Рынок лимонов глазами нобелевского лауреата или Почему на рынке плохого товара больше, чем хорошего?

Image

 

Алексей Лукацкий – менеджер по развитию бизнеса компании Cisco Systems.

Занимается информационной безопасностью с 1992 года, начав карьеру администратором и программистом средств шифрования. Автор нескольких книг и множества статей по информационной безопасности.

 Представьте, что вы стоите перед задачей купить автомобиль. Вы заходите на сайт auto.ru и начинаете смотреть объявления, размещённые частными лицами и салонами, выбирая авто своей мечты. При принятии решения вы будете оперировать обычной рыночной статистикой – маркой и моделью автомобиля, его пробегом и возрастом. Для авто, у которых данные критерии совпадают, и цена будет среднестатистической, установленной рынком. И вот тут возникает парадокс – эта цена будет применена и для автомобилей в отличном состоянии и для автомобилей, чьи качества оставляют желать лучшего, но их владельцы стараются скрыть этот факт. К чему мы придём в итоге? Усреднённая цена, скорее всего, не устроит владельцев более качественных транспортных средств и они откажутся от продажи, что приведет к росту доли плохих авто. Ситуация будет аналогичной даже если плохие авто будут продаваться дешевле. Для покупателя все авто будут одинаковы, так как он не обладает всей полнотой информации о качестве и не согласится платить больше. Как следствие, хорошие авто, стоящие дороже, не будут продаваться. В любом случае, рынок оценит ситуацию, спрос снизится, снизится и средняя цена на данную категорию автомобилей. Снижение цены станет побудительным мотивом для других продавцов снять свои предложения с продажи и так далее по кругу. В итоге мы придем к тому, что на рынке останутся только некачественные автомобили, цена, спрос и предложение каковых устаканятся и придут в равновесие. Правда, места для качественного товара не останется.

Такой парадокс возможен из-за того, что покупатель и продавец обладают неодинаковым объёмом информации (это явление получило название "асимметрии информации") о качестве продукции. Покупатель оперирует только усреднённой информацией о марке, модели, возрасте и пробеге, а продавец обладает существенно большим объёмом сведений о продаваемых автомобилях. Были ли они в угоне? Участвовали ли они в ДТП, после чего их ремонтировали в автомастерской? Обладают ли они какими-либо скрытыми дефектами и т.п.? Не перебивали ли на ключевых деталях номера? Такая асимметрия информации приводит к блокированию продаж качественных продуктов. За те деньги, что предлагает покупатель, обладающий усреднённой информацией об автомобиле, продавцы хороших транспортных средств продавать их не хотят (в отличие от продавцов некачественных "железных коней"). А платить адекватные деньги не хочет покупатель, закономерно считая, что качество у всех одинаковое и превышать среднюю цену нет смысла. Всё потому, что покупатель не является столь же информированным, что и продавец. Отсюда, кстати вытекает интересный вывод – если бы и продавец не знал деталей о своих авто, то ему также было бы легче их продавать по рыночной цене. Поэтому на рынке появляется целый пласт посредников между покупателем и производителем машины.

Этот парадокс, завязанный на асимметрию информации, был впервые описан в 1970-м году Нобелевским лауреатом Джорджем Акерлофом в статье "Рынок лимонов". "Лимоном" в Америке сначала назывался именно подержанный автомобиль, а позднее этим термином стали называть любую вещь, в качестве которой нельзя быть уверенным. Именно эта статья, за которую Акерлоф получил в 2001-м году Нобелевскую премию, упоминается в послании Нобелевского комитета как "единственное самое важное исследование среди публикаций по экономике информации".

Аналогичная ситуация сейчас происходит на рынке банковских кредитов в России; только информационная асимметрия сместилась от кредиторов в сторону заёмщиков. Последние не всегда готовы делиться с банком информацией о своей платежеспособности. Кредитовать же в условиях неопределённости по тем же ставкам, что и в благополучные времена, будет только сумасшедший. Поэтому кредитные ставки и возросли в 1,5-2 раза по сравнению с докризисными временами. Это обычная рыночная модель, в которой банк компенсирует риск потенциального невозврата кредита в условиях асимметрии информации. К слову сказать, другой Нобелевский лауреат – Джозеф Стиглиц, совместно с Майклом Ротшильдом показал, что из этого тупика есть выход – достаточно квотировать льготные кредиты, чтобы внутри ограниченного круга заёмщиков-претендентов возникла конкуренция, которая позволит отобрать только тех, кто вернёт кредит гарантированно. Но давайте все-таки вернёмся к заголовку статьи и теме информационной безопасности.

