Продавцы или маркетологи?

Аватар пользователя Докучаев Александр

ImageДокучаев Александр

К извечным вопросам человечества, типа что первично курица или яйцо и кто кому "вломит" Щварц или Ван Дам недавно добавился еще один - за кем будущее, за продавцами или маркетологами. Не буду претендовать на то, что данная мысль пришла мне в голову первому, просто вопрос меня серьезно зацепил и хочется самостоятельно порассуждать и разобраться. 

 

Исторически сложилось так, что основу успешных продаж на 90% составляло личное мастерство продавца. Начиная от американских комивояжеров начала прошлого века и продавцов мелочевки в электричках, заканчивая риэлтерами и продавцами автомобилей в автосалонах везде успех сделки зависит от мастерства непосредственного продавца. Но! Сейчас продавцы расслабились и продолжают считать, что они пуп земли, они приносят фирме миллионы, а маркетологи "...не понятно чем занимаются и просто получают зарплату за то что расходуют деньги компании". С другой стороны научный подход и определенные усилия маркетолога, особенно если они подкреплены толковым и креативным специалистом по рекламе способны организовать одновременные продажи гораздо большему количеству потребителей. Кроме того, обычный покупатель просто так к продавцу не придет, иногда он просто не знает куда идти. Что нам поможет? Реклама? Крутая реклама + хороший продавец = успех? Надо разобраться!

Скажу честно, до того, как я заинтересовался этой дилемой я более склонялся к тому, что продавец - всему делу венец и учил своих сотрудников что настоящему продавцу НЕ ВАЖНО ЧТО и КОМУ продавать, ВАЖНО КАК продавать. Учил в первую очередь бороться с возражениями и пытаться понять причины, побуждающие потенциального покупателя к именно этим возражениям. Сейчас же я пришел к тому, что воронка продаж должна быть организована таким образом, что бы у потенциального покупателя возражений попросту не возникало.

Итак, попытаемся понять, встаем на позицию настоящего исследователя, который не симпатизирует ни одному из решений.
В первую очередь рассмотрим подготовку к продажам. Прежде чем что-то продавать, необходимо решить следующие вопросы:
- что продавать?
- кому продавать ?
- как продавать?
подход к расстановке приоритетов продавца. Т.е. скажите мне что  и кому продавать, а как это сам решу. Подход хорош только тогда, когда получаешь доступ к высоко-рентабельным ресурсам раскрученого бренда и "малоокученый" рынок. Маркетологи подходят к вопросу подругому, в первую очередь при подготовке проекта ищем кому продавать. Какие условия выбора?

Насколько я понимаю, наш потенциальный покупатель (рынок) должен быть платежеспособным, финансово-емким, причем не обязательно "на душу населения", всегда стоит помнить что Иван Олигахов готов потратить 1 000 000 рублей, а 10 000 000 безработных потенциально могут оплатить 100 000 000 рублей. Спросите у своего продавца, что более интересно, продавать Олигархову решение по автоматизации, к примеру, пересчета его денег, стоимостью 1 млн. или продавать неймущим студентам шнурки по 10 руб. Ответ очевиден. Ему интересно, а компании не факт. Причем сразу оговорюсь, что меня интересует в данном случае только финансовая ёмкость рынка, не беря в расчет затраты и как результат потенциал прибыли.
Далее ищем нужду, именно нужду, а не потребность (как завещал Ф.Котлер), проецируя на наш бизнес попытаемся понять нужду бухгалтера. Берем среднестатистического но толкового, хорошо заряженного продавца 1С.
- Что нужно бухгалтеру?
- 1С:Бухгалтерия !!!
Молодец, так на занятиях по "маркетингу" и учили, возьми с полки 2 рубля. А что на самом деле? Нужда бухгалтера даже не ведение бухгалтерского учета, а своевременная сдача качественных отчетов в соответствующие органы и уменьшение налогов.  А уже эта нужда ведет к формированию потребности в бухгалтертерской программе. Можно обвинить меня в недальновидности и копнув глубже сказать, что настоящая нужда бухгалтера это не сдача отчетности, а отсутствие штрафов за несвоевременную или некачественную отчетность. Нет, это скорее нужда руководителя, рождающая потребность в бухгалтере.

