Говорить на пяти языках (Простые приемы мотивации сотрудников)

Говорить на пяти языках (Простые приемы мотивации сотрудников)Сарычева Люда, Мегаплан

Здравствуйте! Сегодня мы применяем методы семейной психотерапии к офисной работе.

Гэри Чэпмэн в 1992 году опубликовал книгу «Пять языков любви: как выразить свои чувства к партнеру». Автор — семейный психолог — рассказывает, почему любящие супруги разводятся и как это предотвратить.


В выпуске о внутреннем увольнении я советовала дополнительно посмотреть выступление предпринимателя Сергея Котырева об ошибках менеджмента. В этом выступлении Сергей упоминает о книге Чэпмэна. Он рассказывает, как советы семейного психолога помогают руководить компанией. Сегодня я хочу подробнее остановиться на этой теме.

Изображение
 Книга издательства «Брайт стар паблишинг»

Языки любви

Чэпмэн описывает пять языков любви:

  1. слова одобрения;
  2. акты служения;
  3. подарки;
  4. качественное время;
  5. физическое взаимодействие.

Каждый человек говорит на всех языках любви: любит получать подарки и радуется похвале. Но один язык — основной. Если человек говорит с партнером на этом языке, партнер чувствует его любовь и отвечает взаимностью.

Например, для мужа главный язык любви — служение. Это значит, он любит помогать другим и когда помогают ему. Жена это знает, поэтому каждый вечер радует вкусными блюдами, регулярно убирает квартиру, иногда моет машину мужа. Эти поступки дают мужу уверенность, что жена любит его и готова вкладываться в отношения. Когда языки любви совпадают, супруги счастливы и имеют все шансы отметить золотую свадьбу. Но если они говорят на разных языках, могут быть проблемы.

Допустим, основной язык любви супруги — слова одобрения. Вы можете каждую неделю дарить ей золотые украшения, но если не будете благодарить за чистоту в доме и вкусный ужин, она усомнится в вашей любви. Вы говорите на разных языках.

То же с сотрудниками. В благодарность за хорошую работу вы каждый месяц выдаете премию подчиненному, но его язык любви — слова одобрения. Со временем мотивация такого сотрудника упадет, производительность снизится, премии закончатся. Сотрудник уволится и будет рассказывать гадости про начальство.

Пять языков любви помогут поддерживать мотивацию сотрудников. Сегодня в рассылке расскажем, как выявить основной язык любви подчиненного и как правильно на нем говорить.

Изображение
 

Слова одобрения

Я знаю руководителей, которые любят критиковать и не умеют хвалить. Будто хороший результат — само собой разумеющееся. Если ваш язык любви — одобрение, вам не понравится работать с таким руководителем.

  • В выходной звонит телефон. Вы видите, что это клиент, с которым заключили сделку на этой неделе. Ваша работа с ним окончена, в выходной думать о делах не хочется. Вы смотрите на телефон, на остывающий завтрак, снова на телефон. Вздыхаете и берете трубку. Оказалось, проблема с доставкой товара. Вы за это не отвечаете, но клиенту больше не к кому обратиться. Откладываете семейные дела и за пару часов решаете проблему.
  • В понедельник приходите на работу, начальник точно в курсе ситуации, но не подает виду. В конце месяца вам выдают премию. Вы идете к начальнику, спрашиваете, за что, а он отвечает: «Ну ты ж тогда вроде помог клиенту в выходной, вот и премия». При этом начальник смотрит в компьютер и даже не поднимает на вас глаз.
  • Как вы почувствуете себя в этой ситуации? Если вас охватывает скорбь и уныние, вам важны слова одобрения.

Когда сотруднику важно одобрение, он сам даст это понять: будет подхваливать коллег, писать хорошие отзывы о работе, делать комплименты. Люди склонны проявлять то отношение, которое хотели бы получать сами.
 

Изображение

Мать подпитывает мотивацию Марфушеньки-душеньки

Внимательный начальник заметит и другие признаки: сотрудник задерживается на работе и обязательно попадается на глаза руководителю, часто показывает результаты и приносит идеи.

Работайте с этим. Если человек любит слова одобрения, не жадничайте. Это пойдет на пользу бизнесу.

Похвала. Не скупитесь на комплименты для сотрудника, но и не переборщите. Подпитывайте мотивацию незамысловатыми фразами между делом:

  • — Уже 8 вечера, а ты еще на работе? Вот это ответственность!
  • — Я слышал, ты вчера отлично справился на переговорах с клиентом. Поздравляю!
  • — За этот месяц ты лучший по продажам. Я впечатлен.

Иногда сотрудники жаждут публичного одобрения. Благодарите сотрудника за хорошую работу на собраниях или корпоративах.

