Бонусы, премии и штрафы, или Как платить менеджеру по продажам-2

Аватар пользователя Константин Бакшт

Бонусы, премии и штрафы, или Как платить менеджеру по продажам-2Как заставить менеджера по продажам выполнять и перевыполнять план? Как платить, когда есть клиентский отдел?


В предыдущей статье Три уровня обогащения, или Как платить менеджеру по продажам? автор рассматривает варианты построения такой системы оплаты, чтобы менеджеры не почивали на лаврах, а трудились в поте лица на благо собственников. Чтобы менеджер продавал, а не просто сидел на процентах со старых клиентов. Для этого необходимо установить планы продаж и ввести коэффициенты и бонусы за выполнение/невыполнение планов.

…Хорошо! Допустим, Планы мы установили. Но если не включить в Приказ по зарплате жесткие финансовые рычаги за выполнение и невыполнение Планов, они так и останутся фикцией.

Плановый коэффициент и коэффициент премирования

В качестве таких рычагов мы можем использовать плановый коэффициент и коэффициент премирования. Посмотрим, как может выглядеть соответствующий раздел в Приказе по зарплате.

 

Комиссионные, начисляемые Сотруднику, умножаются на плановый коэффициент в соответствии с выполнением Сотрудником личного месячного Плана продаж и на коэффициент премирования в соответствии с выполнением Компанией месячного Плана по валовой прибыли и суммируются с окладом данного Сотрудника.

% выполнения личного месячного Плана продаж

Плановый коэффициент

Свыше 100%

1,0

90% - 99,99%

0,95

70% - 89,99%

0,9

50% - 69,99%

0,8

Менее 50%

0,6

 

Месячный план Компании
по валовой прибыли

План,
руб./месяц

Коэффициент премирования

План-MAX
на ноябрь 2011

70 000 000

1,2

План-НОРМА
на ноябрь 2011

50 000 000

1,15

План-MIN
на ноябрь 2011

42 000 000

1,1

Получается, что если сотрудник выполнит свой личный План продаж всего на 65%, все его коммерческие проценты от продаж в этом месяце будут умножены на коэффициент 0,8. То есть он получит на 20% меньше даже с тех сделок, которые заключил.

С другой стороны, если сотрудник перевыполнил личный План продаж, в данном варианте системы мотивации он получает полновесный коммерческий процент со всех своих сделок, но не обязательно получит бонус.

palec.gifВсе сотрудники отдела получают бонус лишь в том случае, если выполнен План продаж на отдел. Причем этот бонус также умножается в виде коэффициента на тот коммерческий процент, который данный сотрудник заработал в этом месяце.

Фиксированная величина премии

Для бизнесов, где разброс коммерческих процентов от личных продаж между сотрудниками из месяца в месяц может достигать значительных величин, и при этом вклад каждого из сотрудников в обеспечение общего командного результата весьма важен, можно делать премии за выполнение Планов на отдел не в виде коэффициентов, а в виде фиксированных выплат.

 

Комиссионные, начисляемые Сотруднику, умножаются на плановый коэффициент в соответствии с выполнением коммерсантом личного месячного Плана продаж.  К этой сумме добавляется оклад и премия за выполнение плана продаж по региону:

% выполнения личного месячного Плана продаж

Плановый коэффициент

Свыше 100%

1,0

90% - 99,99%

0,95

70% - 89,99%

0,9

50% - 69,99%

0,8

Менее 50%

0,6

-
 

Месячный план Компании
по обороту

План,
руб./месяц

Премия за выполнение плана, руб.

План-MAX по региону
с сентября 2011

60 000 000

12000 руб.

План-НОРМА по региону
с сентября 2011

45 000 000

8000 руб.

План-MIN по региону
с сентября 2011

35 000 000

5000 руб.

С другой стороны, если общий профессиональный уровень сотрудников отдела продаж высок, и каждый из них достаточно стабильно может обеспечить выполнение личного Плана продаж, Вы можете ввести через Приказ по З/П жесткие гарантии выполнения личных Планов. В этом случае при выполнении сотрудником личного Плана менее чем на 70% на его коммерческий процент может накладываться плановый коэффициент от 0,5 (то есть он теряет половину обычного вознаграждения) до 0 (!!!). Такой подход к начислению вознаграждения менеджерам по продажам называется системой квот.

Как платить, когда есть клиентский отдел?

Так формируется доход менеджера по продажам в том случае, если в компании нет клиентского отдела. Если клиентский отдел создается, система оплаты менеджеров по продажам в целом остается такой же. При этом, что чрезвычайно важно, к этой системе оплаты добавляется процент от текущих платежей ранее привлеченных Клиентов.

palec.gifПроцент от текущих платежей от привлеченных ранее Клиентов является постоянной добавкой к окладу коммерсанта. Каждый месяц этот процент высчитывается от всех платежей, поступивших от тех Клиентов данного коммерсанта, которые были привлечены им ранее, и уже переданы на текущие обслуживание в клиентский отдел.

Таким образом, платежи с этих Клиентов собирают сотрудницы клиентского отдела, а не коммерсант, который когда-то этих клиентов привлек. В целом, коммерсант не тратит времени и сил на сбор этих платежей. Однако процент от этих платежей высчитывается и добавляется бонусом к доходу коммерсанта – и бонусом вполне ощутимым.

Понятно, что если коммерсант эффективно ведет коммерческую работу, каждый месяц некоторое количество его Клиентов передается на текущее обслуживание в клиентский отдел. Платежи, собранные с этих Клиентов, добавляются в расчет процента от текущих платежей для данного коммерсанта. Это накопление текущих платежей Клиентов, от которых рассчитывается бонус для данного коммерсанта, идет нарастающим итогом с первых месяцев работы коммерсанта в компании.

