Фильм-ужасов или комедия: почему не работают традиционные методы набора кадров?

Аватар пользователя Константин Бакшт

Фильм-ужасов или комедия: почему не работают традиционные методы набора кадров?Бакшт Константин

Проблема не в том, что на рынке труда нет подходящих специалистов. Проблема в том, что ищут не тех и не так, как надо. Использование традиционных методов набора кадров превращает этот процесс в многосерийный фильм ужасов.

Чтобы успешно развивать продажи и производство, Вам часто будет требоваться принять на работу новых сотрудников. Профессиональных, с нужной квалификацией. Или хотя бы готовых и способных научиться исполнять необходимые должностные обязанности. Ответственных, активных, лояльных, адекватных. Стремящихся к развитию и профессиональному росту. С разумными финансовыми запросами.

Звучит как сказка, верно? И действительно, проза жизни заключается в том, что для большинства Компаний набор кадров превращается в нескончаемую головную боль.

И именно неспособность набрать нужное количество сотрудников, тем более – требуемой квалификации, на корню подрывает все Ваши усилия по развитию бизнеса.

А уход одного из ключевых или хотя бы более-менее толковых сотрудников вызывает сильнейший стресс у руководства, граничащий с ужасом. «Что же нам теперь делать? Как найти ему замену?»

Однако в большинстве случаев проблемы с набором кадров носят внутренний, а не внешний характер. Проблема не в том, что на рынке труда нет подходящих специалистов. Проблема в том, что в большинстве случаев ищут не тех, а главное – не так, как надо. Именно использование традиционных методов набора кадров превращает весь этот процесс в многосерийный фильм ужасов. И губит все Ваши усилия на корню.

1.    Почему традиционные методы набора кадров неэффективны?

Не кажется ли вам, что набор кадров с открытого рынка труда очень похож на продажу? Точнее, одновременно идет два процесса продажи: Компания продает свое рабочее место, а соискатель продает себя как профессионала.

Как Вы думаете, чье положение при таких переговорах выгоднее: продавца или покупателя? Правильно, покупателя. Представьте картину: Вы пришли на рынок и хотите купить мандарины. Денег на это в Вашем кармане более чем достаточно. Стоят тридцать торговцев фруктами и наперебой Вам эти мандарины предлагают. Чье положение выгоднее: их или Ваше? Конечно, Ваше. Вы-то точно уйдете с мандаринами. Но только один из тридцати торговцев фруктами получит Ваши деньги.

Чтобы хорошо понять, что происходит на индивидуальных собеседованиях, представьте себя в роли соискателя. Вы ищете работу менеджера по продажам. Вы — опытный менеджер по продажам. Вы уже сменили три таких рабочих места.

Поэтому Вы отлично знаете, как нужно искать работу. Вы дорабатываете резюме, рассылаете его в сотню разных мест и размещаете на сайтах по трудоустройству. После чего ждете звонков с приглашениями на собеседования. И точно: звонки с приглашениями идут один за другим.

И вот Вы приходите на очередное назначенное Вам собеседование. Офис компании вполне на уровне. Вас приводят в богато обставленную переговорную. За стол напротив Вас садятся два-три сотрудника компании: главный кадровик и один-два Больших Босса. Например, начальник отдела продаж и генеральный директор Компании.

Слово берет кадровик. И сообщает, что Вы рассматриваетесь на должность «менеджер по корпоративным продажам». Компания, которая хочет принять вас на работу, называется так-то. Занимается тем-то и тем-то. Основные направления деятельности такие-то. Условия работы такие-то и такие-то.

Вы сидите и слушаете. Вы — соискатель. Как Вы думаете, кто Вы сейчас — продавец или покупатель?

Конечно, покупатель. Совершенно очевидно, что Компания активно продает вам свое рабочее место. При этом Вы — король положения. Вы выбираете, соглашаться на предложение Компании или нет. И вообще, что-то тут не видно толпы желающих получить эту работу!

К этому моменту позиция Компании в переговорах полностью проиграна. Но посмотрим, что будет дальше.

Кадровик закончил свой спич. Слово берет Большой Босс. Говорит, что Вам неслыханно повезло. Что работать в его компании — большая удача. Компания — лидер рынка. Работает давно, занимает на рынке одну из ключевых позиций. По многим направлениям деятельности — на первом месте с большим отрывом от конкурентов. Многие товары и услуги компании эксклюзивны и уникальны. Эта эксклюзивность дополняется высоким качеством работы и технологическим превосходством. Объемы продаж постоянно растут, география деятельности расширяется. Что же касается условий работы менеджеров по продажам, то они просто замечательные. Большие оклады. Высокий процент от продаж. Дополнительно — бонусы и полный соцпакет. Интенсивная профессиональная подготовка за счет Компании. Перспективы карьерного роста… Лидеры продаж поощряются премией: поездкой в Чехию на Новый год!