Критика. Мы уже несколько раз писали, как правильно критиковать:

  • Говорите о поступке, а не о человеке: вместо «ты безответственный» скажите «к этому проекту ты отнесся легкомысленно».
  • Оценивайте усилия, даже если результат не тот: «Я вижу, что ты старался. Спасибо, что вложил в это дело столько труда. Но это не совсем то, что нам нужно. Давай улучшим?»
  • Выражайте чувства: «меня беспокоит, что ты не уложился в срок»; «я разочарован в результате»; «я огорчен, потому что ожидал от тебя большего». Так вы покажете, что вам не плевать на результат, а само замечание перестанет выглядеть обвинением.

Просьбы. Это один из диалектов языка одобрения. Не просто поручайте сотруднику новые задачи, а подталкивайте на подвиги:

  • — Вика, в прошлом месяце ты обучила нового сотрудника. Я поинтересовался у него, как прошло обучение, и он был в восторге. Я и сам вижу, что ты старательный сотрудник. Твой опыт пригодился бы многим новичкам. Как ты смотришь на то, чтобы заниматься обучением постоянно?

Травите леску, будьте готовы к отказу. Пусть сотрудник сам захочет взять на себя задачу. Ваше дело — показать важность этой работы для компании.

Изображение
 

Качественное время

Многие руководители соблюдают дистанцию с подчиненными. Считается, что личные отношения вредят работе. Но если сотрудник говорит на языке качественного времени, придется поступиться этими принципами во имя мотивации.

  • Сергей Котырев рассказывает случай: в его компании работает программист. Он всегда показывал отличные результаты и хорошо ладил с коллективом. Но прошло время, и он скис, производительность упала.
  • На этот период выпал корпоратив. Утром после него Сергей и программист не могли сесть за руль, поэтому приходили в форму в кафе. Прообщались три часа. Рабочие вопросы не обсуждали.
  • После этого случая программист снова стал показывать отличные результаты и работать с удовольствием. Его язык общения — качественное время.

Качественное время — это время, безраздельно посвященное собеседнику. Такого времени может быть не так много, но оно целиком должно принадлежать вам и собеседнику. Если в процессе разговора вы играете в икс-бокс или читаете отчет, это не качественное время.

Это ресурсоемкий язык общения: его трудно вычислить и применять.

Когда сотрудник говорит на языке качественного времени, в деловой беседе он обычно не ограничивается рабочими вопросами. Если заглянул по делу, заодно спросит о прошедшей на днях конференции или планах на отпуск.

Иногда это может быть банальной вежливостью. Поэтому более надежный способ выявить язык качественного времени — попробовать его. Невзначай выловите сотрудника на корпоративе или в коридоре. Заведите разговор на общие темы, не касайтесь работы. Постарайтесь, чтобы беседа не была натянутой, поделитесь фактами из жизни:

  • — Я слышал, ты вчера участвовал в благотворительном забеге. Как впечатления?
  • — Тяжеловато было, хотя я три месяца готовился. Раньше не бегал на такие дистанции.
  • — Понятно. Ну да, наверное, тяжело так. А как тренировался?
  • — В парке бегал каждый день, два раза в неделю — силовые нагрузки.
  • — Ну у тебя и сила воли. Здорово. А я вот купил беговые кроссовки месяц назад, но так и не вышел на пробежку. А ты как заставляешь себя заниматься?
  • — Сначала с трудом, очень лень было. Недели через две втянулся. Фитнес-браслет даже купил, чтобы отслеживать нагрузки.
  • — Серьезно? Какой выбрал?

Внимательно слушайте собеседника, цепляйтесь за его слова, задавайте вопросы. Покажите, что вы цените его знания. Десяти минут непринужденной беседы хватит, чтобы замотивировать сотрудника, если его основной язык общения — качественное время.

После разговора понаблюдайте в течение дня за сотрудником. Если он работает на подъеме, качественное время — его язык общения. Теперь ваша задача — проводить такие беседы регулярно.

Изображение

Акты служения

Когда основной язык любви — акты служения, человек сам бросается помогать тому, кто ему симпатичен. Так он подсознательно проявляет свое расположение.

Не все руководители готовы разговаривать на языке служения с сотрудниками. Мы привыкли, что подчиненные служат руководителям. Но если в вашей команде есть ценный кадр, для которого это важно, преодолейте этот стереотип:

  • Если у сотрудника трудности с задачей, помогите ему. Выясните проблему, исправьте ошибку и расскажите, как правильно. Так вы повысите мотивацию и заодно обучите сотрудника.
  • Сотрудник задержался на работе — подбросьте до дома или вызовите такси.
  • Заметили сонный вид — принесите кофе.
  • Сотрудник спорит с коллегами — разрулите. Не принимайте ничью сторону. Просто покажите, что вы не остаетесь в стороне и не хотите конфликтов в команде.
  • Сотрудник меняет рабочее место — помогите перенести вещи.

