказывать, что твоя продукция продастся из точки, так как торговые не знают и не могут знать показателя оборачиваемости, и боятся "впарить" новую продукцию, и получить негатив на весь прайс в целом. Желательно договориться о вручении материальных призов при твоем приезде наилучшим торговым, продавшим больше всех в абсолютном выражении единиц. И не забытьmail про менеджера по закупкам компании дилера, так как работой загружен по старым или собственным брендам по горло, а тут какой то новый супер продукт, который и прибыли толком не приносит, 

Не в сети

Очень полезная статья, спасибо=)

Не в сети

Очень полезная статья, спасибо=)