Ещё одним примером рынка с асимметрией информации является рынок информационных технологий и информационной безопасности. Ситуация на нём повторяется с пугающей точностью как и на рынке поддержанных автомобилей. Покупатель не может знать всех деталей о выбираемых средствах защиты, а их производитель не всегда жаждет делиться истинной информацией о качестве своих изделий; как и о себе самом. Последний пример, с которым я столкнулся – компания, которая позиционирует себя на рынке решений по борьбе с утечками информации. Пообщавшись с её представителем я так и не получил ни одного ответа на свои вопросы. Сколько человек участвует в разработке DLP-решения? Имя хотя бы одного клиента? Страна происхождения компании? Стоимость решения? И т.п. На все вопросы был один ответ: "Это закрытая информация – не раскрываем".

При этом цена у некачественных средств защиты сопоставима с лучшими образцами рынка ИБ, а иногда и выше, но с о-о-очень гибким подходом к формированию финальной стоимости. В итоге мы приходим к той же ситуации, что и с классическими "лимонами" описанными у Акерлофа – некачественные СЗИ заполоняют рынок, вытесняя высококлассные средства защиты, в разработку и тестирование качества которых вложены огромные средства.

На западном рынке ИБ, где акции многих компаний котируются на бирже, замечена и ещё одна неприятная тенденция. Инсайдеры (в терминологии участников рынка ценных бумаг, а не ИБ), обладающие большей информацией о ИБ/ИТ-компаниях, чем остальные участники рынка, начинают завышать оценку акций малоизвестных предприятий, чья истинная доходность ниже средней и уступает лидерам рынка, информация о которых открыта всем желающим. На волне спекуляций и ажиотажа эти никому неизвестные компании начинают разбавлять свой капитал, выпуская дополнительные акции, что приводит к более скоростному росту, чем у высокодоходных компаний, чьи акции либо недооценены, либо котируются ниже, чем у компаний со сфальсифицированным спросом. В итоге фондовый рынок опять заполоняют "лимоны". Обнаружив свою ошибку, плохо информированные инвесторы, начинают сбрасывать акции, цена на них падает и "пузырь" лопается. Достаточно вспомнить крах доткомов, чтобы убедиться в верности теории Акерлофа, разработанной за 30 лет до начала 2000-х годов.

Вывод из работы Акерлофа достаточно простой, но при этом нелицеприятный, асимметричная информация либо приводит рынок к ступору, либо заставляет производить всё менее качественные товары. И хотя "лимоны" есть на всех рынках, неверно думать, что всем рынкам присуща информационная асимметрия. Возьмём, к примеру, рынок компакт-дисков. И продавцы, и покупатели обладают одинаковой информацией о CD. Технология производства "болванок" такова, что они могут получиться неоднородными по качеству и предсказать, что получится, заранее не может даже производитель. В итоге информация о товаре симметрична для всех сторон и поэтому этот рынок достаточно стабилен и не подразумевает вытеснение качественных компакт-дисков некачественными (хотя Китай вносит сумятицу и в этот, считавшийся ранее стабильным рынок). Сегмент ИБ, к сожалению, к таковым не относится и ему присущи все описанные Акерлофом почти 40 лет назад особенности.

Второй вывод, сделанный Акерлофом и его последователями: делать бизнес в слаборазвитых и развивающихся странах – задача не из лёгких. Учитывая, что Россия относится именно к таковым государствам, работать на нём очень нелегко (хуже, наверное, только в Китае, где уровень неопределённости в отношении высокотехнологичных продуктов ещё выше, чем у нас).