Не бойтесь, что вас перестанут уважать за такие поступки. Наоборот, сотрудники оценят вашу готовность прийти на помощь и станут больше доверять.

Изображение

Подарки

Подарки — еще один язык любви. Людям, которые говорят на этом языке, важно получать подарки. Стоимость, полезность и размер подарка неважен. Ценность несет сам факт дарения.

Если сотрудник угощает коллег пирогами и домашним вареньем и первым сдает деньги на дни рождения — вы знаете его язык любви.

Чтобы говорить с подчиненным на языке подарков и при этом не привлекать лишнее внимание других сотрудников, попробуйте вот что:

  • Поручаете сотруднику задание — вручите новый блокнот.
  • Заказываете канцтовары — спросите сотрудника лично, что ему нужно для работы, и включите это в список покупок.
  • Привозите магниты или открытки из поездок — раздавайте сотрудникам. Только не пускайте по кругу и не оставляйте на общем столе: вручите лично.
  • Будете оформлять заказ в интернет-магазине — включите в него несколько мелочей на раздачу: салфетки для монитора, держатель для книг, наклейки на ноутбук. Когда придет посылка, откройте ее при всех и как бы невзначай раздайте мелочи сотрудникам, которых мотивируют подарки.
Изображение

Физическое взаимодействие

Людей, которые познают мир через физические прикосновения, называют кинестетиками. Обычно они довольно молчаливы, любят все пробовать на ощупь и выражают симпатию через объятия и прикосновения. С такими людьми необязательно разговаривать, чтобы они чувствовали ваше расположение.

Обычно их язык любви — физическое взаимодействие. Они любят обниматься и держать собеседника за руку.

В профессиональной сфере не так много вариантов проявления этого языка любви:

  • Здоровайтесь с таким сотрудником за руку. Пусть рукопожатие будет продолжительным и крепким.
  • Похлопайте по спине, когда хвалите за хорошую работу
  • Если у сотрудника возникли сложности в работе, скажите, что верите в него, и положите руку на плечо. Так он почувствует вашу поддержку.

Изображение

Героиня Одри Тоту в фильме «Амели» любит опускать руку в мешок с фасолью. Ее язык любви — физическое взаимодействие. 

Научиться говорить на 5 языках любви не так уж сложно. Сложнее — переломить стереотипы.

Без крайностей

Гэрри Чэпмэн создал удобную модель благополучных отношений: выясните язык любви партнера и говорите на нем. Партнер выяснит ваш язык и начнет его использовать. Тогда семья станет крепкой, а супруги будут чувствовать любовь и поддержку друг друга.

Кажется, все просто. Но сам Чэпмэн предостерегает читателя использовать упрощенный подход к 5 языкам любви. Каждому человеку важно слышать благодарность, получать заботу и подарки, проводить время с партнером и быть с ним рядом. Но один-два языка стоят на первом месте. Сосредоточиться нужно на них, но не упускать остальные.

Выявить язык любви тоже не всегда просто, люди не всегда его демонстрируют. Иногда они просто перенимают модель своей семьи: отец одаривал всю семью подарками, сын тоже будет так делать. Но, скорей всего, это не его язык любви, а привычка. Определить язык любви в деловой сфере еще сложнее.

Мотивация — сложная и неоднозначная область психологии. Подход Чэпмэна — лишь один из многих. Но все подходы основаны на чуткости и умении прислушиваться к собеседнику. Если вы научитесь это делать по отношению к сотрудникам, они будут любить свою работу и стремиться к лучшим результатам.

 
Изображение

Люда Сарычева

Писатель Мегаплана

Ваш опыт

Буду рада, если в комментариях к этой статье вы поделитесь своим мнением, возможно ли применять теорию Чэпмэна на практике в деловой сфере.

 

Поделиться:
Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

Респект! Для меня статьи "МЕГАПЛАНА" как бальзам на душу!!!! 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!

Не в сети

Прям пособие для РОП) по-моему как раз таки самая сложная часть работы руководителя - это держать в тонусе своих подопечных!

Создам CRM из вашей таблицы в Google. Автоматизация работы с контрагентами, автоматизированное создание договоров, КП, рассылки на Google.

srazumnii@gmail.com

Аватар пользователя Лом
Не в сети

  Попробуем  применить "слова одобрения" smiley  Отличная статья! Мегаплан держит марку)

Попробуйте веб-сервис для повышения продаж.  Увеличение скорости работы до 200 холодных звонков, сохранение результатов и удобная отчётность. Продаю базы для холодного обзвона.

Не в сети

Было интересно почитать.