Респект! Для меня статьи "МЕГАПЛАНА" как бальзам на душу!!!!
Говорить на пяти языках (Простые приемы мотивации сотрудников)
Сарычева Люда, Мегаплан
Здравствуйте! Сегодня мы применяем методы семейной психотерапии к офисной работе.
Гэри Чэпмэн в 1992 году опубликовал книгу «Пять языков любви: как выразить свои чувства к партнеру». Автор — семейный психолог — рассказывает, почему любящие супруги разводятся и как это предотвратить.
В выпуске о внутреннем увольнении я советовала дополнительно посмотреть выступление предпринимателя Сергея Котырева об ошибках менеджмента. В этом выступлении Сергей упоминает о книге Чэпмэна. Он рассказывает, как советы семейного психолога помогают руководить компанией. Сегодня я хочу подробнее остановиться на этой теме.
Книга издательства «Брайт стар паблишинг»
Языки любви
Чэпмэн описывает пять языков любви:
- слова одобрения;
- акты служения;
- подарки;
- качественное время;
- физическое взаимодействие.
Каждый человек говорит на всех языках любви: любит получать подарки и радуется похвале. Но один язык — основной. Если человек говорит с партнером на этом языке, партнер чувствует его любовь и отвечает взаимностью.
Например, для мужа главный язык любви — служение. Это значит, он любит помогать другим и когда помогают ему. Жена это знает, поэтому каждый вечер радует вкусными блюдами, регулярно убирает квартиру, иногда моет машину мужа. Эти поступки дают мужу уверенность, что жена любит его и готова вкладываться в отношения. Когда языки любви совпадают, супруги счастливы и имеют все шансы отметить золотую свадьбу. Но если они говорят на разных языках, могут быть проблемы.
Допустим, основной язык любви супруги — слова одобрения. Вы можете каждую неделю дарить ей золотые украшения, но если не будете благодарить за чистоту в доме и вкусный ужин, она усомнится в вашей любви. Вы говорите на разных языках.
То же с сотрудниками. В благодарность за хорошую работу вы каждый месяц выдаете премию подчиненному, но его язык любви — слова одобрения. Со временем мотивация такого сотрудника упадет, производительность снизится, премии закончатся. Сотрудник уволится и будет рассказывать гадости про начальство.
Пять языков любви помогут поддерживать мотивацию сотрудников. Сегодня в рассылке расскажем, как выявить основной язык любви подчиненного и как правильно на нем говорить.
Слова одобренияЯ знаю руководителей, которые любят критиковать и не умеют хвалить. Будто хороший результат — само собой разумеющееся. Если ваш язык любви — одобрение, вам не понравится работать с таким руководителем.
Когда сотруднику важно одобрение, он сам даст это понять: будет подхваливать коллег, писать хорошие отзывы о работе, делать комплименты. Люди склонны проявлять то отношение, которое хотели бы получать сами. Мать подпитывает мотивацию Марфушеньки-душеньки Внимательный начальник заметит и другие признаки: сотрудник задерживается на работе и обязательно попадается на глаза руководителю, часто показывает результаты и приносит идеи. Работайте с этим. Если человек любит слова одобрения, не жадничайте. Это пойдет на пользу бизнесу. Похвала. Не скупитесь на комплименты для сотрудника, но и не переборщите. Подпитывайте мотивацию незамысловатыми фразами между делом:
Иногда сотрудники жаждут публичного одобрения. Благодарите сотрудника за хорошую работу на собраниях или корпоративах. Критика. Мы уже несколько раз писали, как правильно критиковать:
Просьбы. Это один из диалектов языка одобрения. Не просто поручайте сотруднику новые задачи, а подталкивайте на подвиги:
Травите леску, будьте готовы к отказу. Пусть сотрудник сам захочет взять на себя задачу. Ваше дело — показать важность этой работы для компании. |
Качественное времяМногие руководители соблюдают дистанцию с подчиненными. Считается, что личные отношения вредят работе. Но если сотрудник говорит на языке качественного времени, придется поступиться этими принципами во имя мотивации.