Размер самого процента от текущих платежей ранее привлеченных Клиентов рассчитывается таким образом, чтобы через год нормальной коммерческой работы этот бонус составлял добавку к окладу данного коммерсанта в размере от 20% до 50% этого оклада. Например, если оклад коммерсанта 15 тысяч рублей в месяц, бонус от текущих платежей ранее привлеченных Клиентов через год успешных продаж данного коммерсанта должен составлять от 3.000 рублей до 7.500 рублей в месяц.

Почему это выгодно? Этот бонус делает всю схему очень привлекательной для самих коммерсантов. До этого у них было два основных источника дохода: оклад и процент от результатов продаж. При этом размер оклада постоянен и, разумеется, не настолько велик, чтобы обеспечивать коммерсанту достойный уровень жизни. Наоборот, процент от результатов продаж в основном зависит от собственных усилий самого коммерсанта. Но его ресурс рабочего времени ограничен. И за это время он может сделать лишь некоторое, заранее предопределенное, количество встреч. Например, каждая встреча с Клиентом занимает от получаса до двух часов, и эти встречи проходят в основном на выезде к Клиентам, расположенным в разных районах города. Тогда 10 встреч с Клиентами в неделю считается неплохой интенсивностью работы, а 15 встреч в неделю – отличной. Это дает нам 40-60 встреч в месяц. А ведь переговоры с Клиентами ведутся многоэтапные, и далеко не каждые переговоры заканчиваются контрактом! Получается, что каждый месяц коммерсант может сделать лишь некоторое, заранее определенное количество сделок. А значит,  его процент от результатов продаж не может превышать некоторую сумму. Что ограничивает его доход – по вполне объективным причинам.

Наличие процента от текущих платежей ранее привлеченных клиентов позволяет коммерсанту думать не только о сиюминутных интересах, но и о среднесрочной и долгосрочной перспективе.

palec.gifКаждый месяц его бонус от результатов продаж не может превысить определенную сумму. Но если ранее привлеченные им Клиенты переводятся на обслуживание в клиентский отдел и продолжают делать существенные платежи, процент от этих платежей увеличивает его доход. Чем более перспективных Клиентов он привлек и чем выше их ежемесячные платежи – тем более весомым становится его бонус от текущих платежей.

Подробный рассказ о том, как разрабатывается Приказ по оплате труда менеджеров по продажам, Вы можете найти в моей книге «Построение отдела продаж: с нуля до максимальных результатов» (ИД «Питер», 2006-2010). Там этой теме посвящен отдельный раздел, который включает в себя готовый шаблон Приказа по оплате труда и поэтапную технологию его разработки.

Источник публикации: 
Поделиться:
Гость

По поводу этой системы. Перечисляю по пунктам ее недостатки: 

1. Данная система рассчитана на так называемых "примитивных" продажников, базовых агентов, если хотите. Продавца с серьезными навыками она скорее оттолкнет. Система, хоть и в завуалированном виде, но очевидно предполагает, что доход "коммерсанта" в наибольшей степени состоит из бонусов, процентов, выплат по результатам продаж и т.д., и лишь небольшая часть (вполне возможно, МРОТ) - в виде оклада. Эта схема исключительно агентская и не подходит для серьезных подразделений продаж, отвечающих за большие потоки выручки.

2. Продавец не имеет из данной системы четкого представления в ответе на вопрос: какие именно действия я должен предпринять, чтобы сколько денег получить? И когда именно?

2а. Продавец никак не может влиять на прибыль предприятия, если он работает (а данная система в явном виде это подразумевает) со стандартными продуктами, прибыльность которых определяется другими подразделениями компании (финансы, производство, закупки и т.д.)

3. Система провоцирует мошеннические схемы, поскольку в определенный момент продавцу выгоднее отдать свои личные поступления другому, чтобы получить за ту же самую выручку более высокий процент (в данной статье "плановый коэффициент") по итогам отчетного периода.

4. Система не гарантирует справедливость постановки целей для каждого из сотрудников, провоцируя ситуацию, когда начальнику будет выгодно (или просто "захочется") поставить завышенный, невыполнимый план, тем самым лишив продавцов всякого дохода. Обязательно должна существовать так называемая "система сдержек и противовесов".

5. Будучи весьма волатильной, система подразумевает, что "коммерсант" весьма вероятно может получить сумму, близкую к его окладу (например, МРОТ). Таким образом, сотрудник будет подстраивать свой "уровень потребления" под те минимальные доходы, на которые он может рассчитывать, а все получающиеся "переплаты" не будут его мотивировать так, как нам бы хотелось.

6. Уменьшающийся доход от "старых" клиентов не обслуживает ни ситуации взаимоотношения "коммерсанта" с такими клиентами, ни потребности компании в кросс-продажах, ни возможности расширения портфеля. Гораздо эффективнее включать полученную от действующих клиентов выручку в KPI на следующий период с определенными, требуемыми в компании, коэффициентами роста.

7. Предлагаемый данной системой подход предполагает строгое ограничение дохода продавца "сверху", тогда как в сторону понижения переменная часть может уменьшаться вплоть до нуля. Это опять же будет восприниматься большинством сотрудников, на чей уровень рассчитана данная система оплаты (боюсь называть ее "мотивацией"), как откровенная несправедливость, неравномерное распределение, и будет скорее демотивировать продавцов.