Вы сидите и слушаете. Вы — опытный коммерсант, Вы уже понюхали реальную работу. Каковы Ваши ощущения, когда Вы слушаете эти шоколадные условия?

У большинства соискателей, имеющих хотя бы небольшой опыт работы, ощущения однозначные: разводят. Явное АО «МММ» с «Хопер-Инвестом» в одном флаконе.

Такой работы не бывает. Если все это — правда, почему же они ищут сотрудников? И почему огромная толпа желающих получить работу не осаждает этот офис?

Опытный соискатель в этой ситуации поступает следующим образом. Он все внимательно выслушивает. После чего говорит: «Ваше предложение очень интересно для меня. Но Вы должны понимать, что у меня есть и другие предложения. Теперь я должен решить, какое наиболее интересно и перспективно для меня. Я, с Вашего разрешения, хотел бы взять тайм-аут. Я подумаю, какой из предложенных мне вариантов выбрать. Если я выберу Ваше предложение — я Вам обязательно позвоню. И сообщу, что готов работать в Вашей Компании». После чего уходит. Чтобы не позвонить никогда.

А теперь представьте себя на месте большого босса, который все это время говорил чистую правду.

Не кажется ли Вам, что в такой системе собеседований есть что-то глубоко порочное? Получается, чем лучше предлагаемые Вами условия и чем больше Вы любите свою компанию (так, что не можете сдержаться) — тем проигрышнее ваша позиция. Разве так должно быть?

На самом деле, корень зла — в слепом заимствовании. Система отбора кадров через индивидуальные собеседования взята из западного менеджмента. Возможно, в США и Европе она работает неплохо.

Только у большинства наших людей менталитет вовсе не европейский. Мы по менталитету значительно ближе к Азии. Да и жизнь нас воспитывает соответствующим образом.

Ну скажите, когда это было, чтобы что-то по-настоящему хорошее Вам давали просто так?

Поэтому для эффективного набора кадров в нашей стране необходимо использовать совсем другой подход...

Источник публикации: 
Поделиться:
Не в сети

У Бакшта все одна мысль по набору- устройте соревнование среди соискателей,пускай перед вами попрыгают.пускай вы будете менеджера покупать.Это вообще смешно:"Вы сидите и слушаете. Вы — опытный коммерсант, Вы уже понюхали реальную работу. Каковы Ваши ощущения, когда Вы слушаете эти шоколадные условия? У большинства соискателей, имеющих хотя бы небольшой опыт работы, ощущения однозначные: разводят. Явное АО «МММ» с «Хопер-Инвестом» в одном флаконе."

Почему если предлагают хорошие условия это сразу МММ?Когда здравомыслящий соискатель идет устраиваться на работу он просто обязан изучить о фирме в которую идет отзывы в интернете,если он в этой сфере давно работает всегда можно навести справки,опять же заключайте трудовой договор где все условия будут прописаны.

Что бы не быть голословным вот отзыв соискателя как он устраивался в компанию Бакшта Капитал Консалтинг
"народу было около 40-50 человек. пригласили на должность замначальника отдела продаж.
предлагалось заполнить несколько анкет с подробными данными о себе вплоть о родителях. далее каждый заходил в кабинет и 3-5 минут беседовал с какимито начальниками. на это уходило около 2 часов. потом они выходили зачитывали фамилии тех кто не прошел и говорили им счастливого пути. оставляли 5-6 человек и снова предлагали пройти по одному и собеседовали на тему холодного звонка. еще около 1 часа. потом по одному приглашали и предлагали работу с условием начать с менеджера по продажам, а уже потом перейти на должность замначальника. вообщем чистой воды развод, потому что к ним никто на менеджера идти не хочет, вот они и психологически ищут лохов кто готов попробовать к ним пойти на работу, если человек мало опытный, то рискнет начать с низшей должности, а так мое мнение шарашкина контора, я согласен с предыдушим высказыванием, что все что вы хотите узнать о продажах, можно узнать из книг написанных намного раньше чем бакшт начал свою карьеру и даже совеременным авторам бакшт даже в подмастерья не годится." Источник http://orabote.net/feedback/show/id/208754

Вот идеальный набор сотрудников для Константина!