Можно ли все-таки бороться с последствиями асимметрии информации? Акерлоф выделил несколько методов решения этой проблемы. Одни из главных – гарантии и репутация. Гарантия на товар перекладывает часть рисков с покупателя на продавца и при этом показывает первому, что качество товара второго соответствует некоторому нормальному и ожидаемому уровню. Правда, в области ИБ, понятие "уровень" не до конца определено. Весь мир живет по "Общим критериям" и другим международным стандартам ISO, а Россия изобретает велосипед в виде руководящих документов ФСТЭК и иных регуляторов в области информационной безопасности. В итоге общий знаменатель найти сложно.

Репутация или бренд также снижает неопределенность информации, присутствующей в ситуации с её асимметрией. При этом компания, которая дорожит своей репутацией, не будет выпускать некачественный товар на рынок. А допустив это по ошибке, постарается сообщить обо этом всем пострадавшим сторонам.

Ещё одним методом борьбы с асимметрией информации является вмешательство государства. Например, через контроль качества, которое в области ИБ выполняется в виде лицензирования, сертификации и аттестации. Однако непрозрачность данного процесса в нашем Отечестве приводит к тому, что сертификация и лицензирование стали скорее барьером для многих, чем стимулом для развития. А уж про уровень коррупционности этих процессов и говорить не приходится.

Последним методом борьбы с информационной асимметрией можно назвать франчайзинг, но в области ИБ он пока не нашёл своего применения.

В качестве резюме могу в очередной раз отметить, что Акерлоф в очередной раз доказал (пусть и 40 лет назад), что экономика и все рынки подчиняются определённым законам и информационная безопасность в России - не исключение из правила. Чтобы развиваться, российскому рынку ИБ нужно "немногое":

  • Исключить вмешательство государства в вопросы регулирования ИБ для широкого спектра приложений (исключая критичные для национальной безопасности области – гостайна, особо важные объекты и т.п.).
  • Принять международные стандарты в области ИБ или гармонизировать с ними отечественные требования ("Общие критерии" подходят для этого как нельзя лучше).
  • Превратить сертификацию средств защиты из обязательной в добровольную, сделав её реальным дифференциатором и ключевым отличием от конкурентов.
  • Запустить процесс появления саморегулируемых организаций, самостоятельно вырабатывающих требования по ИБ для отдельных отраслей, исключив из процесса орган исполнительной власти, одновременно вырабатывающий требования и проверяющий их исполнение, а также проводящий лицензирование участников рынка.
  • Повышать уровень реальных гарантий, которые производители средств защиты дают на свои продукты.

© 2006, Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» | http://www.computerra.ru/
Журнал «Компьютерра» | http://www.computerra.ru/

Источник публикации: 
Поделиться:
Не в сети




Репутацию (точнее, информационные средства её институализации) я бы тоже вснёс в этот список. Гудвил – не самый эффективный репутационный институт: в процессе деятельности не многие компании задумываются об этом аспекте, которые проявляется в полной мере только при продаже компании. Сумма при продаже самой компании, как правило, на порядки выше суммы продажи отдельного продукта той же компании, и тут позволительны большие затраты на информационную подготовку сделки. Бренд, доверие потребителя и т.п. вещи являются объектом маркетингового манипулирования. Причём не только со стороны недобросовестных производителей или поставщиков услуг, но и со стороны вполне добросовестных. Рядовой покупатель продукта оказывается перед огромным объёмом разнородной информации с неопределённым статусом (неизвестно, что достоверно, а что – нет, масса информации вообще не обладает никакой познавательной ценностью, а несёт только эмоциональный «месидж»).

Поэтому нужна «репутационная юстиция». Открываешь дело - получи одновременно регистрацию на специальном портале, где любой твой клиент может оставить отзыв о твоей работе (разумеется, надо исключить анонимность и пользование чужим или вымышленным именем). Получил, допустим, 50 минусов, подтверждённых экспертами – прощаешься с возможностью вести бизнес, связанный с предоставлением гарантий.

Я думаю, что и систему лицензирования можно заменить системой поручительства. Надёжнее будет. Если сейчас чиновник, выдавая лицензию, рискует разве что должностью (с перспективой ухода на вышестоящую, как водится), то эксперт, дающий поручительство «лимону», рискует своей профессией (поручительство дискредитировавшего себя эксперта никому и даром не нужно).