Идем дальше. Как продавать? Никогда не задавайте этот вопрос маркетологам - они не знают. Они рождают спрос, они готовы загнать на ваш двор тысячи людей, но что с ними дальше делать, они не представляют. Они выстроят к вам очередь из представителей именно того сегмента рынка, за именно тем предложением, которое они готовы приобрести именно тех условиях. А что дальше? А дальше, надо отдавать этот "город" на разграбление продавцам. И опять возникает вопрос может не надо никакого маркетинга, достаточно красивой рекламы. Крутая реклама + толковый продавец = успех??? Пример: имеем бешенный рекламный бюджет и желание продать услуги финансового консалтинга. Делаем мегакрутой рекламный ролик в котором Николай Валуев сгибает в бараний рог Сергея Зверева (причем никаких каскадеров, денег на восстановление здоровья стилисту мы заплатить готовы с избытком) и  уверяет, что так будет с каждым, кто не воспользуется услугами нашего финансового консультанта. Запускаем этот ролик в самое лучшее прайм время - в Смехопанораме-ПокаВсеДома-в Доме 2 .... и .... машем рукой нашему рекламному бюджету. С другой стороны, даже мегастильный московский банк с вышклоленными в Европе маркетологами никогда не запустит в глубинке рекламу своих продуктов, которая только что стала победителем "ProMediaTech-2009" в номинации "креатив", нет в районном центре Кировской области зрители будут восторгаться пышными формами развратных бабищь с крашеными в темный цвет корнями волос и голосящих "... на такси в Анталиюююю ...". А кто скажет кто какую рекламу способен правильно понять? Маркетологи.

Но, все-таки нам все удалось, маркетологи хорошо потрудились и родили успешный брэнд на отдельно взятой территории. Торговля идет. Отгружай не горюй. Не нужны продавцы, нужны менеджеры  по отгрузке! Не нужны продавцы? Хм., подумаем....
Нам удалось построить систему в котором к нам идет покупатель, валит валом и несет нам 10 рублей каждый. Отлично, но вот было бы здорово если бы каждый приносил 12 рублей !!! Повышать цену? Нет уйдет покупатель, он готов платить за шнурки 10 рублей и не больше. Значит надо каждому продать еще и пособие "24 способа завязать шнурки Цецилии Бройлер" за 2 руб. Вот тут и нужны продавцы. Настоящий продавец, к которому покупатель пришел купить какой-то товар за 20 рублей и ушедший только с 20-ти рублевой покупкой посчитает день неудачным. Допродажи!!!! Вот где продавцы незаменимы.

Что в итоге. Пока пришли к выводу, что продавец + маркетолог = самое верное решение. Один обеспечивает потенциальных покупателей, другой преумножает принесенные покупателем средства.

2-я часть.

Докучаев Александр, компания Элит профит

Поделиться:

Совершенно верно.

Задача маркетинга - привлекать.
Задача продавца - продавать.

Конечно, есть бизнесы, в которых успешно работают либо маркетологи, либо продавцы. Но это скорее исключение из правила, которое лишь подтверджает правило. 

Гость

Так-то оно так. Но вот как решить проблему в структуре управления фирмой, где эти службы всегда (!) враждуют за место "кто круче" или "кто кем командует"?

Гость

Совершенно верно, а если мы говорим еще и о производстве, то в спор обязательно вступит технолог. В результате, маркетолог провел исследования, выдал требуемые параметры будущего продукта, конструктор (или продуктовик) его спроектировал (описал), уже получилось немного не то, о чем мечтал маркетолог. Далее технолог .... "Эээээ, брат, это мы не сделаем, это мы немного подгоним, тут слегка не так получится, а вот здесь придется попроще - таких и материалов-то не существует...". А потом производство, так же не всегда добавляющее качество продукту. На выходе имеем то, что должен продавать продавец! Сможет ли он исправить ошибки маркетолога, конструктора, технолога, производителей? Читайте следующую статью.

Это жизнь

Если бы не приземленность технологов, конструкторов и слесарей, то благодаря маркетологам мы бы давно уже жили в мире летающих автомобилей, телепортации и путешествий во времени .

А если серьезно, то маркетологи, технологи, конструкторы, продажники, логисты и др. службы должны ПОСТОЯННО, а не последовательно  участвовать в работе над новым продуктом, учитывая в своих зонах ответственности возможности других оделов.

Не в сети

Компании, в которых службы враждуют друг с другом подлежат глубокому реформированию грамотными HR и психологами. Тут дело не в маркетологах или продавцах. Как правило такая вражда идет внутри всей компании и на всех уровнях.  Это отдельная тема для разговора.


Живу я здесь.

Не в сети

 Насколько показывает мой опыт, подлежат они все поголовно, только все как-то не реформируются, а враждуют себе и враждуют