Методика Бакшта набора кадров и управления бизнесом конечно не лишена недостатков. С ней можно не соглашаться, критиковать и улучшать. Но его компания работает с 2004 года. Уже 10 лет на плаву. Вы знаете много компаний, которые прожили больше 10 лет? Это что-то, да значит.  

Я не защищаю Константина, и лично не знаком с ним, но по поводу комментариев в Интернете ..... Вы же понимаете, что один обиженный сотрудник может заср..ть весь Интернет под разными никами за пол-дня.  

Не в сети

Компании которые обманывают соискателей и не соблюдают ТК очень много,и многие работают не первый год.

Однако их руководители их не пишут "умные статьи" как надо делать бизнес по русски,набирая сотрудников на одни условия а в итоге давать другие.

Про заср..ть в интернете- по своему опыту поиска работы могу сказать что если даже есть один плохой отзыв о компании это уже серьезный показатель что в компании что-то не так,ибо человек напишет плохой отзыв если уж его сильно что-то разозлило.А уж если как в случае Капитал Консалтинга их десятки,то о каком вообще обучении от руководителя этой компании или его методах набора персонала может идти речь?

Зачем статьи на сайте от компании которая обманывает сотрудников?

Или вы искренне считаете что эти отзывы писал один человек?

Соглашусь с вами что срок 10 лет солидный,однако Почта России и больше работает,на плаву можно тоже быть по разному.

P.S Я не работал в компании Капитал Консалтинг и у меня нет к ним претензии как к работодателю,я просто призываю осторожно относиться к статьям Бакшта и тому чему он учит.

 

Про заср..ть в интернете- по своему опыту поиска работы могу сказать что если даже есть один плохой отзыв о компании это уже серьезный показатель что в компании что-то не так,ибо человек напишет плохой отзыв если уж его сильно что-то разозлило.

Андрей, как руководитель я вам скажу, что это не так. Сотрудник баклуши бьет, не обучаем, на мозг остальным капает, его предупреждаешь, потом увольняешь и начинается на каждом сайте "меня не оценили, руководитель сволочь, компания говно, продукт дерьмо и т.д. и т.п." Обиженных всегда хватает. Сначала это расстраивает, потом просто не обращаешь на это внимания. И остальным не советую серьезно относится к отзывам в интернете. Как хвалебным, так и негативным. Другое дело, что при трудоустройстве не лишним будет пробить компанию по базам судебных исков. Если компания по судам таскается, то это уже серьезно. СтОит задуматься. 

Кстати, по той же ссылке http://orabote.net/feedback/show/id/208754 есть и положительные и отрицательные отзывы. 

Трудно не согласиться с автором, если собеседование происходит так, как он описывает. Но я склонен думать, что это преувеличение, характеризующее "внутренние" проблемы с набором кадров.

На мой взгляд, гораздо печальнее проблемы "внешние". У меня создается впечатление, что на огромном рынке труда Москвы в палатках хэдхантеров собрались любители-авантюристы, а профессиональные продавцы там редкие и случайные гости. Я бы с удовольствием научил любителя профессии при наличии способностей и желания учиться. Но, как правило, даже при наличии первого (что можно увидеть на собеседовании), второе отсутствует напрочь. Зато присутствует желание получить (не заработать!) много и сразу. Теория эффективных продаж воспринимается как курс латыни в техникуме, а практика ограничивается понятием "впарить", победив конкурента большей скидкой или откатом.

Лень и любительщина убивают профессию, и отсутствие на рынке труда качественного предложения от специалистов по продажам - тому свидетельство.

Эдуард Корженевский

Аватар пользователя Таня Куликова
Не в сети

я хочу научиться.Готова слушать, слышать, ощущать, пробовать. 

С уважением Куликова Татьяна

Не в сети

"Поэтому для эффективного набора кадров в нашей стране необходимо использовать совсем другой подход..."

Который можно и нужно подчерпнуть из тренингов ув. К.Бакшта, так? Дальше:

1. Уважение к людям, по мнению Бакшта, абсолютно не нужно. Пусть видит, что он не первый, не единственный. Пусть видит, что он один из тысячи. 

2. Не нужно расхваливать компанию. Соискатель готов работать в любом случае, даже если он не знает названия фирмы.

Лично у меня осталось неприятное ощущение, после прочтения статьи.