Менеджер и собственник - паттерны взаимоотношений

Аватар пользователя Борис Ишкин

Менеджер и собственник - паттерны взаимоотношенийИшкин Борис

Важной составляющей менеджмента являются отношения с собственником компании. В этой публикации за разнообразием индивидуальных проявлений я попытался найти ситуации-паттерны, которые повторяются в моей карьере менеджера (как руководителя компании или подразделения) и у моих коллег. Проблема в том, что паттерны возникают неизбежно, а однозначного их решения, подходящего всем, нет. В этой публикации я опишу несколько паттернов и расскажу о своих решениях. Замечу, что мой опыт основан на работе в малом и среднем бизнесе, где отношения с собственником наиболее просты, но и наиболее показательны.

«Романтические совещания»

Как и в любой истории отношений, начальный период часто является периодом «романтики». Менеджер и собственник пытаются очаровать друг друга, и длиться это может несколько месяцев. Драйв испытывают обе стороны. Владелец ставит грандиозные задачи, менеджер формулирует шаги по их достижению, сдает бизнес-план. Собственник пытается сделать из управляющего своего единомышленника, а тот всеми силами доказывает, что его выбрали не напрасно.

Один из боссов, увидев мою начитанность, каждое утро обсуждал со мной книгу из своей бизнес-библиотеки. Естественно, я не возражал (и даже напротив – подбавлял новые темы), и обсуждения затягивались на полдня. Формальная эффективность «романтических» эпизодов зачастую равна нулю, но это не и не пустая трата времени: менеджер получает самое главное – понимание ценностей собственника, которые далеко не всегда совпадают с ценностями коллектива, со сложившейся культурой. Наемный руководитель не должен хвататься за полную перестройку культуры (в соответствии с идеями собственника) – слишком велик риск перегибов, – но принимать ценности коллектива тоже не стоит. Поймите с первых недель работы в компании, для чего вы пришли сюда; примите ее основателя как работодателя, как человека, но не теряйте собственное лицо.

«Мне нужна системность»

Я ни разу не видел владельца, который бы не хотел внести в работу компании «системность». Именно отсутствие системности, с точки зрения собственника, является одним из главных тормозов. И для менеджера рано или поздно она становится красной тряпкой. Это еще один паттерн: выстроенная менеджером система в глазах собственника является несистемной. Даже если подчиненный создает машину продаж, обслуживания, «окучивания» клиентов, собственник все равно будет ждать большего.

Кроме того, собственник сам является фактором нестабильности, автором новых идей – его «горшочек» продолжает варить, выдавая новые идеи, часто противоречащие тем, которые менеджер положил в основу системы.

Когда собственник и я утвердили в структуре отдела центр телемаркетинга, работающий на внутренние нужды (поиск клиентов и оценка их удовлетворенности), я не предполагал, что всего через пару месяцев мне придется обсуждать превращение этого центра в отдельную бизнес-единицу, работающую на внешних заказчиков. Разрушительность этого паттерна очевидна (и мой отдел в итоге распался). Как, впрочем, и польза: он предотвращает застой и делает позицию менеджера более ответственной. Отстаивайте перед собственником свое видение системы, если оно осознанно; не поддакивайте «новым идеям», не проанализировав их.

«Жду от тебя систему оплаты»

Свобода в выборе системы оплаты приводит к ухудшению отношений. Менеджер может работать на окладе, на «спущенной сверху» системе оплаты, но здесь речь о третьем варианте, когда собственник дает менеджер относительную свободу в определении его собственной системы компенсации. Плюсов в таком варианте много для обеих сторон. Наемный управленец получает возможность завязать оплату на свои сильные стороны (например, ввести процент от выручки/продаж или, наоборот, от прибыли), а для собственника это подтверждение прочного укоренения менеджера и его сознательного отношения к деятельности.

Положительный эффект длится до тех пор, пока менеджер не начинает перевыполнять планы. С одной стороны, именно это и нужно владельцу, с другой – менеджер начинает претендовать на оплату выше той, которую готов на него потратить собственник. Владелец начинает сомневаться в объективности придуманной системы оплаты и пытается воздействовать на нее. Начинается «пересмотр», который осложняет отношения между сторонами, его результатом могут стать неэффективные решения (окладная модель) или увольнение «оскорбленного» управляющего.

«Можно тебя отвлечь»

Часто менеджер приходит в качестве руководителя одной бизнес-единицы, а затем собственник делает его руководителем или куратором других подразделений. На волне драйва обе стороны могут питать иллюзии относительно продуктивности этого решения. Но быстрого роста как вверх, так и вширь нужно опасаться.