Качественное время — это время, безраздельно посвященное собеседнику. Такого времени может быть не так много, но оно целиком должно принадлежать вам и собеседнику. Если в процессе разговора вы играете в икс-бокс или читаете отчет, это не качественное время. Это ресурсоемкий язык общения: его трудно вычислить и применять. Когда сотрудник говорит на языке качественного времени, в деловой беседе он обычно не ограничивается рабочими вопросами. Если заглянул по делу, заодно спросит о прошедшей на днях конференции или планах на отпуск. Иногда это может быть банальной вежливостью. Поэтому более надежный способ выявить язык качественного времени — попробовать его. Невзначай выловите сотрудника на корпоративе или в коридоре. Заведите разговор на общие темы, не касайтесь работы. Постарайтесь, чтобы беседа не была натянутой, поделитесь фактами из жизни:
Внимательно слушайте собеседника, цепляйтесь за его слова, задавайте вопросы. Покажите, что вы цените его знания. Десяти минут непринужденной беседы хватит, чтобы замотивировать сотрудника, если его основной язык общения — качественное время. После разговора понаблюдайте в течение дня за сотрудником. Если он работает на подъеме, качественное время — его язык общения. Теперь ваша задача — проводить такие беседы регулярно. |
Акты служенияКогда основной язык любви — акты служения, человек сам бросается помогать тому, кто ему симпатичен. Так он подсознательно проявляет свое расположение. Не все руководители готовы разговаривать на языке служения с сотрудниками. Мы привыкли, что подчиненные служат руководителям. Но если в вашей команде есть ценный кадр, для которого это важно, преодолейте этот стереотип:
Не бойтесь, что вас перестанут уважать за такие поступки. Наоборот, сотрудники оценят вашу готовность прийти на помощь и станут больше доверять. |
ПодаркиПодарки — еще один язык любви. Людям, которые говорят на этом языке, важно получать подарки. Стоимость, полезность и размер подарка неважен. Ценность несет сам факт дарения. Если сотрудник угощает коллег пирогами и домашним вареньем и первым сдает деньги на дни рождения — вы знаете его язык любви. Чтобы говорить с подчиненным на языке подарков и при этом не привлекать лишнее внимание других сотрудников, попробуйте вот что:
|
Физическое взаимодействиеЛюдей, которые познают мир через физические прикосновения, называют кинестетиками. Обычно они довольно молчаливы, любят все пробовать на ощупь и выражают симпатию через объятия и прикосновения. С такими людьми необязательно разговаривать, чтобы они чувствовали ваше расположение. Обычно их язык любви — физическое взаимодействие. Они любят обниматься и держать собеседника за руку. В профессиональной сфере не так много вариантов проявления этого языка любви:
Героиня Одри Тоту в фильме «Амели» любит опускать руку в мешок с фасолью. Ее язык любви — физическое взаимодействие. Научиться говорить на 5 языках любви не так уж сложно. Сложнее — переломить стереотипы. |
Без крайностейГэрри Чэпмэн создал удобную модель благополучных отношений: выясните язык любви партнера и говорите на нем. Партнер выяснит ваш язык и начнет его использовать. Тогда семья станет крепкой, а супруги будут чувствовать любовь и поддержку друг друга. Кажется, все просто. Но сам Чэпмэн предостерегает читателя использовать упрощенный подход к 5 языкам любви. Каждому человеку важно слышать благодарность, получать заботу и подарки, проводить время с партнером и быть с ним рядом. Но один-два языка стоят на первом месте. Сосредоточиться нужно на них, но не упускать остальные. Выявить язык любви тоже не всегда просто, люди не всегда его демонстрируют. Иногда они просто перенимают модель своей семьи: отец одаривал всю семью подарками, сын тоже будет так делать. Но, скорей всего, это не его язык любви, а привычка. Определить язык любви в деловой сфере еще сложнее. Мотивация — сложная и неоднозначная область психологии. Подход Чэпмэна — лишь один из многих. Но все подходы основаны на чуткости и умении прислушиваться к собеседнику. Если вы научитесь это делать по отношению к сотрудникам, они будут любить свою работу и стремиться к лучшим результатам. |
Люда СарычеваПисатель Мегаплана |
Ваш опытБуду рада, если в комментариях к этой статье вы поделитесь своим мнением, возможно ли применять теорию Чэпмэна на практике в деловой сфере. |
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Прям пособие для РОП) по-моему как раз таки самая сложная часть работы руководителя - это держать в тонусе своих подопечных!
Попробуем применить "слова одобрения" Отличная статья! Мегаплан держит марку)
Было интересно почитать.