Отказать собственнику «промониторить вот тех ребят» сложно, но необходимо, иначе:

1) менеджер испортит отношения с «теми ребятами», которые сделают его чужаком или, напротив, слишком «своим»,

2) начнется инфляция менеджера, рассредоточение сил на разнообразных проектах, повышающее степень доверия собственника, но резко снижающее эффективность.

Выгорания не происходит, но не происходит и ничего полезного. Для меня в такой ситуации проще заявить о нежелании преждевременно нести дополнительную ответственность.

«Собственник всегда прав»

Собственник может выступать в разных ролях. Мне чаще всего приходилось видеть две: «полевой игрок» и «инвестор». Оба варианта создают неудобства для менеджера. «Игрок» специализируется на тяжелых переговорах и проектах, активно участвует в деятельности компании, понимает проблемы продвижения, но своим участием мешает работе менеджера.

Когда я выстраивал в сервисной компании систему индустриального обслуживания, собственник – «игрок» периодически долбил меня «важными клиентами», из-за которых приходилось все бросать и бежать.

С другой стороны, собственник – «инвестор» не мешает плавному развитию компании. Для него важен результат действий менеджера и эффективность вложений. И от менеджера всегда требуется готовность оправдать свои, не всегда понятные, действия.

Один из моих боссов, глядя в мои отчеты, постоянно размышлял вслух, стоит ли дальше развивать мой проект (прибыль была не большая) или проще сдать площади в аренду. Я не смог заразить его своей моделью развития проекта или ему действительно было неинтересно – все равно возникло отношение недоверия, которое трудно преодолеть.

Собственник предложил пару вариантов, шедших в разрез с моей моделью, но дававших «короткую» прибыль. Я сдался, согласился с его поправками, и это было ошибкой. Варианты не сработали, частично из-за того, что я в них не верил. Формально приняв инструкции собственника, как менеджер, я засчитал себе поражение. С того случая я не воспринимаю собственника как руководителя или как источник ценных указаний. Я уверен, что профессиональный управленец всегда должен лучше собственника знать, как добиться тех целей, которые тому нужны.

Выводы

Иррациональная, эмоциональная основа человеческих отношений влияет и на отношения менеджера и собственника, и это подтверждают поведенческие паттерны, ряд которых я описал. Ловушки, создаваемые паттернами, могут привести менеджера к потере контроля над проектом или сотрудниками; важно осознать паттерн и принять неприятное, но правильное решение.

Источник публикации: 
Поделиться:
Не в сети

В маленьких компаниях собственник сам себе и игорк и управленец и все на свете. И расти в таких компаниях невозможно так как он не доверяет никому кроме себя. Хоть как себя показывай.

Аватар пользователя Борис Ишкин
Не в сети

Ну не всем же в Газпроме работать... Приходится "расти" и в таких компаниях, тем более что их большинство.

Шикарная статья. Абсолютно правдивая - вот так все и есть. Правда, слегка резануло глаз то, что собственник получается в любой ситуации вредоносен. 

Но хэппи-энда как-то не случилось. Что делать-то? Как менять паттерны, а самое главное - на какие? И что является "неприятным, но правильным решением"?

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Аватар пользователя Борис Ишкин
Не в сети

Спасибо за отзыв) Значит, не зря публиковал.

Неприятное решение, например, - не идти на поводу у "креативного" собственника, если сам знаешь, как нужно и уверен в сврих действиях. И не бояться отстаивать свою позицию.

 

Аватар пользователя Лом
Не в сети

  И что является "неприятным, но правильным решением"?

Искать адекватного собственника, который не будет связывать менеджера по рукам и ногам своими гениальными идеями и ругаться при этом на низкий результат)))

Попробуйте веб-сервис для повышения продаж.  Увеличение скорости работы до 200 холодных звонков, сохранение результатов и удобная отчётность. Продаю базы для холодного обзвона.

 Проблема в том, что паттерны возникают неизбежно

- вы знаете, это как в личных отношениях. Пока замуж не выйдешь - правды не узнаешь. Я уже наискалась до того, что меня никто замуж...  ой, то есть на работу не берет:) 

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Аватар пользователя Илья Сарин
Не в сети

Уже многой статей здесь написано о "Собственниках" и возникает вопрос, где авторы ищут ничего не понимающих кретинов???? Куда не плюнь, везде глупые собственники. А мы, комнатные депутаты и так же комнатные владельцы корпораций, всегда знаем как управлять страной, компанией, но все нам сука что то мешает. Клиенты противные пошли, директор дурак, логисты вообще мудаки, а я вот Дартаньян.

Варианты не сработали, частично из-за того, что я в них не верил. Формально приняв инструкции собственника, как менеджер, я засчитал себе поражение. С того случая я не воспринимаю собственника как руководителя или как источник ценных указаний.

Да вы прям радикальный анархист! Филоните и обижаетесь =))

Я вот нытиков не воспринимаю.

 Когда вы сами станете собственником, вы будете заочно готовы, что подобные вам, воспринимают вас как денежный мешок, а не как руководителя или источник ценных указаний. Вы выдимо априори собственник индиго.

Аватар пользователя Борис Ишкин
Не в сети

Мне кажется, Илья, Вы скорее говорите о своем наболевшем, чем о публикации)

Я просто зафиксировал свой опыт.

А вот что касасется "нытиков" - по-моему, статья очень четко возлагает ответственность за происходящее как раз на менеджера. Чтобы он не сваливал потом на собственника, что, дескать, вы меня сам нагрузили, а теперь хотите, чтобы план выполнялся.

Мне кажется что работа где бы то нибыло это составление двух факторов 1. мотивация (реальная тоесть которая была у предыдущих менеджеров продающих данный продукт тоесть не так ты будешь получать 5тысачь рублей но если все ок и ты продаж N-колличество товара по цене 1коп. ты получишь 100т.р. ? это анриал)  2.Адыкватность рынка в данной области Профицит еще не кто не отменял!!!!

А эмощиональная обложка всего происходящего не важна !

Хорошая тема. +1

Есть еще третий тип собственников "Играющий инвестор". Это когда собственник раз в месяц врывается "в процесс" и излагает очередную гениальную идею. 

- А давайте построим коровник на Луне. Будем выращивать лунных коров. 

- Это не сработает. 

- Почему? 

- Дорогая логистика. 

- Ерунда. К моменту завершения строительства будут летать дешевые шатлы. Я читал в Интернете. Ну значит будем строить. Вопрос решен. Я появлюсь через месяц доложите, как идет строительства коровника на Луне. Всем пока. 

Не в сети

А у меня с одним собственником была очень банальная проблема - я его вообще понять не мог! Че он хочет - это было только ему одному известно, чтобы въехать в его мысли тратил бывало по неделе! На мои расспросы всегда был ответ - я нанял человека умнее себя, поэтому дальше думайте сами. Хорошо, думал я, делал, а потом врывался в мои планы шеф и все переиначивал) я решил это лечить своим способом - начал делать так же как он, ничего с ним не согласовывая ставить перед фактом. (как то раз он попросил продумать рекламную компанию, т.к. они вообще почти не давали рекламу, я договорился о бесплатном участии в рубрике в местных новостях по нашей теме, реклама была бы крутая, и только после этого пошел к нему. Он отказался от испуга в итоге). В общем стало только хуже и пришлось нам разбежаться с этой фирмой.

Создам CRM из вашей таблицы в Google. Автоматизация работы с контрагентами, автоматизированное создание договоров, КП, рассылки на Google.

srazumnii@gmail.com

Не нужно забывать, что между собственником и наемным сотрудником неизбежно есть разрыв в целях. На словах обычно декларируется, что все мы играем в одну игру и наша цель - успех фирмы. На деле собственник может не озвучивать истинных целей - получить деньги "прямщас", чтобы вложить их в другое направление или купить шубу жене, поиграть в строительство коровника на луне, показать Вовану, какой у него крутой офис... И он имеет на это право. 

И все же - был ли у кого-то позитивный опыт? Такой, когда не пришлось разбегаться? 

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Аватар пользователя Борис Ишкин
Не в сети

Алена, конечно, есть позитивный опыт.  И его гораздо больше, чем печального опыта.  Несмотря на все "паттерны", работа идет, проекты реализуются. Но то, что через такие ситуации приходится проходить...

Может, напишете о том, как лучше реагировать в таких ситуациях? Исходя из своего опыта. Или как одни паттерны заменить другими. 

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Аватар пользователя Борис Ишкин
Не в сети

Алёна, в конце каждой рубрики я небольшие выводы сделал. Более развернутые - это уже на еще одну публикацию тянет. Попробую сделать.

Да, я и прошу еще одну публикацию:) Ну, как вдохновение придет:) 

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Конечно. На моей предыдущей работе у меня было два играющих собственника, с которыми мы прекрасно отработали 4 года, расстались в отличных отношениях. 

У меня тоже был собственник, с которым мы расстались в отличных отношениях, но, видимо, сам факт расставания меня парит. 

Можете рассказать, как работали с ситуациями, описанными в статье? 

Манго офис: IP-телефония и специализированный софт для отдела продаж

Если вы хорошо расстались, то почему вас это беспокоит? Это нормально. 

На той работе у меня не было ситуаций описанных в статье. Знаете, как-то просматривая анкеты соискателей на работу менеджера по продажам, в графе "Каким бы вы хотели видеть своего начальника" один человек написал "компетентным". Так вот эти собственники были компетентными. И работалось с ними легко.